Тема
| Тип Кольчатые черви
|
Цель
| Изучить особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей.
|
Задачи
| 1.Сформировать общее представление о кольчатых червях;
2.Познакомить со средой обитания и строением червей;
3.Познакомить с ролью и значением кольчатых червей в природе;
4.Создать условия для интеллектуального и творческого развития обучающихся;
5.Продолжить формирование навыков с Интернет – ресурсами;
6.Развить навыки сравнительно – аналитической мыслительной деятельности;
7.Воспитывать стремление познать многообразие форм жизни на Земле.
|
Основное содержание темы, термины и понятия
| Содержание темы включает: изучение биологических особенностей кольчатых червей, сходство и отличие от других типов червей, анатомическое строение, значение в природе.
Понятия: параподия, замкнутая кровеносная система, Полихеты, Щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка.
|
Планируемый результат
|
Личностные умения
- сформированность интересов к познанию нового;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
| Метапредметные умения
Познавательные:
- умение работать с текстом;
- умение выделять главное;
- умение сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу;
- умение прогнозировать ситуацию;
- умение дать определения понятиям;
- овладение исследовательскими навыками;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение сформулировать вывод;
- умение использовать приобретённые знания в практической жизни.
Регулятивные:
- умение выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение адекватно использовать речевые средства для доказательства и аргументации своей позиции;
- умение вести дискуссию;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
| Предметные умения
- умение выделять и характеризовать биологические особенности кольчатых червей;
- умение выделять особенности приспособления к среде обитания;
- развивать умение характеризовать представителей типа Кольчатые черви, используя знание внешнего и внутреннего строения червей;
- умение выделять особенности полового размножения, явление гермафродизма;
- узнавать кольчатых червей на рисунке, на влажных препаратах.
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи
| Ресурсы
| Формы работы
|
Физика. Устройство подводной лодки. Скольжение тел.
| 1.Персональный компьютер;
2. Выход в ресурсы сети Интернет, 3.Мультимедийный пректор;
4. Влажный препарат дождевого червя;
5. Таблица «Тип Кольчатые. Дождевой червь»;
6.Презентации:
http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-tip-kolchatye-chervi-klass-maloshhetinkovye-po-biologii-7-klassa.html
http://www.uchportal.ru/load/75–1-0–7433
7.Видеоролики:
http://mirbiologii.ru/videoroliki-na-temu-kolchatye-chervi.html
8.Разработки уроков:
http://lib2.znate.ru/docs/index-319084.html
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentatsiya-na-temu-tip-kolchatye-chervi-klass-maloshchetinkovye
http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-tip-kolchatye-chervi-klass-maloshhetinkovye-po-biologii-7-klassa.html
http://old.kuzspa.ru/files/pedpraktika/konspekt-biology.htm
http://lib2.podelise.ru/docs/11553/index-15530.html?page=3
http://pedsovet.su/load/86-1-0-10041
9.Дополнительный материал: http://mirbiologii.ru/videoroliki-na-temu-kolchatye-chervi.html
| Фронтальная-
Индивидуальная-
В паре-
Коллективная-
|
Технология изучения темы
|
I этап. Самоопределение к деятельности
|
Цели деятельности
| Ситуативное задание
| Планируемый результат
|
-мотивировать обучающихся к изучению темы;
-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями: «типы червей», «биологические особенности», «среда обитания», «свободноживущие черви», «симметрия тела», «гермафродизм».
| Каждый ученик получает задание, позволяющее ему оценить уровень усвоения материала и оценить свои знания.
задания:
1.Назвать биологические особенности Типа Круглые черви.
2.Дать характеристику образа жизни круглых червей.
3.Письменно дать определения понятиям.
1.Заполнить таблицу, написав названия изученных типов животных их биологические особенности и представителей.
2.Используя Интернет найти материал о кольчатых червях и создать мини-презентацию.
На доске написаны признаки разных типов животных, определить какому типу он относится.
| Личностный:
-проявление интереса к новым знаниям, к поставленной прблеме.
Предметный:
-умение выделять биологические особенности типов;
-умение выделять черты приспособления животных к окружающей среде;
-умение вести сравнение животных, относящихся к разным типам;
-умение давать определения понятиям.
Коммуникативный:
-умение вести беседу;
-умение работать в паре;
-умение анализировать ответы.
|
II этап. Учебно – познавательная деятельность (изучение нового содержания).
|
Цели деятельности
| Учебные задания и методы работы с информацией
| Планируемый результат
|
Блок А. Дать общую характеристику Типа Кольчатые черви.
|
Цель:
-вооружит обучающихся знанием биологических особенностей кольчатых червей;
-объяснить сходство и отличие с животными других типов;
-установить отличительные признаки кольчатых червей.
|
Они живут в тиши подземной, Тихонько двигаясь, шурша. Едят листву, опад бесплодный, Ее глотают не спеша.
Задание или : посмотрите видеоролик и ответьте, какой тип червей мы будем изучать и почему он так называется? http://mirbiologii.ru/videoroliki-na-temu-kolchatye-chervi.html
Черви представлены тремя Типами: Плоские, Круглые, Кольчатые. Давайте рассмотрим трёх представителей: планарию, аскариду и дождевого червя. Как вы думаете, кто из них похож на активного охотника за пищей? На чём основано ваше мнение? Для активного поиска нужны развитые мышцы и опорный орган для них. У всех червей есть кожно-мускульный мешок, но опорный орган появляется у кольчатых червей. Первичная полость нематод, заполненная жидкостью, не отделена от внутренних органов. Если этого червя поместить в почву и заставить протиснуться через острые частицы горных пород, то неизбежно повреждение кожно-мускульного мешка, полостная жидкость вытечет, червь погибает. Эту проблему 600 млн. лет назад
решила природа, создав вторичную полость – целом. Тело животного разделяется на сегменты. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полости тела организма оказалось очень удачным. Вторичную полость имеют кольчатые черви, которых мы и будем изучать на уроке. Тема урока: Тип Кольчатые черви (запись в тетради). Задание : посмотрите презентацию одноклассников, а так же http://www.uchportal.ru/load/75–1-0–7433 и составьте общую характеристику типа Кольчатые черви и выпишите в тетрадь отличительные признаки и биологические особенности червей. Затем в опорном конспекте вставьте пропущенные слова.
Опорный конспект
1.Кольчатые преимущественно____________
живущие черви.
2.Туловище разделено на____________
3._____________ симметрия тела.
4.Тело покрыто ___________ мешком.
5.Внутренняя полость разделена перегородками на____________
6.Передвигаются с помощью________ и ___________ мышц, и ____________
| Познавательный:
-умение работать с понятийным аппаратом урока.
Регулятивный: умение выполнять учебные задания в соответствии с целью, вести сравнение и выделять главное.
Коммуникативный: умение выполнять учебные задания в паре, группе, вести беседу и формулировать выводы.
Предметный: умение давать определения понятиям, составлять характеристику типа, выделять особенности внутреннего строения кольчатых червей.
|
Блок Б. Внутреннее строение кольчатых червей.
|
Цель:
Научить школьников:
-характеризовать строение внутренних систем органов;
-выделять особенности каждой системы;
-сравнивать с особенностями строения других червей;
-объяснят особенности размножения кольчатых червей.
|
Задание1. : просмотрите презентацию http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-tip-kolchatye-chervi-klass-maloshhetinkovye-po-biologii-7-klassa.html , прочитайте материал учебника, рассмотрите рисунки и дайте характеристику внутренним системам органов:
-кровеносная система;
-пищеварительная система;
-нервная система;
-размножение червей.
Задание2. : выделите отличительные признаки внутреннего строения кольчатых червей от других ранее изученных типов червей.
| Познавательный:
-умение давать характеристику строения той или иной системе внутреннего строения червей.
Регулятивный:
-умение выстраивать изучение учебного материала по алгоритму логически взаимосвязанных мыслительных операций.
Коммуникативный:
-умение работать в паре, высказывать свои суждения.
Предметный:
-умение применять полученные знания в новой ситуации.
|
Блок В. Классификация Кольчатых червей.
|
Цель:
-научить обучающихся составлять и объяснять классификацию кольчатых червей.
|
Задание1. : пользуясь учебником составьте схему классификации Кольчатых червей и обоснуйте принцип её построения. Задание2. : сверь свою классификацию с данными Интернета. http://www.zoofirma.ru/knigi/kurs-zoologii-t-1-abrikosov/2955-klassifikatsija-kolchatyh-chervej.html
| Познавательный:
-умение предполагать, анализировать, доказывать.
Регулятивный:
-умение самостоятельно выполнять задание и вносить коррективы.
Коммуникативный:
-умение выслушать других и высказать свою точку зрения.
Предметный:
-умение оперировать приёмами сравнения, анализа и синтеза,
-умение анализировать информацию.
|
III этап. Диагностика качества освоения темы.
|
Цель:
-установить степень усвоения темы «Тип Кольчатые черви».
| Учитель. На этом этапе вы должны показать свои знания об общих признаках кольчатых червей. Я читаю предложения, а вы должны посоветоваться в и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению. Ответы записывайте на бланке для ответов, используя слова «Да» или «Нет».
1. Тело кольчатых червей состоит из множества сегментов. (Да.)
2. У кольчатых червей имеется кожно-мускульный мешок. (Да.)
3. Все кольчатые черви живут в почве. (Нет.)
4. Среди кольчатых червей нет паразитических форм. (Нет.)
5. Органы выделения находятся в каждом сегменте тела червей. (Да.)
6. У кольчатых червей кровеносная система замкнутая. (Да.)
7. Все кольчатые черви – гермафродиты. (Нет.)
8. Нервная система кольчатых червей цепочечного типа. (Да.)
9. Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела или с помощью жабр. (Да.)
10. Для кольчатых червей характерна регенерация. (Да.)
По завершении данного этапа учитель записывает на доске правильную цепочку слов, ребята сверяют ее со своими цепочками и подсчитывают количество правильных ответов. Результат фиксируется в сводной таблице на доске.
|
|
IV этап. Рефлексивная деятельность.
|
Цели деятельности
| Самоанализ и самооценка ученика
| Результат деятельности
|
Научить школьников:
-осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;
-оценивать результат своей учебной деятельности.
| Самоанализ
Задание: составьте синквейн на тему «Кольчатые черви».
Самооценка
Задание: закончите предложения:
1.Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________
2.Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________
3.Я (понял(ла), не понял(ла))_____________ учебный материал на уроке.
4.Я(выполнил(ла), не выполнила(ла)) _________ цели изадачи, поставленные мною в начале урока.
| Личностный:
-позитивный эмоциональный настрой обучающихся, направленный на изучение нового типа животных, поддерживался на протяжении всего урока постановкой проблем, сменой видов деятельности, применением Интернет-ресурса;
Познавательный:
-реализованы умения обучающихся работать с основными понятиями темы. Содержанием учебного материала.
Регулятивный:
-обучающиеся обучены способам поиска информации из различных источников.
Коммуникативный:
урок способствовал овладению и развитию у школьников навыков общения.
|