Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 часов)
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню
подготовки
обучающихся
| Вид
контроля
| Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
| Домашн. задание
| Дата
проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| Раздел 1. Вещество и энергия (5 часов)
| 1
| Введение.
ПДД № 1
| 1
| Урок введе-ния новых знаний
|
| Знать:
– что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;
– роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.
Уметь:
– применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
– различать твердые тела, жидкости и газы;
– пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара
| Текущий контроль
|
| с. 3-7 знать условные обо-значения
| I четв.
|
| 2
| Тела и вещества.
| 1
| Урок откры-тия новых знаний
| Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ
| Текущий контроль
| Тела естественные и искусственные.
Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе
| с. 10-11 вопросы1-3,
р.т. с. 2
№ 2
|
|
| 3
| Из чего состоит вещество?
Проверочная
работа «Тела и вещества»
| 1
| Комби-нированный урок
| Наблюдение разных состояний воды.
Твёрдые тела, газы, жидкости. Чистые вещества, смеси.
| Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Тела и вещества»
| Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы – мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ
| с.12-15 вопросы 3-4, р.т. с.4 № 5- 8 по выбору
|
|
| 4
| Что такое энергия?
| 1
| Урок
открытия новых зна-ний
| Энергия, различные источники энергии, освоение человеком различных источников энергии.
| Текущий контроль
| Энергия – источник движения, способность совершать работу. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии
| с. 17-19,
з. с. 17, р.т. с. 6 № 3,№ 4 по выбору
|
|
| 5
| Превращение энергии.
Проверочная
работа «Энергия».
| 1
| Урок рефлексии
| Закон сохранения энергии: переход из одной формы в другую.
| Тематичес- кий контроль
Проверочная
работа «Энергия».
| Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество
| с. 19-21
з.4,
р.т. с.7 № 1-2
|
|
| Раздел 2. оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов)
| 6
| Где обитают живые орга-низмы?
| 1
| Урок откры-тия новых знаний
| Живая оболочка-биосфера, воздушная оболочка-атмосфера, водная оболочка-гидросфера, каменная оболочка-литосфера.
| Знать:
– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;
– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
– выделять звенья круговорота веществ;
– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
| Текущий контроль
| Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы
| с. 22–25 вопросы 1-2,
з. 4
|
|
| 7
| Большой круговорот веществ
| 1
| Комби-нированный урок
| Отходы жизнедеятель ности одних организ-мов употребляются другими. Их последо-вательные превраще-ния образуют замкну-тые цепи. В конце каждой такой цепи вновь восстанавлива-ется вещество, с кото-рого эта цепь начина-лась.
| Текущий контроль
| Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие большого круговорота веществ в природе.
Жизнь – участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласован-ность компонентов природы – заслуга жизни.
| с. 26–29 вопросы 2, 3; рассказ о круговороте веществ по схеме
|
|
| 8
| Живые участники круговорота веществ.
| 1
| Урок рефлексии
| Производители, потребители, разрушители, органическое вещест-во, минеральное (неор ганическое) вещество, фотосинтез
| Знать:
– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;
– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
– выделять звенья круговорота веществ;
– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
| Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Кру-говорот ве-ществ»
| Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии и их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера – единство живого и неживого.
| с. 30–33 з. 5 работа со схемой
|
|
| 9
| Обмен ве-ществ в орга-низме.
| 1
| Комби-нированный урок
| Обмен веществ: одни вещества заменяются другими (сложные ор ганические вещества превращаются в более простые и разносятся по всему телу).
| Текущий контроль
| Поток вещества, идущий через жи-вой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение.
| с. 34–35 вопросы 1-2, р.т. с.16
№ 6 - 7
|
|
| 10
| Как живые организмы запасают энергию Солнца?
| 1
| Урок-обобщения
| Часть энергии Солнца тратится на жизнедея-тельность и самооб-новление организма, другая часть запасает ся в теле, увеличивая его размеры.
| Текущий контроль
| Роль Солнца как источника энер-гии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
| с. 38–39 вопросы 1-2, р.т. с.18 № 4
по желанию
|
|
| 11
| Контрольная работа № 1 «Вещество и энергия. Жи-вая оболочка планеты».
| 1
| Урок контроля ЗУН
|
|
| Итоговый контроль
|
| р.т. с.14 № 3- 4 повтор. схему круговорота веществ
|
|
| Раздел 3. экологическая система (9 часов)
| 12
| Жизнь экосистемы
| 1
| Урок откры-тия новых знаний
| Экосистема- единство живой и неживой при роды, в котором сооб-щество (все живые организмы разных «профессий», обитаю-щие в экосистеме) способно совместны- ми усилиями поддер-живать круговорот веществ. Цепи питания.
| Знать:
– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
– что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
– выделять цепи питания в экосистемах;
– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
| Текущий контроль
| Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
| с. 40-43 вопросы 1-4, р.т. с.20 № 4
№ 5 по желан.
|
|
| 13
| Почва – важ-нейшая часть экосистемы.
ПДД № 2
| 1
| Комби-нированный урок
| Почва-поверхностный плодородный слой земли. Перегной (гу-мус). Плодородие поч вы зависит от количес тва перегноя и мине- ральных веществ.
| Текущий контроль
| Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности. Их использование человеком.
| с. 44–45 вопросы 1-4, з. 5 по желанию, р.т. с.22 № 5
|
|
| |