Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1





Скачать 471.75 Kb.
НазваниеПротокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1
страница1/4
Дата публикации02.08.2013
Размер471.75 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
  1   2   3   4

Утверждено

Директор МОУ Лицей №1

_____________/Н.Т. Колпакова/

Приказ № 69 от «01» сентября 2010г.

Рассмотрено

на заседании НМС

Протокол №1 от «30» августа 2010 г.



Образовательная программа углубленного изучения физики

в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей № 1

городского округа город Мантурово Костромской области




г. Мантурово

2010г.
Пояснительная записка

к образовательной программе углублённого курса физики

в МОУ Лицей № 1 городского округа

город Мантурово Костромской области

Физика как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Программа углублённого курса физики разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента Государственного Стандарта Образования», приказ Министерства образования и науки от 23.12.2009 №822 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. Сан Пин 2.4.2.1178-02», утверждённых главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002 года, зарегистрированных в Минюсте РФ 05.12.2002 год № 3997.

Данная программа рассчитана на углублённое изучение курса физики с 8 по 11 классы, при 3-х уроках в неделю в 8,9 классах и 5-и уроках в неделю в 10-11 классах. Программа (560 часов) предусматривает курс физики в 6-7 классах, который объединяет вокруг идеи знакомства с феноменологией физики. Для реализации этого курса отводится 105 часов (6 класс – 0,5 часа в неделю; 7 класс – 2 часа в неделю).

Исходя из цели функционирования Лицея естественнонаучного профиля, программа направлена на углублённое изучение курса физики в лицейских классах, на выявление на ранних ступенях изучения способностей учащихся по тем или иным видам деятельности и их развития.

Основная цель программы углубленного курса физики состоит в том, что, создавая целостное представление о развитии человека и мира, показать, что это развитие происходит по одним и тем же законам и нарушение их приводит к гибели, что роль человека на Земле не разрушителя, а созидателя в гармонии с окружающей природой.

Одна из приоритетных задач физического образования: формирование научного мировоззрения и мышления обучающихся, формирование компетентностей.

Таким образом, изучение углубленного курса физики призвано обеспечить:

  • развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы, образного и аналитического мышления;

  • ознакомление с основами физики как системы фундаментальных физических теорий, умение применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;

  • формирование научного мышления и мировоззрения, понимание возможностей научного познания природы и ознакомление с его методами;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • формирование и поддержание познавательного интереса к физике, раскрытие роли физики в современной цивилизации;

  • помощь выпускникам лицея в определении их дальнейшей профессиональной деятельности.


Основная школа (6-9 классы).

Программой предусмотрен пропедевтический курс «Физика» в 6 классе (17 часов, 0,5 часов в неделю). В основе этого курса лежит основное содержание экспериментальной программы авторов: А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, переработанной в соответствии с задачей: способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углублённому изучению физики на второй ступени образования. Курс начинается со знакомства со структурой физической науки, содержит разделы: «Введение», «Физические явления». В курсе предусмотрена практическая часть – лабораторные работы.

Программа данного курса обеспечена учебником «Физика. Химия 5-6 классы», авторы А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак,

Курс «Физика» в 7 классе (70 часов) основан на базовом курсе физики 7 класса и элементов курса астрономии. Элементы астрономии органически вписываются в разделы программы: «Физика и астрономия – науки о природе», «Движение». Также в программу курса входят разделы: «Масса и сила», «Энергия», «Давление».

Программа углубленного курса физики 8-9 класса реализуется в объеме 210 часов (8 класс – 3 часа в неделю, 9 класс – 3 часа в неделю). За основу положена программа В.Ф.Шилова, В.Г. Разумовского. Расширено содержание тем: «Электрические явления» - изучением закона Кулана; «Строение вещества» - вопросами «Химическая связь. Типы кристаллических связей»; «Внутренняя энергия» - вопросами «Необратимость тепловых процессов. Термодинамика и ее законы»; «Колебания и волны» - вопросами «Детектирование, полупроводниковый диод как детектор, полевой транзистор как усилитель. Космическая радиосвязь. Радиолокация» и т.д.

Элементы астрономии содержит темы: «Физические процессы в Солнечной системе».

Программа включает:

  • лабораторные работы: фронтальные и индивидуальные, выполняемые в домашних условиях

  • физический практикум, с использование цифровой лаборатории,

  • практикум по решению задач.

Для выполнения программы используются учебники под редакцией А.А.Пинского, В.Г..Разумовского: «Физика» - 8 класс, «Физика» - 9класс , 2010 год, содержащие материал различной сложности, в том числе вопросы углубленного изучения физики, домашние экспериментальные задания.

Таким образом, пропедевтический курс физики 6 класса, курс физики 7 класса на повышенном уровне, углубленный курс физики 8-9 классов обеспечивает подготовку к углубленному обучению физики в средней школе.

Применяемые учебники завершают реализацию программы углубленного курса физики основной школы. Приказ Министерство образования и науки от 23.12.2009 №822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».

Средняя школа (10-11 класс)

Программа отводит для углубленного курса физики 350 часов: 10 класс – 175 часов, 5 часов в неделю, 11 класс – 175 часов, 5 часов в неделю.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и направлена на достижение целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Отличительной особенностью данной программы является наличие раздела "Основы теории вероятностей и статистики", изучение этого раздела дает возможность представить основы молекулярно-кинетической теории как теорию статистическую. Раздел способствует развитию у старшеклассников вероятности представлений о мире, готовит теоретическую почву для знакомства с элементами статистической и квантовой механики, изучение основных правил статистической обработки экспериментальных данных. Позволит обучающимся более грамотно выполнять лабораторные работы. Материал раздела доступен, интересен, может быть ярко проиллюстрирован.

В программу углубленного курса включены граничные явления, свойства твердых тел, паров, в разделе электродинамика изучается теория Гаусса, законы Кирхгофа.

Программой учитывается, что углубленный курс физики 11 класса является заключительной, поэтому выделяется часть учебного времени для повторения и подготовки к ЕГЭ.

Вне данной программы реализуются элективные курсы следующих тем: «Избранные задачи по физике» «Познай физику в задачах и экспериментах», «Физика в быту», «Методы решения физических задач».

Программа основного общего образования

6 класс (пропедевтический курс)

7 класс ( обучение на повышенном уровне)

8 - 9 классы (углубленный курс)
Пояснительная записка

Программа углубленного изучения курса физики основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления, элементы курса астрономии. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение углубленного курса физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, астрономических понятиях; величинах, характеризующих эти явления и понятия; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

 Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

  • Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

      Результаты обучения

Обязательные результаты изучения углубленного курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы», который полностью соответствует федеральному Государственному стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню
подготовки выпускников основной школы


В соответствии с общими целями обучения и развития к уровню подготовки выпускника предъявлены четыре группы требований:

  • освоение методов научного познания;

  • владение определенной системой физических законов и понятий;

  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;

  • владение понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.

Выпускники основной школы должны:

  1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

    1. Приводить примеры, показывающие, что:

      1. наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий;

      2. эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов;

      3. физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты;

      4. физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления, их особенности;

      5. один и тот же природный объект или процесс можно описать (исследовать) на основе разных моделей;

      6. законы физики и физические теории имеют определенные границы применимости.

    2. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения.

    3. Называть значимые черты современной картины мира.

    4. Приводить примеры физических явлений и процессов: реактивное движение, тепловое равновесие, тепловое движение, интерференция и дифракция и др.

    5. Иллюстрировать роль физики в созидании и совершенствовании важнейших технологических объектов

  2. Владеть основными понятиями и законами физики и астрономии.

    1. Соотносить понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику.

    2. Описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики: Кулона, Эрстеда, Ампера, Кеплера и др.

    3. Раскрывать смысл физических законов и принципов.

      1. Принципы относительности, близкодействия, соответствия

      2. Законы динамики, всемирного тяготения, сохранения импульса, энергии, термодинамики, радиоактивного распада, законы геометрической оптики.

      3. Связь температуры газа со средней кинетической энергией хаотического движения его частиц;

      4. Законы термодинамики;

      5. Постулаты Бора.

    4. Описывать преобразования энергии при:

      1. Свободном падении тел.

      2. Движении тел с учетом трения и сопротивления.

      3. Совершении колебательных и волновых механических процессов.

      4. Изменение агрегатного состояния вещества.

      5. Поглощении и излучении электромагнитных волн.

      6. Знания о некоторых астрономических объектах и явлениях, а также соответствующую терминологию.

  3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

    1. Излагать суть содержания текста учебной книги по физике.

    2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания)

    3. Выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов, предусмотренных обязательным минимумом содержания курса физики.

    4. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.

  4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.

    1. соотносить длительность года, месяца и суток, смену времён года с движениями Земли и Луны.

    2. Знать:

      1. значение температуры тела здорового человека, точки замерзания и кипения воды при нормальном атмосферном давлении;

      2. физические явления на Земле, обеспечивающие существование жизни человека;

      3. опасность для здоровья человека источников тока и меры безопасности при работе с бытовыми приборами;

      4. опасность для здоровья человека инфракрасного, видимого лазерного, ультрафиолетового, СВЧ, рентгеновского излучений и методы защиты от них;

      5. экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных и гидроэлектростанций;

      6. зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и качества дорожного покрытия;

      7. знать устройство полупроводникового диода, полевого транзистора, простейшего радиоприемника и их применении.

      8. Знать дефекты зрения и недостатки линз – сферическая и хроматическая аберрация

  5. Вычислять

    1. скорость и путь при равноускоренном движении

    2. центростремительное ускорение

    3. ускорение тела по заданным силам, его массе

    4. скорости тел после неупругого столкновения, используя закон сохранения импульса

    5. скорость тела, используя закон сохранения полной механической энергии

    6. период колебаний математического маятника, груза на пружине и др.

    7. установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса

    8. температуру используя разные температурные шкалы (Кельвина, Цельсия)

    9. изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы

    10. КПД теплового двигателя

    11. Показатель преломления

    12. Длину волны по скорости ее распространения

    13. Силу в соответствии с законом Кулона

    14. Эквивалентное сопротивление



Пояснительная записка к пропедевтическому курсу «Физика. 6 класс»,

под ред. А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак

Физика в основной школе занимает лидирующее положение и требует опережающего изучения по сравнению с другими дисциплинами естественно - научного цикла.

Школьники 10-11 лет готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им предстоит в старших классах.

Данный курс предусматривает подготовку к изучению углубленного курса “Физика. 8-9 класс. Основная цель курса - развитие личности ребенка средствами физики с учетом возрастных особенностей (развитие речи, внимания, фантазии, наблюдательности, воображения, объема оперативной памяти, логического и критического мышления, умения грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира).

В данном курсе изучение предмета начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Ученик становится субъектом процесса обучения, учится самостоятельно и осознанно приобретать знания из личных источников - собственного жизненного опыта, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телевизионной передачи, из разговора с родителями, из рассказа учителя или одноклассников. Главное - развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать их в повседневной жизни.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 городского округа...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Лицей №1 городского...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 icon1 Настоящие Правила внутреннего распорядка для обучающихся(далее-...
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Перми
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 icon• Закон Российской Федерации «Об образовании»
Образовательного учреждения производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Нормативной основой...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 icon1 Основная образовательная программа начального общего образования...
Заключение экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы проведенной в муниципальном общеобразовательном учреждении...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconОсновная образовательная программа для начального общего образования...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 30
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная программа определяет содержание образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении Верхоянская средняя общеобразовательная...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconР асписание работы кружков в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconПояснительная записка Образовательная программа школы разработана...
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19. 03. 2001г. №196. (ред от...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconРабочая программа нормативный документ образовательного учреждения,...
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, должностными инструкциями педагогических работников, Уставом муниципального...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconПриказ от 30. 08. 2013 №212 (протокол педагогического совета №1 от...
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации от 19. 05. 2001, №196)
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconОбразовательная программа начального общего образования по реализации...
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4» реализуются программы начального...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящие Требования к одежде и внешнему виду обучающихся в муниципальном бюджетном учреждении общеобразовательной школе-интернате...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconИнформация об организации инновационной деятельности в Муниципальном...
Информация об организации инновационной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconИнформация о муниципальном общеобразовательном учреждении
...
Протокол №1 от «30» августа 2010 г. Образовательная программа углубленного изучения физики в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск