Скачать 82.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)» ПРОГРАММА дополнительного образования по дисциплине «Современная научная картина мира (КСЕ-2)» для всех специальностей и направлений, изучающих дисциплины «Концепции современного естествознания» и «Основы современного естествознания» Новочеркасск 2012 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ………………………………………………………………….. 5 1.1 Цели и задачи изучения дисциплины 5 1.2. Краткая характеристика дисциплины и ее место 5 в учебном процессе 5 1.4. Связь с последующими дисциплинами 6 1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 6 2. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ……….…………………………………….. 8 2.1. Содержание модуля 1 – Краткая история относительности ……..8 2.2. Содержание модуля 2 – Представления о Вселенной …………. 8 2.3. Содержание модуля 3 – Пространство и время ………………….. 8 2.4. Содержание модуля 4 – Относительность и принцип неопределенности …………………………………………………. 8 2.5. Содержание модуля 5 – Элементарные частицы и силы в природе …………………………………………………………….9 2.6. Содержание модуля 6 – Черные дыры. Рождение и гибель Вселенной ……………………………… 9 2.7. Содержание модуля 7 – Стрела времени ………………………….. 9 2.8. Содержание модуля 8 – Силы природы и объединение физики ….9 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……... 10 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Цели и задачи изучения дисциплиныЦель преподавания дисциплины: Формирование на базе ранее полученных знаний цикла математического и естественнонаучных дисциплин, а также курсов «Концепции современного естествознания» и «Основы современного естествознания» расширенных и углубленных представлений о современной физике и современной научной картине мира. Цикл предложенных лекций включает новейшие данные теоретической и экспериментальной физики, исследований Вселенной. В частности, он касается новейших положений теории струн, корпускулярно-волнового дуализма и выявляет связь между различными физическими теориями. Задачи при изучении дисциплины:
1.2. Краткая характеристика дисциплины и ее местов учебном процессеДисциплина «Современная научная картина мира (КСЕ-2)» не входит в учебные планы ООП, ее изучение носит избирателый характер. На изучение дисциплины отводится от 4 до 32 часов. Структура дисциплины модульная: она содержит 8 модулей по 4 часа каждый и построена таким образом, что каждый модуль не зависит от другого, что позволяет студентам самостоятельно, по их усмотрению и интересам формировать дополнительный курс. Изучение дисциплины осуществляется в форме лекционных занятий с применением интерактивных методов обучения в виде дискуссий и диспутов. Лекции сопровождаются мультимедийными презентациями. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами Для наиболее эффективного усвоения курса студент должен изучить курсы физики, высшей математики, «Концепции современного естествознания» или «Основы современного естествознания». 1.4. Связь с последующими дисциплинамиДисциплина «Современная научная картина мира (КСЕ-2)» дополняет и развивает фундаментальные аспекты дисциплин «Введение в профессиональную деятельность», «Физика», «Высшая математика», «Концепции современного естествознания» или «Основы современного естествознания» и позволяет студентам легче ориентироваться и адаптироваться к дисциплинам специальности и направления. Данный курс рекомендуется к изучению для магистров всех направлений технической и гуманитарной подготовки. 1.5. Требования к результатам освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
2. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ 2.1. Содержание модуля 1 – Краткая история относительности (4 часа, УЗ – 2) А. Эйнштейн и его две фундаментальные теории XX века: общая теория относительности и квантовая механика. Теория неподвижного эфира. Измерение скорости света, опыты Майкельсона–Морли. Парадокс близнецов. Формула Эйнштейна и Манхэттенский проект. Ядерная энергия связи. Искривление пространства-времени (общая теория относительности). 2.2. Содержание модуля 2 – Представления о Вселенной (4 часа, УЗ – 2) История представлений о Вселенной. Развитие картины мира. Суть научных теорий. Вселенная Ньютона. Наблюдения Хаббла. Эффект Доплера. Закон Хаббла. Горячий Большой взрыв. Теория Фейнмана о множественности историй Вселенной. Антропный принцип Вселенной. Инфляционная Вселенная. Законы эволюции и начальные условия. 2.3. Содержание модуля 3 – Пространство и время (4 часа, УЗ – 2) Пространство и время и уравнения Максвелла. Искривленное пространство. Принцип эквивалентности и теория гравитации. Расширяющаяся Вселенная: модели Фридмана, Большой Взрыв. 2.4. Содержание модуля 4 – Относительность и принцип неопределенности (4 часа, УЗ – 2) Форма времени. Принцип неопределенности и квантовая механика. Роль В. Гейзенберга. Э. Шредингера, М. Планка и П. Дирака в создании теории квантовой механики. Поле Максвелла. Маятник и распределение вероятности. Эффект Казимира. Модели поведения частиц. Теория струн. Мнимое время. Голографический принцип. 2.5. Содержание модуля 5 – Элементарные частицы и силы в природе (4 часа, УЗ – 2) Эволюция элементарных частиц. Теория Вайнберга-Салама. Теория великого объединения. Квантовая гравитация. Квантовая теория и современная наука и техника. Противоречия квантовой механики и теории гравитации и крупномасштабной структуры Вселенной. 2.6. Содержание модуля 6 – Черные дыры. Рождение и гибель Вселенной (4 часа, УЗ – 2) «История» черных дыр. Горизонты событий. Доказательство наличия черных дыр. Черные дыры и скорость вращения Галактики. Черные дыры и второй закон термодинамики. Излучение черных дыр. Взрывы черных дыр. Поиски первичных черных дыр. Общая теория относительности и квантовая механика. Рождение и гибель Вселенной. Модель горячего Большого Взрыва. Инфляционная модель. Конец инфляции. Уравнение Шредингера и возможность контроля будущего. 2.7. Содержание модуля 7 – Стрела времени (4 часа, УЗ – 2) Понятие «стрелы времени». Термодинамическая стрела времени. Психологическая стрела времени. Космологическая стрела времени. Как остановить время. Кротовые норы и путешествия во времени. Космические струны. Опасность путешествия во времени. Петля времени и «День сурка». 2.8. Содержание модуля 8 – Силы природы и объединение физики (4 часа, УЗ – 2) Стивен Хокинг и его кратчайшая история времени. Принцип неопределенности – фундаментальное свойство Вселенной. Виды фундаментального взаимодействия между частицами материи. Понятие античастицы. Убыстрение биологической и электронной жизни. Наше будущее – звездный путь. 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная
Дополнительная
Интернет-ресурсы
|
Рабочая программа по дисциплине «Мерзлотоведение» Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Рабочая программа по дисциплине «Философия» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Профессиональная этика» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | Рабочая программа по дисциплине «Арбитражный процесс» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | ||
Рабочая программа по дисциплине «трудовое право» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | Рабочая программа по дисциплине «Финансовое право» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | ||
Рабочая программа по дисциплине «информационное право» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | Рабочая программа по дисциплине «Экономика и организация производства» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Рабочая программа по дисциплине «Рациональное использование и охрана недр» «южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)» | ||
П р о г р а м м а по курсу Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Технический регламент о безопасности питьевой воды Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Леонардо да Винчи Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | I. Общие сведения Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Биосфера и её структура Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Программа учебной дисциплины Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) |