«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности»





Скачать 115.8 Kb.
Название«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности»
Дата публикации07.07.2013
Размер115.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
IX научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2011»

Российская Федерация

Агинский Бурятский округ

Село Амитхаша

МБОУ «Амитхашинская средняя общеобразовательная школа»

Секция «Экология техносферы»

Тема:

«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности»

и индикаторы чистоты воздуха»

Выполнили: Энхтуяа Халиун - 8 класс

Цымпилов Баир - 8 класс

Научный руководитель: Стрельников Владимир Гаврилович, кандидат географических наук, заместитель директора Музея охраны природы Агинского городского поселения.

Руководитель: Бальжирова Оксана Дугаровна – учитель географии

2011 г

IX научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2011»

Российская Федерация

Агинский Бурятский округ

Село Амитхаша

МДОУ «Амитхашинская средняя общеобразовательная школа»

Секция «Экология техносферы»

Краткая аннотация.

Лишайники очень неприхотливы, они растут в самых бесплодных местах и даже на голых скалах. Поселяясь на камнях, они выделяют особые вещества – лишайниковые кислоты, которые растворяют, разрушают камень. После отмирания лишайников здесь уже могут поселяться другие растения. А лишайники за то, что они появляются в бесплодных местах первыми, называют пионерами растительности, а также лишайники являются индикаторами чистоты воздуха.

IX научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2011»

Российская Федерация

Агинский Бурятский округ

Село Амитхаша

МБОУ«Амитхашинская средняя общеобразовательная школа»

Секция «Эклогия техносферы»

Аннотация.

Село Амитхаша Агинского района Забайкальского края располагается в лесостепной зоне, фактически сливаясь с городским поселением Агинское. На территории села располагаются ряд небольших предприятий, также действуют 6 котельных, которые отапливают все учреждения и жилые дома жителей села, проходит федеральная трасса. В связи с этим мы предположили, что воздух, которым дышит население, не может быть абсолютно чистым. Так как лишайники являются индикаторами чистоты воздуха, то решили провести исследовательскую работу по изучению экологической обстановки в селе, используя в качестве объекта изучения лишайники и их распространение на отдальных учатка села.

Тема нашей работы актуальна, так как в настоящее время проблема загрязнения воздуха стоит особенно остро, а лишайники можно использовать как биоиндикаторы загрязнения окружающей среды. Тем более, что изучением лихенофлоры села Амитхаша никто не занимался.

Цель: Проверить состояние лишайников, в зависимости от загрязнённости природной среды. Определить количественный и видовой состав лишайников в разных местах села Амитхаша.

Объект исследования:Лишайники села Амитхаша.

Предмет исследования: видовой состави и экологического загрязненности села Амитхаша.

Задачи:

  • изучить материал о лишайниках, методиках проведения исследовательской работы;

  • наметить участки исследования села Амитхаша;

  • в местах учётов определить видовой состав лишайников и провести сравнительный анализ.

  • Сбор разных видов лишайников.

  • в ходе лабораторной работы определить видовой состав лишайников;

  • установить лишайниковые зоны на территории села, показать их на карте-схеме.

Методы исследования:


1. Теоретический. 2. Практический. 3. Статистический

4. Сравнительный 5. Наблюдение.

Гипотеза: Если считать что лишайники являются индикоторами чистоты воздуха, то следует ожидать при иследовании територии села Амитхаша.

II.Основная часть
Глава 1. Особенности строения, химического состава и жизнедеятельности
1.1. Распространение и экологические группы лишайников.
Лишайники растут большей частью в условиях хорошего освещения на разнообразных субстратах - на деревьях, выходах горных пород, почве, на листьях вечнозеленых растений, а так же на коже, костях, бумаге, тканях, стекле, железе и др. при длительной неподвижности субстрата. За немногими исключениями, они особенно чувствительны к загрязнению воздуха сернистым газом. Обитают на всех континентах до крайней границы распространения растительности.

Лишайники представляют собой своеобразную группу комплексных организмов, в основе которого лежит симбиоз гриба и водоросли.

Симбиоз – это взаимовыгодное сожительство двух организмов.

Лишайники образуют множество химических веществ. В зависимости от субстрата, на котором произрастают лишайники, среди них различают экологические группы: эпилитные, развивающиеся на поверхности горных пород; эпифлеоидные - на коре деревьев и кустарников; эпигейные на поверхности почвы; эпиксильные – на обнажённой гниющей древесине. Если слоевище развивается внутри камня, его называют эндолитным; если внутри деревьев – эндофлеодным.

Расселение их по субстрату различно. В другом случае на небольшом участке могут произрастать несколько видов лишайников, образуя на субстрате благодаря своей разнообразной окраске пестрый узорчатый рисунок. Лишайники — очень медленно растущие организмы. Средний возраст лишайников — от 30 до 80 лет, а отдельные экземпляры, доживают до 600 лет. Имеются указания, что иные талломы лишайников насчитывают даже около 2000 лет. Вытекающие из специфической двойной природы лишайников преимущества позволяют им расти в таких условиях, в которых не могут существовать другие организмы. Так, лишайники являются пионерами зарастания каменистых субстратов; осваивая их, они прокладывают дорогу другим растениям. (4,7).
1.2. Внешнее и внутреннее строение.

Тело лишайника называется слоевищем. Из чего оно состоит? Под микроскопом, можно увидеть бесцветные гифы гриба, или грибницу, между которыми вкраплены клетки водорослей.
Слоевище лишайников разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Лишайники окрашены в разнообразные цвета: белый, розовый, желтый, оранжевый, красный, серый, голубой, зеленый, оливковый, коричневый, черный. Окраска слоевища зависит от наличия пигментов, которые откладываются в оболочках гиф. Наиболее богаты пигментами гифы коркового слоя и различные части плодовых тел. Важнейшим фактором, влияющим на пигментацию является свет. Чем ярче освещение в местах произрастания, тем ярче они окрашены. Иногда цвет слоевища зависит от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зернышек на поверхности гиф. Насколько разнообразны слоевища лишайников по окраске, настолько же они разнообразны они по форме. В зависимости от внешнего облика различают три основных морфологических типа: накипные, листоватые и кустистые лишайники.

Слоевище накипных лишайников имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом. Толщина корочки различна. Она может быть весьма тонкой и иметь вид еле заметной накипи или порошкообразного налёта; может быть толщиной 1-2мм, а иногда и довольно толстой.

Листоватые лишайники значительно более высокоорганизованные формы. Их слоевище имеет вид листовидной пластинки, горизонтально распростёртой на субстрате.

Слоевище кустистых лишайников имеет вид прямостоячего или повисающего кустика. По организационному уровню кустистые лишайники представляют высший этап развития слоевища.
1.3 Размножение лишайников.

Едиными организмами, они выработали свои собственные способы размножения, например, мельчайшими клубочками, состоящими из одной-двух клеток водорослей, окруженных гифами гриба. Эти «клубочки» образуются внутри слоевища в большом количестве, под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается и «клубочки» разносятся ветром. Иногда на поверхности слоевища образуются особые выросты, содержащие оба компонента лишайника. Они отслаиваются и разносятся ветром или водой. Лишайники могут размножаться и просто отламывающимися кусочками слоевища. Кроме того, гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои собственные способы размножения – спорами и вегетативно.

1.4. Химический состав и способы питания лишайников.
В состав лишайников входят фенольные вещества, так называемые лишайниковые кислоты. Все они являются многочисленной группой ароматических соединений, специфическими метаболитами лишайников. Все организмы вынуждены создавать многоступенчатые защитные системы от губительного действия кислорода, находящегося в атмосфере и растворенного в воде, где он находится в молекулярной форме. Эта защита особенно необходима против активных форм кислорода – перекиси водорода и свободных радикалов кислорода. Интенсивность фотосинтеза у лишайников намного ниже, чем у высших растений. Для нормальной фотосинтетической активности слоевище должно содержать определенное количество воды. Лишайники усваивают воду очень быстро, но пассивно, всей поверхностью своего тела.

Вывод:

Глава3. Результаты исследований.

В середине 19 века финский ученый В. Нюландер обратил внимание на видовую бедность лишайниковой флоры в индустриальных районах большого города по сравнению с сельскохозяйственными окраинами. Было установлено, что при повышении уровня загрязненности воздуха первыми исчезают кустистые формы лишайников, затем листоватые и, наконец, наиболее устойчивые – накипные.

На основании исследований выделены зоны лишайников, которые позволяют судить о степени загрязненности атмосферного воздуха: лишайниковая пустыня – полное отсутствие лишайников; зона соревнования – лишайниковая флора бедна; нормальная зона – встречаются многие виды лишайников.

Опираясь на эти данные, мы попытались проследить зависимость видового разнообразия эпифитных (произрастающих на растениях) лишайников от степени загрязнённости атмосферы и определить границы лишайниковых зон.

Для проведения исследовательской работы нами использована методика лихенолога В.В.Горшкова (приложение 1).

Основные результаты исследований:

1. Было определено 7 видов лишайников, относящихся к 5 родам: ксантория настенная-Xanthoria parietina, цетрария сосновая-Cetraria pinastri, гипогимния вздутая-Hypogimnia physodes, пармелия бороздчатая-Parmelia sulcata, пармелия козлиная-Parmelia caperata, фисция звездчатая-Physcia sttellaris, фисция серая -Physcia grisea, фисция припудренная -Physcia pulverulenta.

2. На карту-схему обследованной местности нанесены места учётов (пришкольная территория, школьный дендрарий; лесопарковая зона Агинского дацана; северная окраина села, микрорайон «2-я Химия») и установлены зоны лишайников. Выделены три лишайниковые зоны: 1) лишайниковая пустыня (пришкольная территория, школьный дендрарий), зона соревнований (микрорайон «2-я Химия»), нормальная зона (лесопарковая зона Агинского дацана, северная окраина села).

3. Важным является преобладающее в данной местности направление ветров, несущих губительные газы и пыль. Преобладающие ветра на территории села юго-западного направления. Эта сторона стволов деревьев населена лишайниками в меньшей степени. 4. Кустистые формы лишайников в точках учета не были обнаружены на территории.

Выводы:

1. По данным самыми чувствительными к загрязнению воздуха оказались цетрария сосновая (процент покрытия – 3-12), гипогимния вздутая (процент покрытия – 2-15); менее чувствительными – ксантория настенная (процент покрытия – 25-100) и пармелии (процент покрытия – 15-45); самыми устойчивыми к загрязнению – фисции (процент покрытия – 50-100).

2. Наибольшее распространение имеют лишайники родов Physcia, Parmelia, Xanthoria.

4. 85% территории села являются нормальной зоной, что свидетельствует о достаточно благоприятной экологической обстановке.

Заключение
1. Лишайники- симбиотические организмы, сочетающие в себе два компонента: автотрофный – водоросль или цианобактерия и гетеротрофный – гриб.
2. Лишайники живут там, где не могут поселиться другие растения – на голой почве, камнях, стенах, даже на стекле, поэтому их называют «пионерами растительности».
3. Лишайники требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов. Мы в этом убедились при проведении опытов.
4. В нашем крае много лишайников, что говорит о том, что мы живем в экологически чистом районе, но ещё видовой состав лищайников у нас в крае не достаточно.

  1. предложение. Иследование показатели что нет лишайников около школы то следует обратить внимание на это. И учетителя биологии, географий и химий осмотреть проблему и озеленить участок школы.


Список литературы:
1. Горленко М.В. «Водоросли, лишайники и мохообразные» М.: Изд-во «Просвещение», 1998.
2. Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь.
3. Захаров В.Б. Н.И. Сонин. Биология 7 класс.М.; Изд-во «Дрофа», 2001.
4. Недоспасова Н,В. «Лишайники Псковской области», Псков. Изд-во ПОИПКРО,1993.
5. Судницына Д.Н, «Растения и грибы Псковской области», Псков, Изд-во ПОИПКРО , 2001.
6. Федоров А.А. «Жизнь растений». Том третий. М.: «Просвещение», 1977.
Интернет-ресурсы.
7.Edu.nstu.ru
8.WWW.kspi.kz.9.WWW.sbio.info.


Группы лишайников

Название

Внешний вид

Где поселяются?

Кустистые

Ягель («олений мох»)

«Кустик»

Почва, ветви деревьев или скалы

Накипные

Леканора

«Корочка», «накипь»

Камни

Листоватые

Ксантория настенная

Пластинки

Камни, почва, кора деревьев


Приложение 1

Методика сбора и обработки лишайников:

Для работы необходимо иметь: отрывной блокнот для этикеток; пакеты для сбора проб; рулетка, компас, квадрат-сетку, карта-схема района наблюдений; скальпель. Наметили маршрут. Выбрала площадки 5Χ5 м с наиболее характерной растительностью; нанесли их на карту-схему точками. Это места учётов. В пределах каждой площадки провели учёты и взяли пробы. Пользуясь квадрат-сеткой определили покрытие лишайников-эпифитов на коре дерева. Покрытие рассчитывали в процентах от площади квадрат-сетки. Измеряли диаметр ствола, удалённость квадрат-сетки от почвы. Экспозицию определяли компасом. Наблюдения проводили в октябре, ноябре 2011 года во влажную погоду, когда лишайники имели небольшой объём. Пробы брали скальпелем вместе с тонким слоем субстрата. Каждому лишайнику присвоили номер. Для определения видов лишайников использовали определители.

Обилие для каждого вида определяли визуально по пятибальной шкале: 5 баллов - слоевища встречаются в большом количестве и обильно; 4- обильно; 3- в небольшом количестве; 2 - в очень малом количестве; 1 - единично.

Покрытие рассчитывали в процентах от площади квадрат-сетки. Обилие и покрытие лишайников – важнейшие показатели благоприятности среды.

Исследования 2011 года – это первый год работы по изучению эпифитных лишайников на территории села.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconСочинение на тему «Пионеры в моей семье»
Случайно по телевизору я услышала, что в этом году исполняется 90 лет пионерской организации. Меня заинтересовало, кто такие пионеры,...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко...
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconЖивые организмы и среда обитания (11ч)
Знать классификацию экологических факторов, уметь приводить примеры влияния факторов на организмы окружающей местности
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconОтчет о результатах научно-исследовательских работ и научно-организационной...
Рис. Фрагмент карты восстановительной динамики растительности Среднего Приангарья. 1-11 – восстановительные ряды растительности,...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» icon”жизнь на земле”
Закрепление основных понятий темы: клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания,...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» icon60-е Урок пения 70-е Принятие в пионеры

«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconКакие компании используют гмо?
Генетически-модифицированные организмы (гмо) — продукты питания, а также живые организмы, созданные при помощи генной инженерии....
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconУрока окружающего мира в 3 классе по теме «Как живые организмы запасают энергию Солнца»
Планирование и проведение исследования с выбором необходимых инструментов. Организация дискуссии для выявления решений и их аргументации...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconСинтаксономия лесов Южного Урала как теоретическая основа развития системы их охраны
...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconОренбургский государственный педагогический университет
Древний человек пользовался выжиганием растительности для решения своих проблем, как-то: расчистка земель для пашни, улучшение пастбищ,...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconКонспект урока по биологии по теме «Лишайники»
Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию и размножению лишайников, как симбиотических организмов;...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconОценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconВлияние факторов окружающей среды на состояние древесной растительности парковых ландшафтов

«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconРоссийская федерация федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconУрок по биологии в 6 классе по умк пасечника Тема: «Отдел «Лишайники»
Цель урока формирование компетенции о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии...
«Лишайники как симбиотические организмы, «пионеры растительности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: 1 обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лишайники», рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности лишайников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск