Скачать 123.21 Kb.
|
Урок – конференция «Что в имени твоем, Байкал?» Цель урока: показать значимость Байкала в природе и жизни человека. Задачи урока:
Оборудование:
Опережающее задание: За несколько уроков до конференции организуется экспедиция из отрядов: 1 отряд – геологи, 2 отряд – историки, 3 отряд – климатологи, 4 отряд – гидрологи, 5 отряд – зоологи, 6 отряд – экологи. В ходе экспедиции учащиеся собирают материал об озере Байкал. После этого проводится урок – конференция, где каждый отряд отчитывается о проделанной работе. По ходу отчета используются презентации, выполненные учащимися в ходе подготовки к конференции. Темы и вопросы исследования. Геологи.
Историки. 1. Исторические названия озера. 2. Когда впервые на берегах озера появились русские? 3. Изучение Байкала. 4.Какое значение имеет озеро Байкал в настоящее время? 5.Уникальность озера Байкал. Климатологи. 1. Климат Прибайкалья. 2. Местные ветры, возникающие на озере (баргузин, верховик, сарма, култук). В чем их различие? Гидрологи. 1. Уникальность воды Байкала. 2. Прозрачность воды. 3. Химический состав воды. 4. Реки, впадающие в озеро. 5. Реки, вытекающие из озера. 6. Ледовый режим, температура воды. 7. Движение воды. Зоологи и ботаники. 1. Уникальность озера Байкал. 2. Роль планктона в озере. 3. Флора и фауна озера, эндемики. 4. Животные, имеющие промысловое значение. 5. Органический мир Прибайкалья. Экологи. 1. Значение озера Байкал для человека и для природы. 2. Причины изменения природы озера Байкал, экологические проблемы. 3. Пути решения проблем Байкала. Ход урока. На доске слова: “Чудо природы во всех отношениях”. Л.С.Берг “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”. (А.Твардовский).
Проверка готовности к уроку. Учитель: Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он – величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка - просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полёт строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин – Всё это, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь. ( М. Сергеев) II. Основная часть урока. Ученики называют тему урока и ставят цели урока. По ходу отчета используется демонстрация слайдов презентации. Уважаемые участники конференции, гости! Сегодняшняя встреча посвящена подведению итогов заочной экспедиции с целью изучения особенностей уникального природного объекта – озера Байкал. Лимнологические исследования на Байкале ведутся с 18-го века. Результаты наших исследований на Байкале представят: геологи, историки, климатологи, гидрологи, зоологи и ботаники, экологи. Ваша задача – внимательно слушать выступления, составить комментарий к полученному списку слов (что обозначают эти слова?), а дома оформить свой репортаж с нашей конференции в виде кроссворда. (Предложенные слова: Селенга, Ольхон, терасса, баргузин, култук, эндемик, эпишура, нерпа, омуль, Ангара, верховик, шелонник, фауна, голомянка, эндемик, сарма.) Геологи. Байкал - самое древнее озеро. Его возраст – 20-25 млн. лет. До сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала. Одни ученые утверждают, что впадина Байкала возникла в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры. Другие считают, что впадина Байкала – следствие медленного прогибания земной коры. Озеро лежит в Байкальской впадине - бездонной каменной чаше, со всех сторон окружённой горами. Впадину обрамляют средневысотные горные хребты Приморский и Байкальский - с западной стороны, Баргузинский (с максимальной высотой 2840 м.) и Хамар-Дабан - с восточной и юго-восточной. Глубина впадины определяется высотой гор над ней, глубиной озера и толщиной выстилающих его дно рыхлых осадков. Слой этих озёрных осадков местами достигает 6000 метров, а их объём в два раза превышает объём озера и достигает 46000 кубических километров. Нетрудно высчитать, что глубина кристаллического ложа Байкала достигает 8 - 9 километров. Самая глубокая точка коренной ванны Байкала лежит примерно на 7000 метров ниже уровня океана. Байкальская впадина - глубочайшая котловина на земной суше. Её "корни" рассекают всю земную кору и уходят в верхнюю мантию на глубину 50-60 километров. Средняя глубина впадины – 730м, максимальная составляет 1637 м. Впадина продолжает формироваться, здесь довольно часто бывают землетрясения. Они в основном слабые и фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10-12 лет бывают землетрясения в 5-6 баллов, а один раз в 20-23 года более сильные и разрушительные – 7-9 баллов и выше. В 1862 и 1959 гг. наблюдались катастрофические в средней части котловины озера. Байкал протянулся в длину на 636 км, а ширина озера колеблется от 25 до 79 км. На этом огромном пространстве кое-где возвышаются над водой небольшие островки, их 22. Есть только два больших острова – Ольхон и Б. Ушканий. Гидрологи (лимнологи). Уникальность воды озера. Площадь водного зеркала Байкала составляет 31,5 тыс. км2, это примерно равно площади таких стран как, Бельгия, Нидерланды и Дания вместе взятые. По площади озеро стоит на 8 месте среди крупнейших озер мира. Объем воды – 23 тыс. м3 – это больше, чем во всех вместе взятых 5 Великих озерах Северной Америки, в 23 раза больше, чем в Ладожском озере. Вода в озере очень прозрачная. В ней мало взвешенных частиц. Поэтому ее прозрачность превосходит все озера мира, до 40 м виден белый диск, с помощью которого определяют прозрачность воды. Солнечные лучи проникают до 50 , а порой и до 100 м в глубину. Байкальская вода удивительно пресная, в ней почти нет растворенных солей. За чистоту воды Байкал получил медаль. Реки, впадающие в озеро, а их впадает – 336, самая крупная из них Селенга, а вытекает одна Ангара, не успевают насытиться солями, т.к. кристаллические породы дна труднорастворимы. Поэтому соленость Байкала составляет 0,1 %0. но при этом все реки вместе приносят 6013 тыс. тонн солей, кроме того, 1200 тыс. т. Различных веществ получает озеро из атмосферы. Но вода медленно протекает через озеро и подолгу отстаивается на глубине. Вода, попавшая в озеро сегодня, выйдет из него только через 400 лет. Историки. Заселение побережья озера. Со слов местных жителей, записанных в 1930-х годах, до XII—XIII веков Прибайкалье населяли народ баргуты. Им на смену с запада пришли буряты, которые стали активно заселять сначала западное побережье озера, а затем Забайкалье. Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII — начале XVIII века. Первым русским открывателем Байкала стал казак Курбат Иванов.В 1643 году он вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В IVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. Байкал изучали: И. Д. Черский, И. Г. Гмелин, Л.С. Берг, П.С. Палас, В.А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок). Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера – заповедника. Происхождение топонима «Байкал» Происхождение названия озера точно не установлено. Наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»: Бай-Куль (кирг.) — богатое озеро Байгъал (якут.) — большая глубокая вода; море Байгаал-Далай (монг.) — природное море Бэй-Хай (кит.) — северное море Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море). Со второй половины XVII века русские переходят на название, принятое у бурят, — бур. Байгал (произносится как «Бэйгхэл»). При этом они приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательно сложилось современное название. Зоологи и ботаники. Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли. 70% обитателей озера – эндемики, т. е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таким видам относится голомянка – ивородящая рыбка, не имеющая чешуи. Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, омуль. Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Пресноводный тюлень – это загадка зоологов. Берега Байкала заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие. Климатологи. Особенности климата Байкала. Кроме красоты Байкал славится сухим и чистым воздухом, обилием солнечных дней. На отдых сюда приезжают люди со всех уголков нашей страны и из других стран. В открытом Байкале температура поверхностного слоя не превышает +150, даже в июле. В прибрежных участках летом прогреваются до +170, а в заливах до +230. Замерзает озеро только в январе, заливы замерзают примерно на месяц раньше, чем открытый Байкал. Облака над озером бывают редко, т.к. в весеннее - летнее время с поверхности холодной воды испарение незначительное, и облака образоваться не могут. Воздух, приносящий облака с суши на Байкал, переваливая через хребты, нагревается, и облака исчезают. Бухта Песчаная – одно из самых известных мест на озере. Здесь солнечных дней столько же, как на Черноморском побережье Кавказа. Да, Байкал красив, но как любой великан, грозен в шторм. Сильные ветры образуются от разницы давления над озером и сушей. Наиболее известные - баргузин, сарма, култук, верховик. Верховик – северо-восточный ветер, дующий вдоль котловины озера из долины Верхней ангары. Шелонник – холодный сток воздуха с заснеженных вершин Хамар-Дабана, южный ветер. Култук – сильный северо-западный ветер, приносит пасмурную погоду со значительными осадками. Харахаиха (по-бурятски - черный)- ветер с долины реки Голоустной, которая находится чуть севернее р. Ангары. Баргузин – ветер, с помощью которого можно переплыть озеро, северо-восточный ветер, с верховьев р. Баргузин. В устье реки усиливается до бури, опасен для легких судов. В котловине озера ослабевает, становится устойчивым продольным ветром при ясной погоде. Экологи. Озеро является рекреационным объектом Сибири. В XX веке на берегах Байкала построены целлюлозно – бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду Байкала. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона. Необходимы природоохранные мероприятия: - регулировать рубку леса. - Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу. - Запретить молевый сплав древесины по рекам. - Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в озеро. - Поднять экологическую культуру населения. III. Подведение итогов. Итак, давайте подведем итоги. Все ли вопросы мы рассмотрели? Что нового вы узнали сегодня о Байкале, что вам показалось наиболее интересным? Оценки за урок. Домашнее задание: §43. «Расшифровать» полученные слова. Составить кроссворд и вопросы к нему. Подобрать иллюстративный материал к кроссворду – стихи, фотографии, отрывки из литературных произведений, картины, рисунки, материал из народного творчества. «Что в имени твоем, Байкал?» Ученик(ца) ______________________________
ДОПИШИ: Эвенки называли озеро____________________. Якуты называли озеро_____________________. Буряты называли озеро ____________________.
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ. Озеро Байкал расположено______________________________________________________. Озеро окаймляют хребты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ДОПИШИ: Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст __________________млн. лет. ДОПОЛНИ СХЕМУ: ОСТРОВА _______________ _______________ ________________
Рифт – это _______________________________________________________________
ДОПИШИ: Max. глубина озера: _______________. ДОПИШИ: Средняя глубина озера:______________.
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ: Нагромождения льда – это _______________. Образуются в начальной фазе замерзания озера в виде тонкой ледяной кромки — заберегов, либо осенью от приплесков волн на скалах и камнях. При сильном шторме наветренные скалы могут покрываться наплесковым льдом до высоты десяти метров – это ______________.
По климатической карте атласа, определите?: А) Тип климата, в котором находится озеро? Запиши: _______________________________________. Б) Среднюю температуру января_________ и июля _________. В) Количество осадков: ________________________. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Г) ЛЕДОВЫЙ ПАНЦИРЬ НА БАЙКАЛЕ ДЕРЖИТСЯ ОТ 4,5 ДО 6 МЕСЯЦЕВ. _____________________________________________________________________________Д) ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ (НАЗВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕТРОВ):
ОПРЕДЕЛИТЕ ПО КАРТЕ КРУПНЕЙШИЕ РЕКИ, ВПАДАЮЩИЕ В ОЗЕРО? САМЫЕ КРУПНЫЕ РЕКИ, ВПАДАЮЩИЕ В БАЙКАЛ КОЛИЧЕСТВО ВСЕХ РЕК, ВПАДАЮЩИХ В БАЙКАЛ: _____________________________________________________________
УКАЖИ УРОВЕНЬ ПРОЗРАЧНОСТИ:________М
ЭНДЕМИКИ – ЭТО __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. ЭНДЕМИЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ БАЙКАЛА: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.___________________________________________________________________________. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ УДИВИЛО:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. ДИАГНОСТИКА «МОРДАШКИ»: |
Урок «Байкал – уникальный уголок России» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Байкал одно из чудес России». Урок-конференция «Вода в творчестве российских писателей и поэтов». Творческий урок | ||
Что в имени твоем Классный час, 3 класс Цель Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах | Озеро Байкал Многие люди не обращают внимания на главную причину загрязнения зарождающегося моря. На всём свете нет такого озера, как Байкал | ||
Озеро Байкал Многие люди не обращают внимания на главную причину загрязнения зарождающегося моря. На всём свете нет такого озера, как Байкал | Положение о проведении конкурса «байкал жемчужина россия» Конкурс «байкал – жемчужина россии» проводится совместно кафедрами менеджмента (имэк) и геологии (ипп) фгбоу впо «Югорский государственный... | ||
Урок (математика экология) в 3 классе Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц» | «Деревья, что нас окружают» Серова Марина Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц» | ||
Урок математики. 2класс. Умк «Гармония» Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц» | Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» Байкал, но и на сознательную природоохранную активность учащихся. Знания о флоре и фауне Байкала, географии озера и его жителях не... | ||
Урок-конференция «Космос-человечеству» Мбоу оош с. Никольское прошел урок-конференция «Космос-человечеству», посвященный 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта... | Тема урока : «Озеро Байкал» Оснащение урока: физическая карта России; видеофильм «Байкал»; тсо, картины о Байкале; наборы открыток: «Птицы Байкала», «Флора Байкала»;... | ||
Урок формирования знаний Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др | Конференция проводится на базе Полтавского национального педагогического... Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Россия | ||
Вариант участия Основная конференция Пре-Конференция Узнайте все, что Вам необходимо, чтобы воспользоваться преимуществами rfid для своего бизнеса | Уроку Тема Искусство в твоем доме (9 ч) Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... |