Часть 1 «Обитатели земли»
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (4ч.)
|
|
1
| Тела и вещества.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне Приводить примеры веществ (Н).
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).
Приведение примеров движения под действием энергии (П).
| Знать:
- что такое «тело», «природное явление», «вещество», «энергия»;
- свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ,
- о роли Солнца как главного источника тепла и света
Уметь:
- применять законы и правила к природным процессам;
- различать твёрдые, жидкие, газообразные вещества.
| Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
- составлять план действий при отработке способа;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.
Познавательные:
- выполнять анализ;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- прогнозировать последствия коллективных решений;
- организовывать учебное взаимодействие в группе.
| www.school2100.ru
|
|
2
| Из чего состоит вещество.
Комбинированный урок. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
3
| Что такое энергия.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
4
| Превращение энергии. Урок рефлексии. Урок-диалог.
|
|
|
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (6ч.)
|
|
5
| Где обитают живые организмы.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Характеризовать место обитания живых организмов (П). Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П). Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П). Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П). Применять полученные знания и умения на уроках в жизни (Н).
| Знать:
-что такое биосфера;
- элементарные сведения о круговороте веществ,
- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
- выделять звенья круговорота веществ;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- называть звенья круговорота веществ;
- проводить наблюдения за растениями и животными
-классифицировать живые организмы по их «ролям» в круговороте веществ.
| Личностные
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| www.school2100.ru
|
|
6
| Большой круговорот вещества. Комбинированный урок. Урок-диалог.
|
|
|
7
| Живые участники круговорота веществ. Урок рефлексии. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
8
| Обмен веществ в организме.
Урок-обобщение. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
9
| Как живые организмы запасают энергию Солнца.
Комбинированный урок. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
10
| Повторение. Контрольная работа № 1.
Урок контроля.
|
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9ч.)
|
|
11
| Анализ и коррекция знаний
Жизнь экосистемы.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н). Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П). Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П). Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н). Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П).
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы (Н).
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).
| Знать:
- основные компоненты экосистемы (животные, растения, почва, грибы, бактерии, воздух, вода,);
- основные экосистемы (луг, лес, поле, озеро, болото)
-что такое почва и какова ее роль в плодородии
Уметь:
- приводить примеры обитателей различных экосистем.
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой различных экосистем
| Личностные
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
|
|
12
| Почва - важнейшая часть экосистемы. Комбинированный урок.. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
13
| Экосистема озера.
Озёра нашего края. РК
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Презентация «Экосистема озера»
|
|
14
| Экосистема болота. Болота нашего края. РК
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Презентация «Экосистема озера»
|
|
15
| Экосистема луга.
Луга нашего края. РК
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Презентация «Экосистема озера»
|
|
16
| Лесные производители.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
|
|
|
17
| Потребители и разрушители экосистемы леса.
Виды лесов Чувашии. РК
Урок рефлексии. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
18
| Экосистема поля.
Поля нашего края. РК
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Презентация «Экосистема поля»
|
|
19
| Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
Комбинированный урок. Урок-диалог.
| Презентация «Аквариум – маленькая искусственная экосистема».
|
|
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (15ч.)
|
|
20
| Растения производители.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Характеризовать условия, необходимые для жизни растений, животных, роль животных в природе и жизни людей. Внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н). Работу людей по сохранению природы (П).
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. О роли грибов в природе и жизни людей (Н).
Определять части цветкового растения (Н).
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н), наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных») (П), примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н).
Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П), способы питания, размножения, обмена информации животных (П).
Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).
Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н)
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).
Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П).
Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н).
Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).
Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П).
Оценивать влияние современного человека на природу (Н), свою личную роль в охране природы (Н).
Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).
Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
| Знать:
- основные группы растений (хвойные, цветковые),
животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь:
- проводить наблюдения за растениями и животными;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим.
Знать:
- правила безопасного поведения в природе;
- правила безопасного поведения, как с дикими, так и с домашними животными.
Владеть способами контроля и оценки знаний
| Личностные
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
| www.school2100.ru
|
|
21
| Животные маленькие и большие. Комбинированный урок. Урок-диалог.
|
|
|
422
| Маленькие рыцари.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
|
|
|
23
| Первый шаг из моря на сушу.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
24
| На суше – как дома.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| www.school2100.ru
|
|
25
| Пернатые изобретатели. Птицы нашего края. РК
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
| Презентация «Пернатые изобретатели»
|
|
26
| Наши братья.
Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.
|
|
|
27
| Осторожно, животные!
ОБЖ.
Комбинированный урок. Урок-диалог.
| Презентация «Осторожно, животные!»
|
|
28
| Прирожденные разрушители.
Урок рефлексии. Урок -диалог
| www.school2100.ru
|
|
29
| Экскурсия впарк. РК
Урок-экскурсия.
|
|
|
30
| Как нам жить в дружбе с природой. ОБЖ
Комбинированный урок. Урок-диалог.
|
|
31
32
| Повторение. Контрольная работа № 2.
Урок контроля.
|
|
33
34
| Итоговая комплексная работа по теме: «Повторение, обобщение изученного в 3-м классе»
Урок контроля
|
|
|