Скачать 35.08 Kb.
|
Тема: Нравственные уроки рассказа Е. Носова «Кукла» Цель:
Оборудование:
Эпиграфы: Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию. Е. Носов В непомерной наглости находят для себя наслаждение растратившее для себя всё остальное. Корнелий Тацит Ход урока:
Как-то читая ученические сочинения-рассуждения на тему «На кого я хотел бы быть похожим» узнала, что девочки мечтают походить на Барби. Объясняют это тем, что у Барби много нарядов, красивое личико, длинные волосы и очень стройная фигурка. Мальчишки же хотят быть похожими на суперменов, хотят иметь много денег и дорогую машину. Смешно? Горько… Вопрос учащимся:
Звучит фонозапись «Русские колокола». Это звучат колокола православных соборов. Во все времена они были вестниками тревоги. Вопрос учащимся:
Вы прочитали рассказ Е. Носова «Кукла». Как думаете, почему этот рассказ автор обращает к вам?
Попытаемся обозначить цели работы над рассказом. Что каждый из вас захотел бы взять для себя из этого рассказа, чему научиться?
1) Слово о писателе (краткая биографическая справка в сообщении ученика). Родился близ г. Курска, в деревне, в 1925 году. Голодное детство, школа, закончить которую помешала война. Фронт. Тяжелое ранение в конце войны. Госпиталь. Окончил школу при орденах и медалях. Потом работал в Казахстане, в одной из газет. Поездки по стране и впечатления… Литературная деятельность с 1957 года. Ощущение тесной связи с природой: заядлый рыбак. Первый сборник так и назывался «На рыбачьей тропе» Остался верен своему жизненному правилу. 2) Работа по смысловому пониманию эпиграфа. Работа над рассказом. Итак, вы прочитали рассказ. Сколько ключевых эпизодов в нем отметили? 3) Составление эпизодного плана.
4) Работа над эпизодами. «На Сейме» Заглянем на реку детства писателя, на Сейм Вопросы учащимся: Любит ли писатель родную землю? Найдите строки, подтверждающие вашу точку зрения (выборочное чтение) Как относится к увиденному на реке? (внешне спокоен, но чувствуется душевное волнение) Какой перед нами человек: безразличный, беспокойный? Кто вместе с ним переживает увиденное? О чем думаем мы, читая о прежней и нынешней реке? (гибнет природа, и виноват в этом человек). Подтвердите текстом выводы (бутылки в воде омута, сизая жижа от удобрений с полей) В чем же нас убеждает Е. Носов? О чем хочет сказать? В чем предостеречь? (Люди утратили в себе что-то важное, забыли, что сами являются частицей природы) «Акимыч и кукла» Эмоциональное чтение учителем эпизода от слов «В грязном…» После паузы (время на обдумывание услышанного) Вопросы учащимся: Как бы вы назвали этот поступок? Что заставило человека поступить так жестоко? (нравственное падение, может быть, цинизм) Обращение ко второму эпиграфу. Что историк имел ввиду под словом «остальное»? (Доброту, отзывчивость, душевность, сочувствие, красоту ) Акимыч говорит: - Нынче трудно на кого думать…» Почему он так говорит? В ком истоки зла? Что могут вынести дети из картин, что рисует Носов? ( Равнодушие взрослых) Ребята приводят примеры из жизни. Подтвердите примерами текста. Носов обвиняет и нас, учителей, в том же самом равнодушии. И я с ним вполне согласна. Не все хорошо и у нас. Обращение к высказыванию критика В. Чалмаева: «Все мы живем в нравственном плане на содержании детства и юности, неувядающей свежести первых детских впечатлений и выводов. Из них, как из почек, вырастают ветви и сама вершина, вырастает самобытная крона совершенного человеком в течение последующей жизни». Как понимаете высказывание? ( То, что в ребенке закладывается с детства, все это он пронесет с собой через всю жизнь) Ребята, а что вы можете сказать об Акимыче? (он переживает и очень страдает) Какой он человек? Работа в группах по выяснению понимания смысла эпизода «Похороны куклы» Отчет работы групп. 5. Рефлексия Перед вами «Сундучок мудрости», на столах листочки. Напишите, что ценного вы взяли для себя из рассказа? О чем задумались? |
Рассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока В этом рассказе? Проблемы добра и зла | Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный... Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского») | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика | Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» Формировать умение через один эпизод из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям | ||
Рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя», 7 класс, программа, учебник В. Я. Коровиной | Урок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач» Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс | ||
Урок №12 Оборудование: м\медийная установка ( презентация), экран, листы, ручки, наглядный материал на доску( пословицы), текст рассказа Н.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы... | ||
Тема: Создание диафильма по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Сегодня мы прочитаем рассказ Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа» и узнаем почему шляпа стала живой | Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение... | ||
«Нравственные заповеди в религиях мира» Оборудование: мультимедийное оборудование; видеофильмы по теме урока «Воробей» и «Сломанная кукла»; изображения священных предметов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки» | ||
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа.... Ребёнок познаёт мир и воспитывается через игрушку. Кукла – незаменимый участник детских игр. Кукла, сделанная своими руками, доставляет... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н. С. Лескова «Старый гений» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Урок Тема: Нравственные правила Способствовать формированию таких понятий как «нравственность», «нравственные правила» через закрепление знаний заповедей мировых... |