Тема урока: Степь. Растительность





Скачать 65.93 Kb.
НазваниеТема урока: Степь. Растительность
Дата публикации24.06.2014
Размер65.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок окружающего мира в 3 классе.

Учитель: Балуева Н.Н.

Тема урока: Степь. Растительность. Цели урока:

Регулятивные: уметь контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным, словесно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: формировать представления учащихся о степи; особенностях этой природной зоны, растительностью; развивать любознательность, наблюдательность, связную речь; воспитывать бережное отношение к родной природе.

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другое мнение и позицию.

Оборудование: карта природных зон, учебник, гербарий растений степи, тесты по теме урока, интерактивная доска, слайд-презентация, аудиозапись.

d:\мои документы\загрузки\тюльпаны.jpg

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Нас сегодня ждёт дорога

И узнать нам надо много

Все готовы наблюдать?

Выводы делать и рассуждать?

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу

Чтобы времени зря не терять.

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое природные зоны?

- Какие природные зоны вы знаете?

3. Работа по теме урока.

- Послушайте текст-описание и отгадайте природную зону: « Лето здесь длинное, жаркое, очень сухое. Почва – чернозём». Почему вы так решили?

- Сегодня мы с вами поговорим об этой природной зоне (на доске появляется тема урока – степь).

- А что мы должны знать, изучая природную зону? (На доске появляется план изучения зоны: географическое положение, климат, почвы, растительность, животные, занятия людей)

- Давайте же делать наши открытия и вместе изучать эту природную зону. Чтобы ответить на 1 пункт плана, откройте учебник страница 156. Посмотрите на карту природных зон. Что она может рассказать про зону степей? (Зона степей расположена на юге нашей страны, в умеренном климатическом поясе, на Восточно-Европейской равнине и на Западно-Сибирской равнине; это небольшая зона; на карте изображена жёлтым цветом). (Показ учителем этой зоны на карте на доске)

- А сейчас посмотрите на картину степи (1 слайд). Как вы можете описать степь?

Учитель: Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. Интересно, что в русской лексикографии слово «степь» отмечено лишь в начале 17 века. Происхождение этого слова до сих пор неизвестно. Как вы думаете, почему предки восточных славян поселились в степной зоне? (ровная поверхность, чернозём, лучше заниматься земледелием и скотоводством, строить города)

- Степи без конца и края, ровные, раздольные, волнистые. Как вы понимаете эти слова?

- Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Как вы думаете, о каких нарядах идёт речь?

- В каком климатическом поясе находится степь? Сколько здесь времён года? Давайте послушаем, как путешественники описали степь в разное время года.

1 ученик: Весна. Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами разбросаны цветы. Степь похожа на пышный красочный ковёр.

2 ученик: Лето. Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено.

3 ученик: Осень. Ночи стали холодными. Подул резкий ветер. Тучи сдвинулись и наступили пасмурные и дождливые дни.

4 ученик: Зима. Зима короткая, но бывают холода до -20, -30 градусов. А иногда начинается нечто страшное. Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже рвёт, воет, смешивает землю и снег.

- Какое время года в степи понравилось вам? Чем?

Учитель: Изучение растительности степи мы и начнём с весны, когда всё оживает, просыпается и степь зацветает. Как вы думаете, почему весной в степи особенно много цветов? (2 слайд)

1 ученик: Как будто вдруг свершилось чудо:

Кругом, куда не бросишь взгляд,

Цветы, цветы, цветы – повсюду

Весёлым пламенем горят.
Учитель: Ранней весной в степи появляются тюльпаны, маки, гусиный лук. Все эти цветы называются раннецветущие, у них есть подземные хранилища питательных веществ – луковицы и корневища. Цветут они 2-3 недели, а остальное время спят под землёй до следующей весны. И это происходит из года в год.

- А как можно ещё назвать эти растения? (многолетние)

- Посмотрите на степь и послушайте стихотворение. (2 слайд)

- А степь так прекрасна весною,

Зовёт и зовёт за собою!

Откуда, скажите на милость,

На этой земле появилось –

Вот это роскошное чудо –

Тюльпан! Ну, скажите, откуда! (Виктория Дорошенко)

- Давайте послушаем сообщение о тюльпанах.

1 ученик: Родина тюльпана – территория современного Казахстана, где они встречаются ещё в диком виде в степях. Первой страной, где тюльпаны ввели в культуру, была Персия. На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в 12 веке, но луковицы садовых тюльпанов впервые были завезены в Россию в эпоху Петра 1 из Голландии.
(Практическая работа – вырастить тюльпаны на окне)
Учитель: Весной в степи можно встретить пион тонколистный. Вы видели в садах пионы? (3 слайд) Пион – красивое многолетнее растение. Необычная листва в виде тонких листочков. В переводе с английского его название звучит как папоротниколистный пион. В высоту достигает 15-20 см. Человек распахал степи, и вместе с ними почти исчезло из природы это растение. Пион тонколистый занесён в Красную книгу.

- А что такое Красная книга?

Физминутка. Представьте себе, что вы растения степи. (Дети приседают)

Ранняя весна. Пошёл дождик. (Дети хлопают в ладоши)

Цветы растут. (Дети поднимаются)

Расцветают. (Дети поднимают руки вверх)

Подул лёгкий ветерок. (Дети качают руки из стороны в сторону)

Но вот ветерок успокоился и всё стихло. (Дети садятся на свои места)
- Но проходит весна, наступает лето. Как вы думаете, какое лето в степи? Да, лето – жаркое, засушливое, температура 40 градусов, дуют сухие, горячие ветры – суховеи.

На смену весенним цветам приходят травянистые растения, которые приспособились к жаркому лету. Они не засыхают и называются засухоустойчивыми. Объясните это понятие. К таким растениям относятся: ковыль, полынь,типчак.
Работа в группах. ( Гербарий растений степи)

- Рассмотрите растения, обратите внимание на листья, корни. Что вы можете сказать об этих растениях? (мелкие цветы, тонкие листья, длинные корни) Типчак растёт в виде кустов, высота не более 50 см, листья короткие. С помощью полыни издавна люди боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе в гнёзда стебли полыни, чтобы вывести блох и клещей. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что позволяет тоже сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
- Степь – это царство ковыля. ( Аудиозапись – рассказ о ковыле, слайд 4)

- Есть в степи ещё одно интересное растение – перекати–поле. Можете ли вы объяснить это название? Чем же оно интересно? Давайте послушаем. Слайд 5

1 ученик: В конце лета в степи при ветреной погоде можно увидеть, что над буро-жёлтой травой прыгает почти прозрачный мячик. Потом два мяча сцепляются и прыгают вместе; к ним присоединяется ещё несколько мячей и по степи катится уже целый вал выше человеческого роста, забирая в себя мячи-одиночки. Растения, составляющие вал, называют перекати-поле. Перекати –поле – это старинное русское название многих видов травянистых растений, приспособленных к существованию на широких степных просторах. У этих растений надземная часть имеет форму шара и после созревания семян растение подсыхает, стебель становится хрупким и легко ломается. Ветер подхватывает сухое растение и катит его по степи и дороге. (Слайд 6)
- Видите, сколько интересных растений растёт в степи. Каким цветом на карте природных зон изображена зона степей? Откройте обложку учебника. Посмотрите на карту природных зон мира. Есть ли зона степей на других материках? А степь, на каком материке мы с вами уже изучали? Как называется степь в Африке? (саванна) Так же её называют и в Австралии. А в Северной Америке – прерии, в Южной Америке –пампасы, в Новой Зеландии – туссоки, в Азии – чауюань.

- Ребята, названий этой природной зоны много, но где бы они не располагались, объединяет их одно – это бескрайние равнины, покрытые травянистой растительностью, о которой мы с вами сейчас и говорили.
- А сейчас проверим, как вы усвоили полученные знания. (Работа с тестами)

- Прочитайте вопрос и подчеркните правильный ответ. (Проверка)

- Посмотрите на план изучения природной зоны. На какие пункты мы с вами не ответили? Это темы наших следующих уроков. Наше путешествие по бескрайним просторам степей подходит к концу. (Слайд 7)
- Степи голые, немые,

Всё же вам и песнь, и честь

Все вы – матушка Россия,

Каковы они ни есть!

- Все природные зоны хороши по-своему, а все вместе – это наша с вами Родина – близкая, любимая, родная. А степь – это частичка нашей Родины, пусть даже маленькая. ( показ по карте)


  1. Домашнее задание.

Учебник страница 92-95, пересказ; нарисовать в тетради рисунок; по желанию приготовить сообщение о растениях степи, о которых мы не рассказывали.


  1. Рефлексия. (Слайд 8)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Степь. Растительность iconКлассный час "Оренбургский край, край родных берез, тополиный край"
Помните, у Пришвина есть замечательные слова: “Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы! Животным нужны лес, степь, горы – будем...
Тема урока: Степь. Растительность iconТема: «Природные зоны Африки»
Африка, выяснить степень изменения природных зон в результате деятельности человека. Установить причинно-следственную связь «климат...
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь»
Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Рутиан
Тема урока: Степь. Растительность iconРастительность Республики Татарстан
Основными естественными растительными зонами татарстана являются лес и лесостепь
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока: Степь. Растительность iconБиогенная концентрация золота
В гольцах растительность несомкнутая, фрагментарная и развита на участках скопления мел­козема
Тема урока: Степь. Растительность iconРеферат
Лихенологические исследования участка «Ямская степь» ивозможности использования лишайников для биоиндикации
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема урока: Степь. Растительность iconУчебный курс «America in Brief»
Митрофанова Т. А., учитель английского языка моу «сош с. Золотая Степь» Советского района
Тема урока: Степь. Растительность iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Охватывает сообщества любого ранга. Например, к экосистемам относятся подушка лишайника на стволе дерева, пень с населяющими его...
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема урока: Степь. Растительность iconКонспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема...
Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе...
Тема урока: Степь. Растительность iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск