Скачать 333.01 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский эколого-биологический центр учащихся» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ ДОД «РЭБЦУ МОиН РБ» ____________ В.Н. Тимофеев Образовательная программа дополнительного образования детей «БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ» Срок реализации: 2 года Возраст учащихся: 3-6 класс (8-12 лет) Педагог дополнительного образования: к.б.н., п.д.о., заведующая организационно-методическим отделом Жамбалова Арюна Пурбодоржиевна СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _________ И.А. Андриянова Зам. директора по НИиОР _________ Н.Н. Тумуреева Улан-Удэ 2013 Оглавление
Современное состояние и экология озера Байкал вызывает тревогу не только у жителей и широкой общественности Байкальского региона, но и всего мира. Настоящая программа направлена не только на организацию деятельности по изучению уникального биосферного объекта – озера Байкал, но и на сознательную природоохранную активность учащихся. Знания о флоре и фауне Байкала, географии озера и его жителях не только предоставляют познавательную информацию, но прививают гордость и любовь к родному краю, стремление защищать жемчужину планеты – Байкал. В соответствии со статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.) и статьями Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия» (2012 г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России. Программа дополнительного образования по Байкаловедению дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся младшего и среднего школьного возраста (3-6 классы) комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной Байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Байкальского региона и озера Байкал, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края. Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы свей местности. В связи с тем, что произошло сокращение часов, отведенных школьной программой на изучение биологии, актуальное значение имеет проведение занятий эколого-биологического кружка, т.к. школьникам младшего школьного возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой. Новизна этой программы заключается в том, что учебные материалы программы о Байкале составлены на основе учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок», изданного в 2012 году Педагогическим институтом Бурятского государственного университета совместно с Байкальским информационным центром «Грань», Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС). Настоящий комплект рекомендован Министерством образования и науки Республики Бурятия в качестве учебного пособия в системе школьного и дополнительного образования. Цель программы: Формирование у обучающихся экологического понятия об уникальности и целостности природных комплексов родного края, их рационального использования; стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации обучающихся в процессе природоохранной и исследовательской деятельности. Задачи: Обучающие: - расширить и углубить знания обучающихся дополняющих школьную программу по биологии и экологии, географии; - сформировать умения и навыки исследовательской работы в группе и индивидуально; - научить обучающихся пользоваться методиками по описанию природных объектов; - привлечь обучающихся к пропаганде бережного отношения окружающей среды. Развивающие: - развивать стремление познавать природу родного края; - сформировать понимание многосторонней ценности природы для общества и человека; - способствовать формированию профессионального самоопределения личности; - развивать коммуникативные качества обучающихся; - сформировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов; - обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений; - развивать ораторские способности обучающихся. Воспитательные: - привить нормы экологической этики нахождения в природной среде; - содействовать развитию потребности общения с природой; - побуждать к осознанному предпочтению природосберегающим технологиям в выборе методов исследования; - воспитание патриотических и эстетических чувств. Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, состоит из отдельных взаимосвязанных этапов. Программа рассчитана на 2 года обучения, первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 216 часов. Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных обучающимися на уроках. Возраст детей, участвующих в реализации программы: Программа рассчитана на детей 8-12 лет, проявляющих интерес к предметам натуралистического профиля. В работе кружка рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, встречи с интересными людьми. Направленность работы кружка учебно-познавательная (1-й год обучения), учебно-исследовательская (2-й год обучения). Персонифицированная дополнительная программа подразумевает продолжение учебно-исследовательской деятельности обучающихся (3-й год обучения). Ожидаемые результаты и формы отслеживания образовательного процесса: К концу первого года обучения дети должны знать:
К концу первого года обучения дети должны уметь:
К концу второго года обучения дети должны знать:
К концу второго года обучения дети должны уметь:
Ожидаемые результаты программы и основные критерии эффективности: Оценка полученных знаний и умений осуществляется по следующим критериям: - личностный рост и приобретение практических навыков; - выполнение программной деятельности; - творческий подход к деятельности; - участие в жизни коллектива; - регулярное посещение занятий кружка; - степень самостоятельности выполнения работы; - выступление с реферативными данными и творческими заданиями на занятиях. Контроль полученных знаний и умений осуществляется через участие воспитанников в экологических акциях, конкурсах, конференциях, олимпиадах, экспедициях, слетах, лагерях, оформлении альбомов, стенгазет, выставок, публикаций на природоохранную тему. На каждого обучающегося по программе предусмотрено портфолио, в котором расписывается и отслеживается индивидуальный образовательный маршрут, фиксируются достижения.
Разделы курса 1 и 2 года обучения.
Учебно-тематический план образовательной программы на 1 и 2 годы обучения.
При проведении занятий используются следующие формы: беседы, практикумы, творческие мастерские, экскурсии, экспедиции, создание и проведение игровых программ экологического содержания. Применяются методы обучения: • метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих; • метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления; • поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей математической обработкой и анализом; • игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков; • проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности; • метод психологических тренингов, развивающих умение выступать, навыки продуктивного диалога, оппонирование, культуру речи, неконфликтного взаимодействия; • метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума. Дополнительная образовательная программа «Байкаловедение» основана на материалах учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок» и может быть адаптирована к различным возрастным группам в зависимости от уровня подготовки, потребностей и желаний учеников. Ознакомление с информацией, собранной в соответствующих частях и разделах, помогает выполнить задания, закрепить полученные знания. Творческие задания выполняются по желанию индивидуально, в парах, малых группах. Они составлены так, чтобы ученики имели возможность интерактивного общения с одноклассниками и учителем, направлены на развитие субъектной позиции каждого отдельного учащегося, чтобы пополнить сообщество юных экологов! Некоторые задания могут стать основой для детских проектов. Выбранный подход обеспечивает определённую гибкость в подаче и изучении сведений о Байкале. 4. Методическое и материально-техническое обеспечение программы. Комплект учебных материалов о Байкале был разработанный совместно с Бурятским государственным университетом, Байкальским информационным центром «Грань», Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС). Комплект учебных материалов «Байкальский сундучок» издан в рамках проекта «Каждая капля имеет значение», реализуемого совместно с компанией «Кока-Кола» и ПРООН. В учебно-методический комплект «Байкальского сундучка» включены: · Учебное пособие для учащихся · Карточки «Живой мир Байкала» · Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала» · Карта «По заповедным тропам Байкала» · Электронная версия (компакт-диск).
|
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | ||
Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |