Предмет, класс
| Литература, 8
|
Учитель
| Кондрашова Надежда Даниловна
|
Тема урока,
№ урока по теме
| Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений».
1-й урок
|
Тип урока
| Работа с художественным текстом
|
Цель урока
| Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.
|
Задачи урока
| обучающие
| развивающие
| воспитательные
|
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения Н.С.Лескова; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала
| способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся
| через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива
|
Актуальность использования средств ИКТ
| Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ
| Демонстрационные: отрывок из мультфильма «Левша», созданные учащимися презентации, раскрывающие значение слова «гений», аудиозапись рассказа Н.С.Лескова «Старый гений», портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к сказу «Левша».
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
| Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
|
|
|
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование УУД
|
Организационный момент
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.
|
I. Стадия вызова
Задачи:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
- пробудить познавательный интерес учащихся;
- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.
Функции:
1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.
2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.
3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.
|
1.Целеполагание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.
Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения произведений Н.С.Лескова, поставить перед учениками учебную цель.
|
- провоцирует ученика
- задает вопросы
- создает ситуацию актуализации опыта ученика
- формирует мотивацию ученика
Показывает иллюстрации к сказу «Левша» и отрывок из мультфильма «Левша»
- Ребята, посмотрите внимательно на доску и на экран.
- Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нём знаете?
После ответов учеников закрепляет портрет Лескова на доску.
- Познакомимся с биографией Н.С.Лескова.
- Перед вами текст с информацией о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Найдите предложения, в которых содержится ложная информация.
Записывает на доске слово «гений»
- Вы составили портрет слова «гений».
Демонстрирует работы учащихся
- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
- А какой гений у Лескова?
- Почему «старый»? Как вы думаете? Имеет ли значение возраст?
- Познакомимся с эпиграфом, взятым Н.С. Лесковым к рассказу.
- Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко?
- Сформулируйте тему и цель урока
| - отвечает на провокацию
- вспоминает все, что знает по данной теме
- формулирует первые гипотезы
- определяется в своих мотивах и целях
Рассматривают иллюстрации к сказу «Левша» и смотрят отрывок из мультфильма «Левша».
Называют автора произведения и факты из биографии Н.С.Лескова
Читают в учебнике статью о Лескове (стр. 15)
Работают в парах(учебники закрывают)
Исправляют ошибки в тексте.
Называют ассоциации
Отвечают: старый гений.
Читают эпиграф
Отвечают на вопрос
Формулируют тему и цель урока
|
Личностные УУД
(мотивация учения)
Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
|
II. Стадия осмысления
Задачи:
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;
- помочь учащимся активно воспринимать материал;
- помочь соотнести старые знания с новыми.
Функции:
1.Информационная: получение новых знаний по теме.
2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.
3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.
|
2.Подготовка к восприятию
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.
|
- предлагает опорный текст по теме
- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
- управляет групповой динамикой
- поддерживает мотивацию и цели
- учит работать сообща
- Какой же образ гения создает Лесков?
- Каким его видит автор?
- Попробуйте написать коротко свой вариант сюжета по названию рассказа «Старый гений».
| - включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
- участвует в групповом взаимодействии
- подкрепляет и делает коррекцию своих целей
- слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
- учится работать сообща
Отвечают на вопросы
Работают в группах
Озвучивают свои варианты сюжетов.
|
Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
|
2.Восприятие текста
|
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев.
Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие нравственные проблемы поднимает в рассказе «Старый гений» Н.С.Лесков»?
|
Чтение с остановками
1 глава
- Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё?
- Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах?
- Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге?
2 глава
- Исполнились ли наши ожидания?
- Как относится старушка к франту?
- Что вы можете сказать о героях?
- Почему нельзя заставить должника заплатить?
- Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости?
3 глава
- Оправдались ли наши ожидания?
- Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?
- Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги?
- Что значит: «В России невозможности нет»?
- Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело?
4 глава
- Оправдались ли наши ожидания?
- Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»?
- Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?
- Что значит «пассажный гений»?
- Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»?
5 глава
- Оправдались ли наши ожидания?
- Как заканчивается рассказ?
- Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
| Слушают чтение учителя
Отвечают на вопросы
Слушают чтение ученика
Отвечают на вопросы
Слушают аудиозапись
Отвечают на вопросы
Слушают чтение ученика
Отвечают на вопросы
Пассаж - неожиданное происшествие, неожиданный оборот дела; странный случай. Ах, какой п.! Свидетели этого пассажа.
Слушают чтение учителя
Отвечают на вопросы
| Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование)
Коммуникативные УУД
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)
Познавательные УУД (формулирование проблемы)
|
3.Работа над нравственной идеей текста
|
Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.
|
- Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем?
- Почему рассказчик советует старушке не докучать великосветскому франту?
- Какие проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени?
| Отвечают на вопросы
| Личностные УУД
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)
|
4.Творческая работа над текстом
|
Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте
|
- Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?
- Давайте послушаем, что вы написали.
- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?
| Выполняют письменную работу
Групповая работа
1 группа – письмо великосветскому франту.
2 группа – письмо старушке.
3 группа – письмо рассказчику.
Представитель из группы читает письмо-обращение
Обсуждают письма-обращения
| Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Коммуникативные УУД
(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)
Личностные УУД
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)
|
III. Рефлексия
Задачи:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
Функции:
1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.
2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.
3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
|
Итог
|
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения
Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.
|
- управляет подведением итогов
- ставит новые вопросы и задачи на будущее
- оценивает деятельность ученика
- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока о слове «гений» и словосочетании «старый гений».
- Подтвердились ли наши предположения?
- Какой же он, гений Н.С.Лескова?
- Какие же нравственные проблемы поднимает Лесков с своём рассказе?
- Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?
- Как вы думаете: почему?
- М.Горький писал о Н.С.Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе – тип кристально чистого человека, тип «праведника» среди грешных». Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»?
- Какие выводы вы сделали лично для себя?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Я думаю, что вы все поняли суть рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Надеюсь, что сюжет рассказа затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. Этого хотел добиться великий русский писатель 19 века – Н.С.Лесков. Ведь он чувствовал глубокое сострадание к простым людям и призывал нас что-то менять в обществе и меняться самим. Как говорил писатель: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру».
| - суммирует в групповой работе весь изученный материал
- задает вопросы на будущее
- делает самооценку своей деятельности
Отвечают на вопросы
Взаимооценка работы на уроке
| Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Личностные УУД
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)
|
Домашнее задание
|
|
|
Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.
|
- Прошу вас дома изложить свои мысли в сочинении – рассуждении «Кто виноват в страданиях героини?» или выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы, уметь объяснить их значение и ответить на вопрос: «С какой целью использует их автор в своем произведении?»
| Записывают задание в дневнике и в тетради
|
|