БОЛЬШАЯ ИГРА – 3 по теме ”ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ”
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ”Большой игры - 3”:
Повторение и закрепление знаний по теме III “Жизнь на земле”;
Закрепление основных понятий темы: клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания, природные зоны Земли, природные сообщества морей и океанов;
Закрепление названий грибов, растений, животных, умение узнавать их по рисункам и фотографиям;
Развитие интереса к таким наукам как полентология, цитология, ботаника, микология, зоология, экология;
Развитие ответственности за успех команды, умений и навыков работать в коллективе и вместе решать поставленные задачи;
Воспитание корректного поведения в среде одноклассников и по отношению к старшим;
Развитие воображения, фантазии и желания узнавать новое, стремления к достижению цели.
В начале изучения темы командам выдается «домашнее задание», которое они выполняют в течение всей четверти.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:
Придумать название команде, девиз, эмблему, распределить роли.
Вовремя выполнять домашние задания, хорошо работать на каждом уроке.
Подготовить рисунки и макеты для конкурса.
Выбрать тему проекта, сообщения, реферата или стенгазеты:
Бактерии, их строение, классификация, значение;
Как защищаются растения;
Растительный мир Мурманской области;
Где и как зимуют насекомые;
Растительный и животный мир разных континентов; различных природных зон; разных сред обитания;
Самые-самые /о растениях и животных/;
Разнообразие клеток живых организмов и др.
Выучить основные понятия темы.
Выучить как можно больше названий грибов, растений, животных и уметь определять их на рисунках, уметь определять в какой среде они обитают, а так же природную зону земли, в которой они живут.
На игре можно пользоваться любой литературой, кроме учебника.
БОЛЬШАЯ ИГРА – 3
«Что мы узнали о жизни на земле»
«Изучение природы, хотя и трудно, однако приятно полезно и свято» М. В. Ломоносов.
Финиш.
Черный ящик
|
| Почемучки
|
| Микроскоп
|
| Кроссворд
|
| Повадки животных
|
| Эрудиты
|
| Разминка «А, В, С»
|
| Старт
|
На доске нарисованы ступени, по которым нужно подняться от старта до финиша. Т С О
1. Магнитофон, кассеты с музыкой.
2. Микроскопы, предметные и покровные стекла, водные растения /элодея/, пинцет, скальпель, игла препаровальная, стеклянный стаканчик-2(четыре набора, по одному на каждую команду).
3. Гонг.
4. Правила работы за игровым столом.
5. Конструкторы / «Животные»/.
6. Предметы для «черного ящика».
/Морская звезда, веточка коралла, яйцо, муляж съедобного гриба, чучело крокодила, ракушка, кокос, картофель, киви/.
КОНКУРС
| УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
| ВРЕМЯ
| Разминка «АВС»
| Ведущий задает каждой команде четыре вопроса с тремя ответами А, Б, С, один из которых правильный. Команда поднимает правильную карточку
| 4 мин
| Конкурс эрудитов капитанов
| По одному человеку садятся за отдельные столы, получают карточку с двумя вопросами. Можно воспользоваться помощью одного члена команды.
| 3 мин.
| Конкурс «Повадки животных»
| Каждая команда получает карточки с вопросами для всех команд. Готовятся в течение 1-1,5 мин.
| 3 мин.
| Кроссворд
| Команды получают одинаковые кроссворды. За каждое отгаданное слово - 1 балл. За скорость первой команде +2 балла, второй +1 балл.
| 5 мин.
| Микроскоп, клетка.
| По одному человеку от команды садятся за отдельные столы с микроскопами, получают карточки с заданиями. Выполняют их в течение конкурса «почемучек». Кто заканчивает раньше - присоединяется к команде.
| 5 мин.
| Клуб «почемучек»
| Каждая команда получает по два письма с вопросами «Почему…?» В течение трех минут готовятся к ответу. При ответе зачитывают письмо с вопросами.
| 5 мин., ответ 6 мин.
| «Черный ящик»
| Получают задание, обсуждают в течение трех минут ответы. Надо угадать, находящийся в черном ящике предмет.
| Подг. 3мин., Ответ 2 мин.
| «угадай животное»
| Если команда не может ответить на какой-либо вопрос предыдущего конкурса, то получает от ведущего доп. вопрос.
|
| Подведение итогов
|
| 3 мин.
| «А, В, С» /Разминка/
Развитие жизни на земле началось:
а) 250 миллионов лет назад б)3,5 миллиардов лет назад с)10 миллионов лет назад
2. Развитие жизни началось:
а) в воздухе б) на суше с) в воде.
3. Динозавры – это:
а) древние млекопитающие б) древние пресмыкающиеся с) древние земноводные
4. Эпохой динозавров называют:
а) Мезозойскую эру б) Кайнозойскую эру с) Архейскую эру
5. Человек появился в:
а) Палеозойскую эру б) Протерозойскую эру с) Кайнозойскую эру.
6. Клетки были открыты при помощи:
а) телескопа б) микроскопа с) зеркала
7. Главные части клетки:
а) оболочка, цитоплазма, ядро б) оболочка, лизосомы, хлоропласты с) ядро, цитоплазма, вакуоль
8. Яйцеклетка – это:
а) клетка крови б) нервная клетка с) половая клетка.
9. Хлоропласты – особые органоиды клетки, в которых происходит фотосинтез, содержатся в:
а) бактериях б) растительных клетках с) нервных клетках.
10. только растительная клетка имеет:
а) цитоплазму б) ядро с) вакуоль с клеточным соком.
11. Эвглена зеленая принадлежит к царству:
а) простейших б) грибов с) растений.
12. Ученый делят живую природу на несколько царств:
а) одноклеточные и многоклеточные б) бактерии, простейшие, грибы, растения, животные с) позвоночные и беспозвоночные.
13. Крокодилы – это:
а) земноводные б)рыбы с) пресмыкающиеся.
14. Акула – это:
а) рыба б)водное млекопитающее с)земноводное
15. Дельфин – это:
а) водное пресмыкающееся б) двоякодышащая рыба с) земноводное
16. Кальмар – это:
а) водное млекопитающее б) головоногий моллюск с) хрящевая рыба
КОНКУРС ЭРУДИТОВ
Что такое эволюция?
Что такое палеонтология?
Что такое цитология?
Что такое эукариоты?
Что такое экология?
Что такое биосфера?
ОТВЕТЫ
Эволюция – необратимое историческое развитие живого от древнейших до современных и будущих форм жизни.
Палеонтология – это наука, которая занимается изучением ископаемых остатков, предположительно принадлежащих каким-либо живым организмам.
Цитология – это наука, изучающая строение клетки, ее химический состав.
Эукариоты – клетки имеющие ядро и органоиды, выполняющие специфические функции.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами.
«ПОВАДКИ ЖИВОТНЫХ»
Все эти предложения относятся к конкретным животным или их повадкам. Попробуйте подобрать к ним соответствующие понятия:
Хищники
| 1. Большая группа травоядных животных.
| Ночные
| 2. Согревание яйца для того, чтобы из него вылупился детеныш
| Травоядные
| 3. Живые организмы, переносимые с места на место морскими волнами.
| Земноводные
| 4. Животные вскармливающие детенышей молоком.
| Стадо
| 5.Засыпание на всю зиму для того, чтобы не замерзнуть.
| Спячка
| 6. Животные, выходящие из своих убежищ после захода солнца.
| Инкубация
| 7. Животные питающиеся растениями.
| Планктон
| 8. Животные, обитающие на суше, но возвращающиеся для размножения в воду.
| Млекопитающие
| 9. Животные, охотящиеся на других животных.
| КРОССВОРД
▼ – Сообщество растений, животных и окружающей среды.
Вид растений или животных обитающих только в определенном месте.
Древние египтяне поклонялись богине Баст, изображавшейся в виде…
На севере его называют «карибу».
Самое высокое дерево.
1
| Э
| Н
| Д
| Е
| М
| И
| К
|
| 2
| К
| О
| Ш
| К
| И
|
| 3
| О
| Л
| Е
| Н
| Ь
|
| 4
| С
| Е
| К
| В
| О
| Й
| Я
|
| 5
| И
| В
| А
|
| 6
| С
| А
| В
| А
| Н
| Н
| А
|
| 7
| Т
| У
| Н
| Д
| Р
| А
|
| 8
| Е
| Х
| И
| Д
| Н
| А
|
| 9
| М
| И
| Г
| Р
| А
| Ц
| И
| Я
| 10
| А
| Р
| К
| Т
| И
| К
| А
|
| Обыкновенное древесное растение, встречается в лесах, по берегам водоемов, на опушках, у дорог, используется для изготовления лубяных изделий.
В Северной Америке эту природную зону называют «прерия», в Южной Америке – «пампасы», в Африке …?
В этой природной зоне находится Северная часть Кольского полуострова.
Яйцекладущее млекопитающее, ест муравьев и термитов, слизывая их длинным клейким языком. Испугавшись, сворачивается в колючий клубок.
Длинные путешествия, которые животные предпринимают в поисках пищи или размножения.
Белые медведи живут только в …?
МИКРОСКОП-КЛЕТКА
По одному человеку от команды.
Сесть за отдельный стол.
Подготовить микроскоп к работе.
Знать названия частей микроскопа.
Приготовить микропрепарат листа элодеи канадской.
Подписать на рисунке «Клетка» части клетки.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.
1. Это животное морского дна имеет пять ног, а на них ряды очень мощных присосок. Оно может открыть крепко закрытые раковины и съесть находящегося там моллюска.
| Морская звезда.
| 2. Они встречаются только в теплой, чистой, и соленой воде, где много света. Их создают миллионы мельчайших животных. Когда их очень много, они образуют острова. Местные жители добывают их для продажи туристам.
| Кораллы.
| 3. Они холоднокровные животные, охотятся на суше и в воде. Дышат воздухом с помощью легких и у них сухая чешуйчатая кожа, откладывают яйца на суше.
| Крокодил.
| 4. Животные, обитающие в Новой Зеландии, имеют две ноги, неразвитые крылья и довольно длинный клюв с усиками. Питаются улитками, червяками и мелкими грызунами. Имеет одинаковое название с южным растением и его съедобными сладкими плодами.
| Киви /плод киви/
| 5. Это семя пальмового дерева. Их скорлупа водонепроницаема, поэтому они спокойно переносятся морем и, таким образом, распространяются по побережью.
| Кокос.
| У этого дерева цветы растут прями на стволе, а не на концах веток. Из них получаются плоды называемые бобами, которые человек использует для приготовления напитка и очень вкусного лакомства.
| Какао, шоколад.
| «ПОЧЕМУЧКИ»
ПОЧЕМУ КИТЫ ВЫПРЫГИВАЮТ ИЗ ВОДЫ?
Существует несколько версий на этот счет:
Это способ общения с другими китами. Звук всплеска распространяется в воде на большие расстояния.
Так киту открывается больше поля для обозрения, нежели с поверхности океана.
Таким образом кит стряхивает с себя мелких животных прилипших к его телу.
ПОЧЕМУ СВЕТЯТСЯ ЖУКИ СВЕТЛЯКИ?
Все виды светляков светятся только по ночам. В их хвосте содержатся два химических вещества, при взаимодействии которых возникает желто-зеленый огонек. Несмотря на это хищники редко на них нападают, ибо на вкус они просто отвратительны.
3. ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТОЛЬКО В ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕСТАХ ЗЕМНОГО ШАРА?
Им требуется та пища, что встречается в данной местности.
Они могут жить только в определенном климате.
Они не могут занять большую территорию из-за естественных преград вроде океана или гор.
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕДУТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НОЧНОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?
В районах земного шара с очень жарким климатом дневное тепло становится невыносимым.
Некоторые животные, слабые и беззащитные, предпочитают ночной образ жизни, когда дневные хищники спят.
ПОЧЕМУ МНОГИЕ ЖИВОТНЫЕ ПАСУТСЯ БОЛЬШИМИ СТАДАМИ?
Травоядные животные чувствуют себя в большей безопасности, собираясь в большие группы или стада. Наличие такого количества дичи мешает хищнику наметить себе конкретную жертву. Пока одни животные пасутся, другие охраняют стадо, чтобы вовремя заметить опасность.
ПОЧЕМУ ВЛАЖНЫЙ ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС – САМОЕ БОГАТОЕ ВИДАМИ СООБЩЕСТВО?
Здесь круглый год очень тепло, выпадают обильные дожди. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Поэтому влажный тропический лес – самое богатое видами природное общество земли.
«КАКОЕ ЭТО ЖИВОТНОЕ?»
1. Кто передвигается по пустыне боком, оставляя на песке волнистые отпечатки?
| Змея.
| 2. Какое млекопитающее обладает языком, размер которого достигает половины длины его тела?
| Панголин.
| 3. Какое насекомое поедает собственных самцов?
| Богомол-самка.
| 4. Какая рыба спит в пузыре собственной слизи?
| Рыба-попугай.
| 5. Какое млекопитающее обладает шерстью растущей от брюха к спине?
| Ленивец.
| 6. Какая рыба в случае опасности превращается в шар?
| Рыба-собака.
| 7. Какие грызуны распространились по всему миру, переплывая океаны на кораблях.
| Крысы и мыши.
| 8. Какая птица два раза в год совершает перелет с одного конца света на другой?
| Крачка.
| 9. Какое насекомое может поедать пластмассовую проводку?
| Термит.
| 10. Какая рыба стреляет по насекомым капельками воды.
| Рыба-стрелец.
| 11. Какое животное имеет восемь глаз?
| Паук – скакун и др.
| 12. Какие птицы не умеют летать, но очень хорошо ныряют и плавают.
| Пингвины.
| 13. Какое редкое животное обитает только в Китае и питается бамбуком?
| Панда.
| 14. Какое на земле самое большое животное?
| Голубой кит /30 м./
|
Приложение 1.
Поурочное планирование.
Тема III. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ.
/16 часов, из них 2 ч. резервных/
№ урока
| Тема урока и его содержание
| Домашнее задание
| 1/37
| Развитие жизни на земле: жизнь в древнем океане, этапы развития жизни на земле, эволюция. Видеофильм.
| Чит. стр. 96-97
Рабочая тетрадь
стр. 36-37 №2,4,5
| 2/38
| Архейская, Протерозойская, Палеозойская эры. Леса каменноугольного периода. Практическая работа: рассматривание ископаемых остатков организмов. Видеофильм.
| Конспект в тетради.
Рабочая тетрадь
стр. 36-37
| 3/39
| Расцвет древних пресмыкающихся. Динозавры. Учащиеся получают план подготовки к игре и защите проектов. (Рисунки к конкурсу). Видеофильм.
| Стр. 94-95, ответы на вопросы стр. 100-101, Сообщения о динозаврах
| 4/40
| Птицы и звери прошлого. Мезозойская и Кайнозойская эры. Обсуждение проектов.
| Начало подготовки проектов.
| 5/41
| Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма, ядро - главные части клетки. Деление клеток. Практическая работа: “Изучение устройства светового микроскопа.” Видеофильм.
| Стр. 102-103 сделать макет клетки из пластилина.
| 6/42
| Растительные и животные клетки: их свойства и различия. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Практическая работа: рассмотреть под микроскопом клетки элодеи, лука, крови лягушки. Видеофильм.
| Готовиться к самостоятельной работе.
Рабочая тетрадь
Стр. 38-39 № 1-6
| 7/43
| Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Видеофильм.
| Чит. стр. 108-109. ответы на вопросы стр. 108-109
| 8/44
| Практическая работа: рассмотреть под микроскопом одноклеточные организмы /инфузория туфелька, сдвойка/. Исследование разнообразия растений с использованием гербария.
| Рабочая тетрадь
Стр. 40-41 №1-6.
| 9/45
| Три среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная. Практическая работа: знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекция.
| Чит. стр. II4-II5,
Рабочая тетрадь
Стр. 42-43 №1-4
| 10/46
| Приспособленность организмов к среде обитания.
| Чит. стр. и ответы на вопросы 116-119
| 11/47
| Растения и животные разных материков /знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка/.
| Чит. стр. 120-121.
| 12/48
| Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные, широколиственные, влажные тропические леса. Травянистые равнины – степи, саванны. Видеофильм.
| Чит. и ответы на вопросы стр. 126-131
Рабочая тетрадь
Стр. 46-47 №1-4.
| 13/49
| Практическая работа: знакомство с растениями и животными различных природных зон.
| Подготовиться к игре и презентации проектов.
| 14/50
| Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Видеофильм.
| Чит. и ответы на вопросы стр.132-135. Подготовиться к игре
| 15/51
| БОЛЬШАЯ ИГРА - 3
“Что мы узнали о живой природе”.
|
| 16/52
| ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ.
Подведение итогов.
|
| |