При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам III Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года №160–рп Проект (грант) №260 ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ: Общественная организация «Безопасность» Пензенской области ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА): «Становление и развитие предпринимательского потенциала граждан в условиях кризиса (на примере Пензенского региона)»
г. Пенза 2010 г.
Становление и развитие предпринимательского потенциала в условиях кризиса
Содержание отчета
|
| 1. Резюме
| 3
| 2. Введение
| 21
| 3. Характеристика социально-экономической ситуации региона в условиях финансового кризиса
| 29
| 3.1. Характеристика основных показателей развития малого и среднего бизнеса. регионе
| 29
| 3.2. Оценка влияния финансового кризиса на население региона.
| 34
| 3.3. Оценка влияния финансового кризиса на положение МСБ в регионе.
| 41
| 4. Характеристика условий, способствующих развитию МСБ ММСБМСБпредпринимательства в регионе.
| 67
| 4.1. Характеристика социально-экономических факторов, способствующих развитию предпринимательства в регионе.
| 67
| 4.2. Оценка эффективности видов поддержки МСБ в регионе.
| 77
| 4.2.1. Квалификационная поддержка. Обеспечение компетенции.
| 78
| 4.2.2. Информационная поддержка.
| 86
| 4.2.3. Консультационная поддержка.
| 93
| 4.2.4. Финансовая поддержка развития предпринимательства.
| 103
| 4.2.5. Имущественная форма поддержки предпринимательства.
| 108
| 4.2.6. Правовая поддержка.
| 114
| 4.2.7. Оценка структурных составляющих региональной поддержки населением. региона
| 118
| 5. Оценка предпринимательского потенциала региона
| 129
| 5.1. Основные аспекты предпринимательского потенциала граждан.
| 129
| 5.2. Выявление факторов становления и развития предпринимательского потенциала личности.
потенциала
| 133
| 5.3. Оценка намерений жителей региона заняться предпринимательской деятельностью в условиях финансового кризиса.
| 148
| 5.4. Характеристика предпочитаемых направлений предпринимательской деятельности.
| 157
| Выводы и рекомендации.
| 165
| Приложение 1
| 169
| Приложение 2
| 182
|
Резюме
В ходе исследования были проанализированы основные социально-экономические характеристики Пензенского региона в условиях финансового кризиса. Дана оценка предпринимательского потенциала населения; сформированы типологические образы социальных групп населения с учетом их социально-экономической активности и степени вовлеченности в предпринимательскую деятельность; изучена региональная модель поддержки развития бизнеса; определены направления для формирования необходимых условий, способствующих развитию предпринимательства в регионе.
В исследовании использовался системный подход, проявляющийся во взаимосвязанном изучении экономических, социальных, организационных, правовых условий и факторов формирования и развития предпринимательского потенциала.
Методика исследования позволила изучить информационные поля и получить оценочные характеристики четырех целевых групп респондентов, предусмотренных выборкой: представителей трех страт населения и экспертного сообщества. Полученные материалы предоставили возможность построить разноуровневые оценочные характеристики общественного мнения населения Пензенского региона, что позволяет итоговое информационное поле характеризовать как комплексные репрезентативные данные.
Результаты исследования позволяют полагать, что в целом состояние регионального бизнеса в условиях кризиса, по своим основным показателям согласуется с общими характеристиками федерального уровня. Давая оценки состоянию МСБ в России, эксперты обращали внимание на отрицательные сравнительные характеристики отечественного опыта с результатами развития этой сферы в развитых странах мира. Данное положение аргументируется результатами сравнительного анализа доли МСБ в структуре внутреннего валового дохода в экономике развитых стран мира, России и, в том числе, Пензенском регионе, что составляет порядка 80%, 20% и 20% соответственно.
Большинство экспертов относят Пензенский регион к группе оптимальной привлекательности для развития МСБ, аргументируя свою оценку: общим, в значительной мере, стабильным состоянием экономики, являющимся результатом положительной динамики; инвестиционной привлекательностью региона; лояльностью властных структур к сегменту МСБ; эффективностью реализуемых региональных программ поддержки МСБ; некритичным уровнем коррупции; наличием в экономике региона потенциальных ниш для малого и среднего бизнеса.
Оценка влияния финансового кризиса на социально-экономическое положение население региона.
Факторами, отрицательно корректирующим положение населения региона, явились: падение жизненного уровня, актуализация режима экономии, изменение покупательских ритмов и объемов платежей, рост расходов, в первую очередь, на коммунальные услуги и товары повседневного спроса, сокращение доходов, сокращение расходов на социальную сферу, свертывание ряда региональных мер социальной поддержки. Кроме того, кризис явился серьезным фактором, влияющий на психологическую составляющую жизненных планов населения.
Сегмент, на который кризис повлиял в большей мере, составили: низкодоходные группы населения, население пенсионного возраста, персонал крупных промышленных предприятий, по гендерному признаку, - женщины.
В структуре влияния кризиса на уровень социально-экономического положения населения региона не все позиции имели критичную отрицательную динамику. Результатом решений, принимаемых региональной властью, явилось недопущение значительных отрицательных изменений на рынке труда. В этой связи опасения «остаться без работы» не столь значимы для подавляющего большинства жителей региона.
Позитивной составляющей последствий кризиса для инициативного сегмента населения региона явилась реализация новых жизненных возможностей, изменение социального статуса и пополнения сегмента малого бизнеса в результате использования антикризисных программ.
Оценка влияния финансового кризиса на состояние предпринимательства в регионе.
В целом развитие бизнеса Пензенского региона осуществляется в общей российской логике. Общее состояние малого и среднего бизнеса в Пензенском регионе целом характеризуется как стабильное с прогнозируемой положительной динамикой. Аргументами данной оценки являются: позитивные показатели налоговой отчетности сегмента МСБ, количественное увеличение сектора малого бизнеса, стабильные количественные характеристики сектора среднего бизнеса, создание и реализация эффективной региональной модели комплексной и многоуровневой поддержки предпринимательства.
В целом по данным официальной статистики количественные характеристики МСБ региона характеризует положительная динамика. Уровень заработной платы сотрудников малых предприятий превышает среднемесячную заработную плату по региону. Увеличивается удельный вес работников малых предприятий в общем количестве занятых в экономике. Более разнообразными становятся сферы их деятельности.
Экономический кризис внес определенные коррективы в структуру успешности малого и среднего бизнеса региона: сегмент стабильных и динамически развивающихся компаний сократился, доля компаний, обеспечивающих выживание, - возросла.
В следствие кризиса малый и средний бизнес региона по ряду показателей вошел в стадию другой рентабельности. Характеристиками отрицательной коррекции развития МСБ в условиях кризиса являются: изменения доходной части, сокращения выручки (64,8%) и прибыли (74,6%), необходимость сокращения персонала (26,8%), экономии собственных ресурсов (25,4%). Оценка положения различных сторон деятельности предприятия свидетельствует, что самые уязвимые места бизнеса в условиях кризиса связаны с источниками внешнего финансирования: условиями доступа к внешнему финансированию (3,3 балла по 5-балльной шкале), инвестиции (3,2 балла), условиями предоставления банками кредитов (3,1 балла).
Кризисные явления ощутимо проявились в сегменте малого бизнеса. В наибольшей степени кризис затронул небольшие предприятия (до 20 сотрудников), значительная часть которых работает в режиме практического отсутствия прибыли, ставя перед собой задачу выживания бизнеса. Низкий уровень рентабельности данного сегмента предприятий во многом обусловлен дефицитом стратегического запаса прочности в период актуализации кризисных явлений в экономике.
Актуализировались факты прекращения деятельности малых предприятий и пополнения рынка труда менеджеров за счет бывших предпринимателей. Анализ движения внутри сегмента МСБ дало основания экспертам полагать, что рынки покинули слабые игроки.
МСБ региона не претерпел существенных структурных изменений по отраслевому признаку, вместе с тем, именно отраслевой признак обусловил неоднородность влияния кризиса на развитие бизнеса в регионе. Наибольшее влияние произошло в сферах, связанных с капиталовложениями – производственная сфера, строительство, транспорт, наименьшее, - в сферах связанных с продажей продуктов первой необходимости, в ряде других сфер, например, - в хлбопекарном производстве.
В условиях кризиса обострилась тенденция укрупнения бизнеса, поглощение крупными сетями, произошла оптимизация бизнеса за счет сокращения непрофильных направлений.
Изменения в положении МСБ в условиях кризиса обусловлены, в том числе, и коррекцией структуры федеральной и региональной поддержки развития предпринимательского потенциала региона, которая определила по ряду позиций приоритетность поддержки потенциальных и начинающих предпринимателей.
Следствием этих процессов явилась позитивная динамика стартовых условий для развития бизнеса в регионе. Доминирующим фактором торможения реализации предложенных стартовых условий для развития бизнеса, являются социально-психологические характеристики личности потенциального предпринимателя.
В условиях кризиса региональной властью были приняты меры, обеспечившие в целом стабилизационные характеристики положения МСБ региона:
Оптимизировать баланс негативного влияния кризиса для МСБ позволила реализация эффективной региональной модели комплексной и многоуровневой поддержки предпринимательства. Характеристики региональной модели включают в себя информационное, консультационное, имущественное, финансовое, правовое, квалификационное предложение.
В регионе эффективно реализуется пакет федеральных и региональных программ поддержки МСБ; используется административный ресурс для консолидации усилий региональных структур по поддержке бизнеса; предпринимаются усилия по коррекции иждивенческого менталитета населения, региональная власть формирует инициативное предложение населению, предлагая понятные схемы для старта бизнеса. Осуществляется поиск новых форм обеспечения комфортности МСБ, развития его регионального патриотизма, в том числе: поддержка местного производителя (проект:«Выбирай пензенское!»); реализуются новые структурные модели в сфере торговли и услуг, определяющие нишу для МСБ, например, региональный проект «магазин шаговой доступности».
Определяются приоритетные сегменты в экономике региона, и обеспечивается ресурсная поддержка их развития. Учитывая географические особенности Пензенской области, в зону приоритетности региональной властью сегментирован сельскохозяйственный сектор экономики. Принимаются долгосрочные решения, ориентированные на успешную перспективу этого сектора с учетом возможностей МСБ (компенсация затрат на строительство передовых современных технологических объектов в с\х региона; создание сельскохозяйственных кооперативов, в том числе школьных; создание механизмов продвижения сельскохозяйственного бизнеса, предусматривающие цепочку «производитель-потребитель и другие).
Реализуется идеология, ориентированная на привлечение малого бизнеса к инновационной деятельности.
По мнению экспертов, совершенствование механизма дальнейшего продвижения МСБ к финансовой устойчивости возможно с учетом следующих вариантов региональной и федеральной поддержки:
- регионального предложения предпринимательскому сообществу в виде пакета сформированных заказов; определения квотного сегмента в структуре госзаказа для малого и среднего бизнеса; использование административного ресурса для создания механизмов экономической устойчивости МСБ; создания информационных условий для возможности стратегического планирования бизнеса, обеспечения опережающего информирования предпринимательского сообщества о прогнозах, касающихся федеральных изменений условий ведения бизнеса. Обозначена востребованность формирования федеральной бизнес-карты, определения отраслевых приоритетов в экономике регионов, возможно, - определения федеральных ниш для МСБ в механизме «производитель-потребитель». Вариантом государственной поддержки развития МСБ на современном уровне может быть создание территориальных и отраслевых кластеров. Обозначена важность программных мероприятий, ориентированных на коррекцию менталитета населения России в целом.
В целом кризис преподал предпринимательскому сообществу важный урок выживания.
|