Скачать 464.31 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» Центр экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Друзья нашего дома» Автор программы: педагог дополнительного образования Полунина Елена Владимировна Возраст обучающихся: 1-9 классы Срок реализации программы: 4 года Великий Новгород 2011 год Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа отражает эколого-биологическую направленность. Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (Великий Новгород, 2006 год); Решением оргкомитета 7 Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей – дипломант (г. Москва, 2006 год). Новизна программы:
4) зоологическая компетентность – определенная система знаний о многообразии видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений, о наиболее рекомендуемых для домашнего содержания видах и породах животных, об основах ухода за домашними питомцами в соответствии с их экологическими особенностями. 5) личностное отношение воспитанников. Программа, с точки зрения новизны находится на двух уровнях: адаптивном и комбинированном, что зависит от интереса детей, условий работы, конкретной ситуации. Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным, т.к. удовлетворяются потребности детей в получении ЗУН, связанных с зоологией (знать о разнообразии животных, их особенностях, поведении, взаимосвязи с окружающей средой, значении для природы и человека, основах ухода и содержания и т.д.). Эти данные получены при изучении образовательных потребностей детей в получении дополнительных знаний, анкетировании родителей о необходимости познавательного досуга, который помог бы детям найти свое призвание в жизни (профориентация). Педагогическая целесообразность подтверждена следующими документами: - типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233, с замечаниями от 22 февраля 1997 года № 212), в котором прописано, что одним из предназначений учреждений дополнительного образования является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности (общества, государства). - учебными типовыми программами по биологии, их методическое обеспечение направлено на получение учащимися общебиологических знаний, умений и навыков, но не учитываются потребности детей в общении с природой ближайшего окружения, в получении конкретных знаний по зоологии, по содержанию домашних питомцев в городе. Концепция модернизации образования (2002-2010 гг.) отводит огромное значение знаниям, которые осваивает ученик. Знания рассматриваются как базовая основа компетентности (современное понятие модернизации образования). Компетенция – характеристика знаньевой основы. Компетентностные знания – это те знания, которые применяются в жизненных ситуациях. Ученику нужны знания, которые носят компетентный характер. Цель программы: формирование у детей зоологической компетентности. Общие задачи:
I год обучения «Природа вокруг нас» - формирование у воспитанников определенной системы знаний о взаимосвязи организма с окружающей средой;
II год обучения «Друзья нашего дома» - ознакомление детей с наиболее рекомендуемыми для домашнего содержания видами и породами животных;
III год обучения «Любители животных»
IV год обучения клуб выходного дня «Тайны живой природы»
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: В настоящее время существуют эколого-биологические образовательные программы «Исследователи природы» («Юные натуралисты», «Юные зоологи», «Юные экологи», «Юные кролиководы» и т.д.). Большинство программ уделяют значительное внимание ознакомлению с животными, непосредственно в природе (в лесу, в поле, на реке), но это не всегда возможно в городе, иногда нет средств и возможности выехать из него. Недостаточно разработаны занятия, непосредственно проводимые в уголках живой природы. Большинство программ уделяют внимание ознакомлению учащихся с отдельными отраслями животноводства, ведению хозяйства с целью производства мяса, молока, яиц, т.е. практическое ознакомление с этими отраслями. У городских детей есть потребность в общении с животными, в познании того, кто живет рядом в доме. В основном, разработанные программы рассчитаны на 1-2 года обучения, для одновозрастных групп, что не подходит для педагогов, работающих с городскими детьми (увлечение животными объединяет детей любого возраста на протяжении многих лет). Образовательные программы не учитывают интересы тех, кто увлечен маленькими комнатными животными: хомячками, крысами, морскими свинками, попугайчиками и т.д. Существующие программы формируют отдельные аспекты изучения животных, а для работы на базе уголка живой природы с большим количеством животных требуется такая организация работы, которая предполагает посещение учащимися занятий на протяжении нескольких лет, получение знаний через исследовательскую деятельность, через работу в экологическом Театре зверей, развитие творческих способностей. Существующие программы не удовлетворяют особые потребности детей, что и вызвало необходимость в создании программ, способствующих формированию у детей зоологической компетентности. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: начальное звено (1-4 классы), среднее звено (5-8 классы), старшее звено (8 классы и старше). Сроки реализации Предлагаемые образовательные программы «Друзья нашего дома» рассчитаны на 4 года обучения: трехэтапное изучение общего материала, индивидуальную или групповую творческую и исследовательскую работу детей (1-3 год обучения) и организацию учебного процесса в форме работы клуба выходного дня (4 год обучения). Формы и режим занятий: Содержание программ ориентировано на добровольные одновозрастные и разновозрастные группы детей (10-12 человек). Состав групп остается постоянным. При необходимости состав групп может изменяться (особенно при клубной форме работы, при дифференцированном подходе к учащимся и др. случаях). В течении учебного года воспитанники могут быть зачислены в группы по результатам собеседования. Количество часов по программе: 1 год обучения -72 часа (2 часа в неделю) или 144 часа (4 часа в неделю) по выбору воспитанников; 2 год обучения – 144 или 216 часов по выбору воспитанников (по 4 или 6 часов соответственно); 3 год обучения – 216 часов (по 2 часа 3 раза в неделю). Учитывая специфику дополнительной образовательной программы данная раскладка часов распределяется на изучение теории, выполнение практических работ в уголке живой природы, исследовательскую деятельность и уход за обитателями уголка живой природы. 4 год обучения рассчитан на 72 часа, при нагрузке 2 часа в неделю. Учебные занятия каждого из годов обучения проводятся с обязательным соблюдением 10 минутного перерыва между занятиями для отдыха детей и проветривания кабинетов. Занятия построены на организации взаимодействия школьников с природой ближайшего окружения, познании – того, что растет и находится рядом с ребенком и в его доме. В процессе работы имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента. Наблюдение всегда оставляет в сознании детей более глубокий след, чем самый подробный рассказ или беседа об этом, даже с использованием коллекций, таблиц, кинофильмов. Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом – все это способствует развитию мышления, внимания учащихся, развиваются исследовательские наклонности. Виды занятий: обучающие, обобщающие, закрепляющие; исходя из этого и разнообразные методы и формы преподавания: рассказ, беседу, практические работы, экскурсии, работу и наблюдения в уголке живой природы и т.д. Для привлечения внимания, развития интереса воспитанников проводятся диспуты, беседы, игры, состязания, викторины, экологические спектакли. Принцип работы: от интереса – к получению определенных знаний, развитию способностей, развитию личности. В работе осуществляется индивидуализация обучения и применение дифференцированного подхода. Индивидуальные формы работы, эпизодическая групповая работа, массовая работа удовлетворяют запросы как группы в целом, так и отдельных воспитанников. Клубная форма работы позволяет объединить учащихся разных возрастов, интересов и способностей, что способствует развитию умений и навыков работать в коллективе, в группе, развитию инициативы, ответственности за порученное дело. Ожидаемые результаты и способы их проверки Данный комплекс программ предусматривает познавательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках биологии. Помогает воспитанникам углубить школьные знания о многообразии видов и жизни животных, о взаимосвязи организма с окружающей средой, учит создавать близкие к природным условия для жизни животных уголка живой природы. Способствует формированию интереса к познанию окружающего мира, необходимости охраны природы, элементарных исследовательских умений (умение наблюдать, исследовать, анализировать и т.д.), дает представление о различных профессиях, что готовит воспитанников к выбору своей будущей профессиональной деятельности. Первый год обучения «Природа вокруг нас» По окончании учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
Второй год обучения «Друзья нашего дома» По окончании учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
Третий год обучения «Любители животных» По окончании учащийся должен знать и уметь:
Четвертый год обучения «Тайны живой природы» По окончании учащийся должен знать и уметь
Оценка результатов работы происходит через контроль за знаниями и умениями после прохождения темы, по изменению в поведении ребенка, через работу на практических занятиях, экскурсиях, в подготовке докладов. Традиционные методы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, «срез знаний» (через зоовикторины, игры, конкурсы, «Кто быстрее назовет?», «Угадай-ка», «Самый сообразительный»), наблюдения (во время занятий), анкетирование. Выделяются и используются следующие виды контроля за работой обучающихся:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Подготовка воспитанниками докладов, исследовательских работ, тематических выступлений, а также участие в городских экологических конференциях школьников, конкурсах, Неделе защиты животных и природоохранных акциях. |
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | ||
Публичный доклад моудод аннинский Аннинский дом детского творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, созданное в марте... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | ||
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической... Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |