Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/5
Дата публикации21.11.2017
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению

050200 - Физико-математическое образование


Утверждено на заседании кафедры

физики

физико-математического факультета

(протокол №___ от

«__»_____________ 2011 г.)
Зав. кафедрой физики
___________________В.С.Шолохов


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Автор программы: Коновалова И.П. – доцент кафедры физики, кандидат педагогических наук.

    1. Рецензенты: Шиян Н.В. – доктор педагогических наук, профессор, Никонов О.А. – кандидат философских наук, доцент.




    1. Пояснительная записка:

  • Цель: Курс формирует у студентов элементы информационной культуры, что предполагает использование различных программных средств при решении педагогических и методических задач, возникающих в ходе обучения учащихся физике; умение организовать поиск информации, необходимой для решения этих задач; умение работать с отобранной информацией, структурировать, систематизировать, обобщать и представлять ее в виде, понятном учащимся; умение общаться, используя новые информационные технологии.

  • Задачи: Важнейшей задачей курса дистанционного обучения физике является формирование у студентов определенной системы знаний, психолого-педагогических умений использования современных технических и аудиовизуальных средств обучения в учебно-воспитательном процессе по физике, и умения творчески пользоваться программными средствами ЭВМ.

  • Место курса в общей системе подготовки специалиста: Курс дистанционного обучения физике является дисциплиной общепедагогической подготовки будущего учителя физики. В нем органически сочетаются традиционные и современные информационные технологии обучения (ИТО).




  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Должны знать:

      • Дистанционное обучение в системе средств воспитания и обучения физике.

      • Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации учащимся.

      • Структуру, состав и характеристики современных дистанционных средств обучения.

      • Психологические и дидактические особенности использования дистанционных средств обучения в учебно-воспитательном процессе по физике.

Должны уметь:

      • Пользоваться современными дистанционными средствами обучения для формирования основных понятий у учащихся по физике.

      • Использовать традиционные дистанционные средства обучения для преобразования накопленных знаний учащихся по физике.

      • Записывать и анализировать аудио-, видео- сюжеты.

      • Использовать полученные знания для создания мультимедийных обучающих презентаций с помощью программы создания презентаций, создавать и показывать презентации уроков.

      • Получать и передавать через Интернет дидактические материалы по физике.




  • Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: Павлов Н.А.- асс. каф. информатики и ОТД



    1. Извлечение из ГОС ВПО



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):






п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-

кость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

050200 Физико-математическое образование

3

6

42

26

12

14




16

зачет




    1. Содержание дисциплины:


1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего

ауд.

ЛК


ПР


ЛБ

Сам.

раб.

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Общие сведения об дистанционных средствах обучения

8

4

4




6
















2

Дистанционные средства обучения

9

4

5




6
















3

Методические основы дистанционных средств обучения.

9

4

5




6



















Итого

26

12

14




16

















1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Общие сведения об дистанционных средствах обучения

Измерение информации в учебно-воспитательном процессе по физике.

32

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты,

- выполнение контрольных заданий по вариантам

- выполнение тестов,

- защита рефератов,

- проверка контрольных,


2

Дистанционные средства обучения

Аудиовизуальные технологии обучения физике в школе.

32

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты,

- выполнение контрольных заданий по вариантам

- выполнение тестов,

- защита рефератов,

- проверка контрольных

3

Методические основы дистанционных средств обучения.

Дистанционное обучение физике учащихся.

Метод проектов в учебно-воспитательном процессе по физике.



32

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты,

- выполнение контрольных заданий по вариантам

- выполнение тестов,

- защита рефератов,

- проверка контрольных




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Целью реферативной и контрольной работ является овладение основами исследовательской работы, самостоятельное углубленное изучение проблем теории и техники школьного физического эксперимента.

Реферат должен содержать: введение с обоснованием цели и актуальности изучения выбранной темы реферата, основную часть, заключение, список использованной литературы не менее 5 источников. Объем 12-15 стр.

Контрольная работа должна содержать: план, краткое введение с обоснованием проблематики работы, основную часть, вывод и список использованной литературы.

Целью зачета является проверка знаний студентов по изученной дисциплине.


      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ:


Практическое занятие №1 Основы компьютерных телекоммуникаций.

План:

  1. Теоретические основы работы Internet

  2. Основные службы Internet

  3. Программы-обозреватели для работы в Internet

  4. Поиск информации в Internet: тематические каталоги, поисковые системы, механизмы узлового поиска.

  5. Использование ресурсов Internet в педагогической деятельности при обучении физике.

Задания:

  1. Ознакомиться со структурой Интернет обозревателя, научиться работать с браузерами, ознакомиться с поисковыми машинами, научиться строить запросы.

  2. Найти необходимую информацию для создания мультимедийной обучающей презентации по физике.

Литература:

    1. Карпенко А. В. От Laterna Magica к образовательному Internet: Учебное пособие по курсу “Технические и аудиовизуальные средства обучения” для студентов педагогических вузов. – Мурманск: МГПИ, 2002. – 148 с.

    2. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). М., 2006


Практическое занятие №2 Методика использования ДСО в обучении физике.

План:

  1. Метод проектов: специфика, назначение

  2. Использование технических средств в проектной исследовательской деятельности в обучении физике

  3. Самостоятельная проектная деятельность учащихся при изучении курса физики.

Задания:

  1. Создать мультимедийную обучающую презентацию по какой-либо учебной теме (выбирается самостоятельно) школьного курса физики

  2. Ознакомиться с возможностями MS Publisher, научиться создавать публикации.


Литература:

  1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). М., 2006

  2. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа: Office XP. – СПб.: Питер, 2005


Лабораторные занятия

1

Дистанционные средства обучение физике

1. Учебный эксперимент по изучению возможно­стей аудиотехники

2. Учебный эксперимент по изучению возможно­стей видеотехники

2

Использование современных информацион­ных и комму­никационных технологий в учебном про­цессе

1. Изучение программно-педагогических средств по физике

2. Компьютерные лабораторные работы.

3. Компьютеризированный учебный эксперимент




    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Рекомендуемая литература:

  • Основная:

  1. Аниськин В.Н., Богословский В.И. Аппаратура для статической проекции (устройство и методы использования в учебном процессе). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999 г.

  2. БашмаковМ., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения - СПб.: СВЕТ, 1997.

  3. Беспалко В.П. Слагаемые педагогической технологии М., 1989

  4. Загрекова Л.В., Тарасова М.А. Теория и технология обучения: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2004.

  5. Карпенко А. В. От Laterna Magica к образовательному Internet: Учебное пособие по курсу “Технические и аудиовизуальные средства обучения” для студентов педагогических вузов. – Мурманск: МГПИ, 2002. – 148 с.

  6. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред.
    Н. Е. Щурковой. - М., 1997.

  7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М., 2001.

  8. Новые аудиовизуальные технологии. /Под ред. Разлогова К.Э., 2005.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.

  10. Полат Е.С. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2000.

  11. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.

  12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -М, 1997.

  13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы ис­пользования. -М.: Школа-Пресс, 1994.

  14. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития./ Доклады НПК.-М, 1997

  15. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). М., 2006




  • Дополнительная:

  1. Воловник А.А. Знакомьтесь, информационные технологии. - С.-Пб., 2002.

  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод, пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  3. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. Учебное пособие для вузов Изд-во «Владос», 2001 г.

  4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. - Раздел 5. Педагогические технологии (С. 406-481).

  5. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа: Office XP. – СПб.: Питер, 2005

  6. Информатика: Учебное пособие для студентов педвузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. — М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

  7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.


Интернет-ресурсы:
«Вопросы Интернет-образования» center.fio.ru/vio - ежеквартальный электронный журнал. Издается с августа 2001 года Федерацией Интернет-образования (Москва), главный редактор Авдеева С. М., ответственный редактор Алексеева Е. В. Основные рубрики журнала: биты передового опыта, Интернет по предметам, Интернет-ориентация, выпускные работы (слушателей ФИО), рука друга, информационное пространство школы и др. В рубрике Интернет по предметам опубликован ряд статей по методике преподавания физики с использованием информационных технологий. Имеется электронная подписка.

Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» ipo.spb.ru/journal. На данной странице вы можете ознакомиться с оглавлениями всех вышедших журналов. В некоторых номерах журнала имеется статьи в HTML виде, доступные для чтения. Журнал издается с 1998 года. Объем журнала: 100-150 страниц. Адрес редакции: Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 25. Телефон/факс: 164-13-55. Имеется электронная подписка.

Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0» www.college.ru/booklet/1st.html - электронный вариант брошюры А. Ф. Кавтрева. Брошюра включает 48 страниц текста и представляет опыт по использованию обучающих программ в школах. Предложен ряд конкретных методических наработок.

Методика работы с компьютерными курсами «Открытая физика» и «Физика в картинках» А. Ф. Кавтрев. На этих страницах представлены методические материалы, задания к компьютерным моделям, а также компьютерные лабораторные работы по ряду тем. center.fio.ru/method/resources/kavtrev/11/fiz/op_metod.htm

Виртуальный практикум по курсу физики для студентов технических Вузов. Автор Тихомиров Ю. В. доцент МГТУГА. Практикум разработан с использованием компакт дисков ООО «ФИЗИКОН». www.college.ru/teacher/virt_practice.html

Компьютерные подарки учителю физики. Гомулина Н.Н. - статья в журнале «Вопросы интернет-образования» № 3, 2002 г.
center.fio.ru/vio/vio_03/cd_site/Articles/art_5_3.htm

«Открытая Физика 2.0» - новый шаг. Гомулина Н.Н. - статья в журнале «Компьютер в школе», № 3, 2000 г. www.college.ru/teacher/article.html

Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики. А.Ф. Кавтрев - статья в журнале «Вопросы интернет-образования» № 3, 2002 г. center.fio.ru/vio/vio_03/cd_site/Articles/art_5_5.htm

Компьютерный клуб учителя физики - Кабинет физики Санкт-Петербургского Университета Педагогического Мастерства (СПбГУПМ). Сценарии уроков физики с использованием новых информационных технологий.
www.edu.delfa.net:8101/teacher/club.html

О некоторых условиях эффективности применения компьютерных средств обучения. Фрадкин В.Е. зав. кабинетом физики СПбГУПМ (Санкт-Петербург). www.edu.delfa.net:8101/cabinet/stat/uslov%20effect.html

Педагогические и информационные технологии в образовании – научно методический журнал Южно-Уральского университета. Журнал предназначен для оперативной публикации новых научных результатов исследований и методических разработок в области новых педагогических и информационных технологий в образовании. scholar.urc.ac.ru:8002/Teachers/methodics

Использование компьютеров при обучении физике. Леонов Н. Ф. - статья в журнале «Вопросы интернет-образования» № 2, 2001 г.
center.fio.ru/vio/vio_02/cd_site/Articles/Art_1_17.htm

Методика использования интерактивного компьютерного курса с элементами дистанционного образования. Гомулина Н. Н. методист по физике ОМЦ Западного округа г. Москва; Михайлов С.В. учитель физики школы N 637, г. Москва www.college.ru/teacher/kavtrev/stat8.html

Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии в авангарде. Гомулина Н.Н., Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., ЗАО, Москва. www.physicon.ru/press/press8.html

Компьютерные модели в изучении физики. Чирцов А. С., Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПбГУ). nwcit.aanet.ru/chirtsov/txt1.html

Практикумы по компьютерному моделированию: модельный компьютерный эксперимент в углубленном курсе физики. Попов М. В.
top.izmiran.rssi.ru/lyceum/main/teachers/popov/pract.htm

Использование персонального компьютера на уроках физики. Гололобов А. И., Гололобова Е. Л., Лингвистическая гимназия при ТГУ им. Державина, г. Тамбов. schools.techno.ru/sch1567/metodob

Использование прикладных программ для ЭВМ в преподавании физики. Андриевская Н. С., Дальневосточный Государственный индустриально-экономический колледж. schools.techno.ru/sch1567/metodob

ООО «Физикон» http://www.physicon.ru/. Опыт преподавателей МФТИ. Образовательное ПО & Системы Дистанционного Обучения. Даны подробные описания мультимедийных курсов по физике и астрономии, которые соответствуют программам для общеобразовательных учреждений России. В разделе «Магазин» приведены условия приобретения программ, в том числе и с пересылкой по почте. Можно скачать демо-версии «Открытая Физика 2.0. Часть I» (Английская версия ~8.7Mb), «Открытая Физика 1.0» (Русская версия ~1.5Mb), «Физика в Картинках» (Русская версия ~530K). Адрес страницы с демоверсиями - www.physicon.ru/demo.html.

"Активная физика" и "Оптическая скамья"
www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/pilogic/. Страницы белорусской фирмы Pi - Logic - производителя программно-методического комплекса «Активная физика» и конструктора по геометрической оптике «Оптическая скамья». Приведены описания программ, их содержание и многочисленные иллюстрации. Приведены также публикации посвященные использованию указанных программ в учебном процессе. Можно скачать демо-версии.

"Активная физика" и "Оптическая скамья"
www.informika.ru/text/inftech/edu/physics/. Две обучающие программы белорусской фирмы Pi-Logic: программно-методический комплекс «Активная физика» и конструктор по геометрической оптике «Оптическая скамья». Обе достойны внимания. Приведены аннотации и содержания программ, а также условия их приобретения. Можно скачать демо-версии.

"Живая Физика" www.int-edu.ru/soft/fiz.html - русская версия одной из наиболее известных программ по физике Interactive Physics, разработанной американской фирмой MSC.Working Knowledge. Программа представляет собой компьютерную проектную среду, в которой ученик или учитель могут создавать собственные модели физических явлений и проводить эксперименты. Все опыты сопровождаются компьютерными анимациями, динамическими графиками, диаграммами векторов. Приведены методические материалы, а также ряд моделей и проектов, которые можно скачать.

«Сборка» shadrinsk.zaural.ru/~sda/project1. Инструментальная программная среда или компьютерная лаборатория "СБОРКА"; предназначена для изучения законов постоянного тока в средней школе. Эта программа позволяет собирать на экране компьютера и исследовать электрические цепи Причем вид всех виртуальных приборов соответствует виду приборов, используемых в учебном процессе. Программа распространяется бесплатно. Помимо программы (1,4 Мб) можно скачать краткое описание программы, методические рекомендации и задачи для 8 класса (129 Кб). Автор программы "СБОРКА" Слинкин Д.А., преподаватель информатики Шадринского государственного педагогического института.

«Начала электроники» http://www.elektronika.newmail.ru/. Инструментальная программная среда по курсу электричества для школьников и студентов младших курсов Вузов. Данная среда представляет собой электронный конструктор, в котором учащийся может "собирать" различные электрические схемы и наблюдать за установившимся режимом их работы. При помощи конструктора учащийся может изучать зависимость сопротивления проводников от материала, длины и поперечного сечения; изучать законы постоянного тока, изучать законы последовательного и параллельного соединения проводников, конденсаторов и катушек; изучать зависимость емкостного и индуктивного сопротивлений от частоты переменного тока; изучать выделение мощности в цепях переменного тока и многое другое. Конструктор можно также использовать и для других задач в самостоятельной работе учащихся.

"Проверялкин" http://www.college.ru/www.fizika.ru/tests/index.htm. Компьютерная программа "Проверялкин" служит для организации интерактивной самостоятельной работы обучаемого с текстами учебника и многоуровневыми заданиями к ним. Обучаемый получает ряд вопросов в определенной последовательности и должен в качестве ответов выделить определенные фрагменты изучаемого текста. Можно скачать демо-версию (500 Кб), в которой возможна работа с двумя темами по электронно-ионной теории. Можно также скачать инструкцию и ряд дополнительных заданий. Автор методики и программы методист из Курска И. В. Кривченко.

«Баллистический редактор «Орбита 1.2» www.infoline.ru/g23/5495/Physics/Cyrillic/orbit.htm предназначен для демонстрации и изучения основных физических принципов движения тел в гравитационном поле Земли. Программа позволяет рассчитывать и визуализировать баллистические траектории и орбиты движения тел, осуществлять прогноз движения космических аппаратов, а также отображать астробаллистическую ситуацию на карте мира. Программу можно скачать (1585 Кб).

Программы лаборатории мультимедиа ИрГТУ cnit.istu.irk.ru/lmm/kolosoff/2.html. Эта страничка содержит примеры обучающих, контролирующих и моделирующих программ по электротехнике, измерительной физике и ТОЭ, например: трансформатор, осциллограф, магнитоэлектрический прибор. Программы имеют интерактивный интерфейс, сопровождаются звуковым сопровождением и контрольными вопросами. Для просмотра программ необходимо скачать нужный архив, затем создать у себя на диске каталог, распаковать в него содержимое архива и запустить файл Start.bat

Интерактивный калькулятор измерений http://www.convert-me.com/ru/. На этом сайте Вы найдете интерактивные калькуляторы для различных систем измерений, как широко используемых (метрическая, американская), так и довольно экзотических (старорусская, японская, древнегреческая). Приведем ряд примеров представленных на этих калькуляторах физических величин: вес и масса, длина и расстояние, объем и вместимость, площадь, скорость и т. д. Авторы планируют регулярно добавлять новые величины и системы измерения.

Учебные компьютерные программы. НПП «БитПро» bitpro.ru. Здесь вы найдете каталог учебных компьютерных программ по всем предметам. Каталог содержит более 20 программ по физике, среди них "Открытая физика", "Активная физика", "Фундаментальные физические опыты", разнообразные задачники и др. Приведены краткие аннотации программ их цены в условных единицах, а также условия приобретения.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск