Муниципальное образовательное учреждение
Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени В. Н. Ляшенко
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир» 1 класс
Программе «Школа России» А.А. Плешаков.
| Составитель:
Пикулева М. М.,учитель начальных классов
Щепеткина К. М. учитель начальных классов
|
|
|
|
| Мыльджино 2011 г.
|
|
Пояснительная записка Учебно-методический комплект по окружающему миру для 1класса автора Плешакова А.А.. позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: речевые, организационные, коммуникативные.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта 2004 года, особое место в курсе занимают экскурсии (10) и практические работы (10). Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Данный вариант рабочей программы разработан для курса окружающий мир в 1 классе по традиционной системе обучения.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 2часа в неделю (66 часов).
Рекомендуем, тему «Значение растений в жизни человека» (с.60-61) изучить в разделе «Разнообразие растений»; тему урока - «Как путешествует письмо?» (название дано по учебнику, стр.58-59),включить после изучения темы «Профессии» и провести в виде экскурсии «Мир вокруг нас: почта».
В соответствии с письмом МОРФ № 408/13 -13 от 20.04.01. «Рекомендации по организации обучения 1-классников в адаптационный период» спланировано проведение уроков в адаптационный период.
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.
В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению на уровне образовательной программы и не является предметом итогового контроля.
Тематическое планирование
№
раздела
| Тема
| Всего
часов
| Из них
|
| Практические
работы (тема)
| Лабораторные опыты
| Учёт знаний
(тема)
| Экскурсии
(тема)
| 1
| Введение
| 9 ч
|
|
|
| Экскурсия №1:
«Наша школа»
Экскурсия №2:
«Дорога в спортивный зал. Школьные мастерские»
Целевая прогулка №3:
«Дорога от дома до школы»
Экскурсия № 4:
«Природа нашего края.Осенний лес»
| 2.
| «Что и кто»
| 18 часов
| Практическая работа №1:
«Лиственные деревья. Строение листа»
Практическая работа №2:
«Хвойные деревья»
Практическая работа №3:
Части растений
Практическая работа №4:
«Глобус- модель Земли»
|
|
| Экскурсия №5:
«Что такое зоопарк?»
Экскурсия №6:
«Поселок,в котором я
живу»
| 3.
| Как, откуда и куда.
| 10 ч
| Практическая работа №5:
«Пресная, солёная вода»
Практическая работа №6:
«Простейшие способы очистки воды»
Практическая работа №7:
«Сборка простейшей электрической цепи»
Практическая работа №8:
«Уход за комнатными растениями»
Практическая работа №9:
«Изготовление кормушек»
| Лабораторная работа№1:
«Состояние воды в природе. Свойства воды»
|
|
| 4.
| Где и когда?
| 9ч
|
|
|
| Экскурсия №7:
«Мир вокруг нас: Библиотека»
| 5
| Почему и зачем?
| 17ч
| Практическая работа №10:
«Разнообразие звуков в окружающем мире
| Лабораторная работа №2:
«Прохождение луча света через призму»
|
| Экскурсия №8:
«Прогулка в лес»
Экскурсия№9
Экскурсии №10
|
№
Разд.
| Тема
(содержание)
| Кол-во
часов
| Практические
работы
| Лабораторные
работы
| экскурсии
| Деятельность
учащихся
| 1.
| ВВЕДЕНИЕ
(Знакомство с одноклассниками, школой, правилами поведения, основные правила ПДД)
| 9Ч.
| ПДД Правила перехода улиц.
|
| Экскурсия №1:
«Наша школа»
Экскурсия №2: «Дорога в спортивный зал .Школьные мастерские.»
Целевая прогулка №3:
«Дорога от дома до школы»
Экскурсия № 4: «Пришкольный участок осенью»
| Познакомиться с одноклассниками и учителем, познакомиться с правилами поведения в школе и обсудить их.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения.
Выбирать оптимальные формы поведения и взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми.
| 2.
| Что и кто
(Небесные тела, природные объекты, разнообразие растительного и животного мира)
| 18 ч.
| Практическая работа №1:
«Лиственные деревья. Строение листа»
Практическая работа №2:
«Хвойные деревья»
Практическая работа №3:
Части растений
Практическая работа №4:
«Глобус- модель Земли»
|
| Экскурсия №5:
«Что такое зоопарк?»
Экскурсия №6:
«Поселок
в котором я живу»
| Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.
Группировать объекты природы по признакам.
Определять части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Различать лиственные и хвойные растения.
| 3.
| Как, откуда и куда (Движение воды, охрана водоемов, свойства воды, электричество, уход за растениями и животными, охрана природы).
| 12ч.
| Практическая работа №5:
«Пресная, солёная вода»
Практическая работа №6:
«Простейшие способы очистки воды»
Практическая работа №7:
«Сборка простейшей электрической цепи»
Практическая работа №8:
«Уход за комнатными растениями»
Практическая работа №9:
«Изготовление кормушек»
| Лабораторная работа№1:
«Состояние воды в природе. Свойства воды
|
| Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды, движение воды.
Анализировать влияние человека на природу.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Применять простейшие навыки ухода за комнатными растениями.
Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим.
| 4.
| Где и когда
( Смена времен года, разнообразие природы Земли, прошлые времена).
| 9 ч.
|
|
| Экскурсия №7:
«Мир вокруг нас: почта»
| Пересказывать и понимать тексты о природе.
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
Исследовать на основе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных и времени года.
| 5.
| Почему и зачем
( Свойства и разнообразие звезд, явления природы, гигиена, транспорт, экология.
| 17 ч.
| Практическая работа №10:
«Разнообразие звуков в окружающем мире
| Лабораторная работа №2:
«Прохождение луча света через призму»
«Кабинет физики.»
| Экскурсия №8:
«Прогулка в лес»
Экскурсия№9
«Звуки природы».
| Применять правила личной гигиены.
Описывать на основе наблюдений различные явления природы.
Применять правила поведения в транспорте.
Классифицировать транспорт по назначению.
Понимать значение слова «экология».
Анализировать ситуации с точки зрения экологии.
| 6.
| Заключение
| 1 ч.
|
|
| Экскурсия №10
«Сезонные изменения в природе».
|
|
Требования к уровню подготовки, Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города
государственную символику России
государственные праздники
основные (легко определяемые) свойства воды
общие условия, необходимые для жизни живых организмов
правила сохранения и укрепления здоровья
основные правила поведения в окружающей среде
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Смысловое чтение,
Знаково – символическое моделирование,
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей
Классификация объектов.
Доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование
Построение логической цепи рассуждения
Поурочное планирование
№
| дата
| Тема урока
| Формируемые понятия
| 1.
|
| Урок России
|
|
2.
|
| Введение (9часов)
Адаптационный период.
Урок-игра:
«Ты - первоклассник»
Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями.
| Школьник, ученик
| 3.
|
| Адаптационный период.
Экскурсия №1:
«Наша школа»
|
| 4.
|
| Адаптационный период:
Экскурсия № 2:
«Ты и вещи» (Спортивное здание школы.Спортинвентарь.)
|
| 5.
|
| Адаптационный период.
Целевая прогулка №3:
«Дорога от дома до школы»
|
| 6.
|
| Адаптационный период
«Природа вокруг нас»
Экскурсия № 4: «Золотая осень»
|
| 7.
|
| Адаптационный период
Целевая прогулка №5:
«Разнообразие растений»
|
| 8.
|
| Задавайте вопросы. Знакомство с учебником.
|
|
9.
|
| «Что и кто» 18 часов
Солнце - небесное тело, источник света и тепла. Небесные тела: Луна, звёзды
| Солнце, кучевые, слоистые, перистые облака
Луна, звёзды, созвездия
| 10.
|
| Распознавание природных объектов по общим признакам. Камни, их разнообразие.
| Гранит, кремень, известняк
лупа, атлас-определитель
| 11.
|
| Разнообразие растений: комнатные растения.
| Комнатные растения
| 12.
|
| Разнообразие растений: декоративные растения.
| Растения цветника
Декоративные растения
| 13.
|
| Практическая работа №1:
«Лиственные деревья. Строение листа»
| Лиственные деревья
Части листа: черешок, листовая пластинка.
Лист: простой, сложный. .
| 14.
|
| Практическая работа №2:
«Хвойные деревья»
| Хвойные деревья.
Хвоя.
| 15.
|
| Практическая работа №3:
Части растений.
| Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами
| 16
с.60-61
|
| Значение растений в жизни человека.
|
| 17.
|
| Разнообразие животного мира. Насекомые, отличительные признаки
| Насекомые.
Части тела: голова, грудь, брюшко усики, глаза, хоботок, крылья, ноги
| 18.
|
| Разнообразие животного мира. Рыбы, отличительные признаки.
| Рыбы
Строение: голова, жаберная, крышка, хвост, плавники, чешуя.
| 19.
|
| Разнообразие животного мира. Птицы, отличительные признаки.
| Птицы
Строение: клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, перья
| 20.
|
| Разнообразие животного мира. Звери, отличительные признаки.
| Звери
Строение: голова, шея, туловище, ноги, хвост
| 21.
|
| Экскурсия №5:
«Что такое зоопарк?»
| Зоопарк, жизнь в неволе
| 22.
|
| Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода.
| Мебель, бытовая техника, одежда, посуда
| 23.
|
| Компьютер, его назначение и составные части.
| Системный блок, монитор, звуковая колонка, клавиатура, мышь, принтер, лазерные диски, сканер.
| 24.
|
| Элементарные правила обращения с окружающими предметами. Основные правила дорожного движения.
| Электрический ток, пожар, ожоги, режущие и колющие предметы и т.д., ГИБДД
| 25.
|
| Россия - наша Родина. Государственная символика.
| Гимн, Герб, флаг, столица
| 26.
|
| Экскурсия №6:
«Город, в котором я живу»
|
| 27.
|
| Планета Земля.
Практическая работа №4:
«Глобус- модель Земли»
| Глобус- модель Земли,
| 28.
|
| Как, откуда и куда. (10 ч.)
Природные источники воды: реки, моря, озёра. Движение воды.
Практическая работа №5:
«Пресная, солёная вода»
| Река, море, озеро
| 29.
|
| Использование воды в быту. Источники загрязнения воды. Охрана водоёмов.
Практическая работа №6:
«Простейшие способы очистки воды»
| Фильтр, очистные сооружения
| 30
|
| Электричество. Разнообразие бытовых электроприборов, правила пользования ими.
Практическая работа №7:
«Сборка простейшей электрической цепи»
| Электричество, электроприборы, электростанция, электрическая цепь.
| 31.
|
| Лабораторная работа№1:
«Состояние воды в природе. Свойства воды»
|
| 32.
|
| Растения- живые организмы.
Практическая работа №8:
«Уход за комнатными растениями»
| Вода, воздух, свет, тепло-необходимые условия жизни растений.
| 33.
|
| Животные - живые организмы. Условия, необходимые для их жизни.
| Потомство, размножение, жилище
| 34.
|
| Домашние животные и уход за ними.
|
| 35.
|
| Зимующие птицы.
Практическая работа №9:
«Изготовление кормушек»
| Зимующие птицы.
| 36.
|
| Отрицательное влияние человека на природу.
Охрана природы.
|
| 37.
|
| Загрязнение окружающей среды. Охрана природы.
|
| 38.
|
| Где и когда? (9 ч)
Представление о времени.
| прошлое, будущее, настоящее, дни недели
| 39.
|
| Смена времён года. Характерные признаки времён года.
| времена года, месяцы года
| 40.
|
| Разнообразие природы Земли. Холодные районы планеты.
| Северный Ледовитый океан, Северный полюс, Южный полюс
| 41.
|
| Разнообразие природы Земли. Жаркие районы планеты.
| Тропические леса. Саванны
| 42.
|
| Перелётные птицы.
| перелётные птицы.
| 43.
|
| Урок-путешествие: «Далёкое прошлое Земли»
| динозавры
| 44.
|
| История одежды. Разнообразие современной одежды. Культура ношения одежды.
| Деловая, спортивная. рабочая, домашняя одежда
| 45.
|
| Транспортные средства: велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде.
|
| 46.
|
| Урок—путешествие в будущее. Знакомство с профессиями.
|
| 47.
с.58-59
|
| Экскурсия №7:
«Мир вокруг нас: почта»
|
| 48.
|
| Почему и зачем? (17ч)
Солнце- звезда. Свойства и разнообразие звёзд.
|
| 49.
|
| Луна-спутник Земли, её особенности.
|
| 50.
|
| Представления о явлениях природы: дождь, ветер.
|
| 51.
|
| Практическая работа №10:
«Разнообразие звуков в окружающем мире.
| Эхо
| 52.
|
| Представления о свете и цвете.
Лабораторная работа №2:
«Прохождение луча света через призму»
Кабинет физики.
| Призма, радуга
| 53.
|
| Происхождение названия растений.
|
| 54.
|
| Правила поведения в природе.
|
| 55.
|
| Экскурсия №8:
«Прогулка в лес»
|
| 56.
|
| Разнообразие овощей и фруктов, их значение для здоровья человека. Гигиена питания.
| Витамины
| 57.
|
| Важнейшие правила личной гигиены.
|
| 58.
|
| Сон и его значение в жизни человека.
|
| 59.
|
| Водные транспортные средства, их назначения.
|
| 60.
|
| Наземные транспортные средства: автомобиль.
|
| 61.
|
| Наземные транспортные средства: поезд, метро.
|
| 62.
|
| Воздушный транспорт.
|
| 63.
|
| Освоение человеком космоса.
| Искусственные спутники Земли, космонавт, космический корабль, космическая научная станция
| 64.
|
| Экология как наука, её роль в жизни человека.
|
| 65.
|
| Экскурсии
|
| 66.
|
| Экскурсии
|
| |