МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ВСЕ ИНСТИТУТЫ МЭИ (ТУ) ___________________________________________________________________________________________________________
Направление подготовки: Энергетическое машиностроение, АВТИ (по всем направлениям), электроэнергетика, Теплоэнергетика и Теплотехника, Экономика, Ядерная энергетика и теплофизика, Электроэнергетика и электротехника, Радиотехника. Биотехнические системы и технологии, Электроника и наноэлектроника.
Профиль(и) подготовки: все бюджетные профили подготовки
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ философия
Цикл:
| Гуманитарный, социальный, экономический
|
| Часть цикла:
| базовая
|
| № дисциплины по учебному плану:
| Б.1.2
|
| Часов (всего) по учебному плану:
| 180, 144, 108
|
| Трудоемкость в зачетных единицах:
| 5, 4, 3
| В соответствие с учебным планом каждого профиля подготовки
| Лекции
| 15 час (17 час., 18 час.)
| 2 сем., 3 сем., 4 сем. (ИРЭ) 6 сем. (ЭнМИ)
| Практические занятия
| 15 час (17 час, 18 час)
| 2 сем., 3 сем., 4 сем. (ИРЭ) 6 сем. (ЭнМИ)
| Лабораторные работы
| Не предусмотренны
|
| Расчетные задания, рефераты
| 20 час самостоят. работы
| 2 сем., 3 сем., 4 сем. (ИРЭ) 6 сем. (ЭнМИ)
| Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)
| 150 час., 114 час., 110 час, 108 час., 74 час., 72 час
| 2 сем., 3 сем., 4 сем. (ИРЭ) 6 сем. (ЭнМИ)
| Экзамены
| Не предусмотренны
| -
| Курсовые проекты (работы)
| Не предусмотренны
|
|
Москва - 2010
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является
Поскольку одной из функций философии является методологическая, то изучение этого курса помогает более грамотно и продуктивно участвовать студентам в решении частно-научных задач.
Изучение философии безусловно способствует лучшему пониманию студентами социальных процессов в обществе и формированию их гражданской позиции.
3накомство с философией позволит студентам осмыслить развитие человеческой мысли, познакомиться со взглядами крупнейших философов античной, Западной Европы и России, с проблемами онтологии и гносеологии, овладеть основами диалектического метода, получить представление об основах социальной философии, социальной антропологии.
Курс философии входит в федеральную компоненту подготовки специалистов высшей квалификации. Он позволяет вырабатывать у студента:
• понимание философии как методологии познавательно-теоретической деятельности человека;
• готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию;
• целостное представление о картине мира, ее научных основах;
• умение философски анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной деятельности;
• владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты;
• готовность к практическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др.;
• навыки когнитивной деятельности и готовность анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессиональной деятельности;
• навыки творчества (поиск идей, рефлексия, и др.) и применения системы эвристических методов и приемов. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по всем бюджетным профилям МЭИ (ТУ).
Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучение других дисциплин социально-гуманитарного цикла: истории, культурологии, политологии, правоведения, социологии. Философия является методологической базой для изучение теоретических и фундаментальных дисциплин профессионального цикла.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
Основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;
основные источники научно-технической информации по различной профессиональной и смежной тематике (ОК-7, ПК-6);
терминологию в областях, близких к профессиональной сфере: социальной, политической, психологической (ОК-2);
сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-10);
историю и основных представителей научной, технической, социальной, политической, философской мысли и других видов духовной культуры;
Уметь:
самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую и научную литературу;
анализировать различного рода рассуждения, публично выступать, аргументировано вести дискуссию и полемику (ОК-12);
анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по профессиональной и непрофессиональной тематике исследования (ПК-6);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
Владеть:
навыками дискуссии по профессиональной и смежной тематике (ОК-12);
культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью к письменному и устному изложению и аргументации своей точки зрения, умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; (ОК-2);
способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, к анализу политических событий и тенденций (ОК-5);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
способностью и готовностью понимать роль искусства, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часов. Для направлений подготовки АВТИ, ИЭЭ, ИТАЭ, ИРЭ, ЭнМИ
| № п/п
| Раздел дисциплины.
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего часов на раздел
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по разделам)
| лк
| пр
| лаб
| сам.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Предмет философии
| 8
|
| 1
| 1
|
| 6
|
|
| Становление философии
| 7
|
| 1
| 1
|
| 5
|
|
| Философия средних веков.
| 4
|
| 0
| 1
|
| 3
|
|
| Философия Нового времени
| 8
|
| 1
| 1
|
| 6
|
|
| Классическая немецкая философия
| 8
|
| 1
| 1
|
| 6
|
|
| Иррационализм в философии
| 4
|
| -
| 1
|
| 3
| Тест по истории философии
|
| Марксистская философия и современность
| 9
|
| 1
| 1
|
| 7
|
|
| Отечественная философия.
| 11
|
| 1 (2, 3)
| 1 (2, 3)
|
| 9 (7, 6)
|
|
| Основные направления и школы современной философии
| 10
|
| 1 (2, 3)
| 1 (2, 3)
|
| 8 (6, 4)
| Контрольная работа по истории философии
|
| Учение о бытии
| 10
|
| 1
| 1
|
| 8
|
|
| Сознание и познание
| 13
|
| 1
| 1
|
| 11
| Подготовка реферата
|
| Научное и ненаучное знание
| 12
|
| 1
| 1
|
| 10
| Подготовка реферата
|
| Человек, общество, культура.
| 10
|
| 1
| 1
|
| 8
| Тест по проблемам философии
|
| Человек в системе социальных связей.
| 4
|
| 1
| -
|
| 3
| Защита реферата
|
| Смысл человеческого бытия.
| 12
|
| 1
| 1
|
| 10
| Контрольная работа по проблемам философии
|
| Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
| 12
|
| 2
| 1
|
| 9
| Коллоквиум по пройденному материалу
| 17.
| Зачет
| 2
|
|
|
|
| 2
|
| Итого
| 144
|
| 15 (17, 18)
| 15 (17, 18)
|
| 114 (110, 108)
|
| |