Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение»





Скачать 333.01 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение»
страница1/3
Дата публикации15.01.2015
Размер333.01 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Республиканский эколого-биологический центр учащихся»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГБОУ ДОД «РЭБЦУ МОиН РБ»

____________ В.Н. Тимофеев

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 3-6 класс (8-12 лет)

Педагог дополнительного образования:

к.б.н., п.д.о.,

заведующая организационно-методическим отделом

Жамбалова Арюна Пурбодоржиевна


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_________ И.А. Андриянова

Зам. директора по НИиОР

_________ Н.Н. Тумуреева


Улан-Удэ

2013

Оглавление

1.

Пояснительная записка образовательной программы

стр. 3

2.

Учебно-тематический план образовательной программы

стр. 7

3.

Содержание образовательной программы

стр. 10

4.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

стр. 10

5.

Контрольно-измерительные материалы

стр. 11

6.

Использованная и рекомендуемая литература

стр. 20

7.

Приложение

стр. 23



  1. Пояснительная записка образовательной программы.


Современное состояние и экология озера Байкал вызывает тревогу не только у жителей и широкой общественности Байкальского региона, но и всего мира. Настоящая программа направлена не только на организацию деятельности по изучению уникального биосферного объекта – озера Байкал, но и на сознательную природоохранную активность учащихся. Знания о флоре и фауне Байкала, географии озера и его жителях не только предоставляют познавательную информацию, но прививают гордость и любовь к родному краю, стремление защищать жемчужину планеты – Байкал.

В соответствии со статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.) и статьями Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия» (2012 г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Программа дополнительного образования по Байкаловедению дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся младшего и среднего школьного возраста (3-6 классы) комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной Байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Байкальского региона и озера Байкал, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края. Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы свей местности. В связи с тем, что произошло сокращение часов, отведенных школьной программой на изучение биологии, актуальное значение имеет проведение занятий эколого-биологического кружка, т.к. школьникам младшего школьного возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой.

Новизна этой программы заключается в том, что учебные материалы программы о Байкале составлены на основе учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок», изданного в 2012 году Педагогическим институтом Бурятского государственного университета совместно с Байкальским информационным центром «Грань», Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС). Настоящий комплект рекомендован Министерством образования и науки Республики Бурятия в качестве учебного пособия в системе школьного и дополнительного образования.

Цель программы:

Формирование у обучающихся экологического понятия об уникальности и целостности природных комплексов родного края, их рационального использования; стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации обучающихся в процессе природоохранной и исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- расширить и углубить знания обучающихся дополняющих школьную программу по биологии и экологии, географии;

- сформировать умения и навыки исследовательской работы в группе и индивидуально;

- научить обучающихся пользоваться методиками по описанию природных объектов;

- привлечь обучающихся к пропаганде бережного отношения окружающей среды.

Развивающие:

- развивать стремление познавать природу родного края;

- сформировать понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;

- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;

- развивать коммуникативные качества обучающихся;

- сформировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов;

- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;

- развивать ораторские способности обучающихся.

Воспитательные:

- привить нормы экологической этики нахождения в природной среде;

- содействовать развитию потребности общения с природой;

- побуждать к осознанному предпочтению природосберегающим технологиям в выборе методов исследования;

- воспитание патриотических и эстетических чувств.

Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, состоит из отдельных взаимосвязанных этапов. Программа рассчитана на 2 года обучения, первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 216 часов.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных обучающимися на уроках.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа рассчитана на детей 8-12 лет, проявляющих интерес к предметам натуралистического профиля. В работе кружка рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, встречи с интересными людьми.

Направленность работы кружка учебно-познавательная (1-й год обучения), учебно-исследовательская (2-й год обучения). Персонифицированная дополнительная программа подразумевает продолжение учебно-исследовательской деятельности обучающихся (3-й год обучения).

Ожидаемые результаты и формы отслеживания образовательного процесса:

К концу первого года обучения дети должны знать:

      • особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);

      • основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);

      • острова (перечислять, кратко характеризовать);

      • особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);

      • возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);

      • современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);

      • водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);

      • температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);

      • история открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала (приводить примеры, кратко характеризовать);

      • разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, эндемичных видов);

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;

  • показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;

  • находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

  • показывать направления основных течений на карте озера;

  • рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;

  • основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • как и когда человек появился на Байкале. Экологические традиции народов Прибайкалья ;

  • изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

  • виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);

  • законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);

  • важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);

  • отечественных и зарубежных исследователей Байкала;

  • топонимику Байкала;

  • творчество о Байкале;

  • современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать);

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

  • пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);

  • составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

  • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;

  • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.

Ожидаемые результаты программы и основные критерии эффективности:

Оценка полученных знаний и умений осуществляется по следующим критериям:

- личностный рост и приобретение практических навыков;

- выполнение программной деятельности;

- творческий подход к деятельности;

- участие в жизни коллектива;

- регулярное посещение занятий кружка;

- степень самостоятельности выполнения работы;

- выступление с реферативными данными и творческими заданиями на занятиях.

Контроль полученных знаний и умений осуществляется через участие воспитанников в экологических акциях, конкурсах, конференциях, олимпиадах, экспедициях, слетах, лагерях, оформлении альбомов, стенгазет, выставок, публикаций на природоохранную тему.

На каждого обучающегося по программе предусмотрено портфолио, в котором расписывается и отслеживается индивидуальный образовательный маршрут, фиксируются достижения.


  1. Учебно-тематический план образовательной программы.

Разделы курса 1 и 2 года обучения.



Разделы курса

Педагогические технологии

Возможное интегрирование программы с предметами школьного

курса

Общеучебные

и специальные

компетенции,

формируемые при

изучении курса

1

Часть 1. Байкал – чудо природы.

Географическое положение озера Байкал. Его физические характеристики. Горы вокруг Байкала. Реки, впадающие и вытекающие из Байкала. Другие озёра вокруг Байкала. Острова, мысы Байкала. Погода на Байкале. Ветры на Байкале. Скрытые ветры. Занимательно-раз-

вивающие задания.

Творческие

задания

Работа в малых

группах

Ролевые игры

Окружающий мир

География

Математика

Изобразительное

искусство и худо-

жественный труд

Музыка

Учебно-

познавательные

Исследовательские

2

Часть 2. Чудеса байкальской воды.

Уникальные свойства байкальской воды. Байкальские льды. Волны на

Байкале. Живые фильтры байкальской воды. Байкальская губка. Бокоплавы Венеры и бормаши. Байкальская эпишура. Опыты с байкальской водой. Различные состояния байкальской

воды (снег, лёд). Воздействие температуры на воду. Сколько воды

нужно человеку каждый день. Приключения Капельки воды.

Работа в малых

группах

Ролевые игры Творческие

задания


Окружающий мир

Химия

Биология

Физика

Зоология

Изобразительное

искусство и худо-

жественный труд

Учебно-

познавательные

Исследовательские

3

Часть 3. Над водой и под водой.

Птицы Байкала. Чайки, утки, большой баклан. Птицы побережья. Знаменитые рыбы Байкала.

Эндемики Байкала. Рисование на камнях и аппликации. Экологиче-

ские задачи.

Интерактивное

обучение

Метод проектов Творческие

задания


Окружающий мир

Биология

Физика

Зоология

Изобразительное

искусство и худо-

жественный труд

Исследовательские

Информационные

4

Часть 4. По заповедным тропам Байкала.

Особо охраняемые природные

территории (ООПТ). Заповедники, национальные парки, заказники. Памятники природы. Жители

Байкальской страны. Экологические традиции и обычаи народов Бурятии. Экологические проблемы озера и побережья.

Проектные

технологии

Телекоммуникаци-

онные проекты

Социально-

экологические

проекты

Окружающий мир

Биология

Зоология

История

Информатика

Проектные

Социально-

трудовые

5

Часть 5. Интересно и занимательно.

Первые известия о Байкале. Европейские исследователи Байкала (XVIII–XIX вв.). Отечественные исследователи Байкала. Хронология исследований Байкала. «Миры» на

Байкале. Байкал в цифрах. Топонимика Байкала. Байкальские легенды

и сказки. О Байкале – с любовью (стихи и песни о Байкале).

Деловые игры

Дискуссии

Творческие

задания

Биология

География

История

Литература

Иностранный язык

Музыка

Коммуникативные

Компетенции

личностного

совершенствования

Учебно-тематический план образовательной программы на 1 и 2 годы обучения.



Разделы курса

Количество часов

Общее количество часов

Форма контроля

теор.

практ.

экскурсии

1 год обучения

1

Географическое положение озера Байкал. Его физические характеристики. Горы вокруг Байкала. Реки, впадающие и вытекающие из Байкала. Другие озёра вокруг Байкала. Острова, мысы Байкала. Погода на Байкале. Ветры на Байкале. Скрытые ветры. Занимательно-развивающие задания.

10

21

4

35

Тесты

Игры

Сообщения

Работа в малых группах

2

Уникальные свойства байкальской воды. Байкальские льды. Волны на

Байкале. Живые фильтры байкальской воды. Байкальская губка. Бокоплавы Венеры и бормаши. Байкальская эпишура. Опыты с байкальской водой. Различные состояния байкальской

воды (снег, лёд). Воздействие температуры на воду. Сколько воды

нужно человеку каждый день. Приключения Капельки воды.

10

21

4

35

Тесты

Творческие задания

Работа в малых группах

Игры

3

Птицы Байкала. Чайки, утки, большой баклан. Птицы побережья. Знаменитые рыбы Байкала.

Эндемики Байкала. Рисование на камнях и аппликации. Экологиче-

ские задачи.

20

42

12

74

Игры

Сообщения

Рефераты


Итого

40

84

20

144




2 год обучения

4

Особо охраняемые природные

территории (ООПТ). Заповедники, национальные парки, заказники. Памятники природы. Жители

Байкальской страны. Экологиче-

ские традиции и обычаи народов Бурятии. Экологические проблемы озера и побережья.

34

44

30

108

Проектная деятельность

Сообщения

Учебно-исследовательская работа

Дискуссии

5

Первые известия о Байкале. Европейские исследователи Байкала (XVIII–XIX вв.). Отечественные исследователи Байкала. Хронология исследований Байкала. «Миры» на

Байкале. Байкал в цифрах. Топонимика Байкала. Байкальские легенды

и сказки. О Байкале – с любовью (стихи и песни о Байкале).

34

44

30

108

Проектная деятельность

Сообщения

Учебно-исследовательская работа

Диспуты

Итого

68

88

60

216

ИТОГО










360




  1. Содержание образовательной программы.


При проведении занятий используются следующие формы:

беседы, практикумы, творческие мастерские, экскурсии, экспедиции, создание и проведение игровых программ экологического содержания.

Применяются методы обучения:

• метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих;

• метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;

• поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей математической обработкой и анализом;

• игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;

• проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности;

• метод психологических тренингов, развивающих умение выступать, навыки продуктивного диалога, оппонирование, культуру речи, неконфликтного взаимодействия;

• метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума.

Дополнительная образовательная программа «Байкаловедение» основана на материалах учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок» и может быть адаптирована к различным возрастным группам в зависимости от уровня подготовки, потребностей и желаний учеников. Ознакомление с информацией, собранной в соответствующих частях и разделах, помогает выполнить задания, закрепить полученные знания. Творческие задания выполняются по желанию индивидуально, в парах, малых группах. Они составлены так, чтобы ученики имели возможность интерактивного общения с одноклассниками и учителем, направлены на развитие субъектной позиции каждого отдельного учащегося, чтобы пополнить сообщество юных экологов! Некоторые задания могут стать основой для детских проектов. Выбранный подход обеспечивает определённую гибкость в подаче и изучении сведений о Байкале.
4. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Комплект учебных материалов о Байкале был разработанный совместно с Бурятским государственным университетом, Байкальским информационным центром «Грань», Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС). Комплект учебных материалов «Байкальский сундучок» издан в рамках проекта «Каждая капля имеет значение», реализуемого совместно с компанией «Кока-Кола» и ПРООН.

В учебно-методический комплект «Байкальского сундучка» включены:

· Учебное пособие для учащихся

· Карточки «Живой мир Байкала»

· Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала»

· Карта «По заповедным тропам Байкала»

· Электронная версия (компакт-диск).



  1. Контрольно-измерительные материалы


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск