Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя»





Скачать 44.49 Kb.
НазваниеТема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя»
Дата публикации10.08.2014
Размер44.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

Мосина Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 9 г. Буя

Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя»

Обучающая цель:

формировать умение через один эпизод из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям

Развивающая цель:

развитие аналитического и выразительного чтения

Воспитывающая цель:

воспитание патриотизма и высокой нравственности

Задачи:

донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит обсудить самостоятельно прочитанный вами рассказ Е. Носова «Живое пламя». Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, дать ответ на вопрос: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям.

2. Художественное чтение рассказа

Я знаю, вы дома прочитали рассказ Е. Носова «Живое пламя», но давайте ещё раз внимательно вчитаемся в эти строки.

3. Работа с текстом

1) Приём «Двойной дневник» (для устранения трудности обнаружения личностного смысла при чтении)

Фразы из текста, которые

произвели наибольшее

впечатление (согласие, протест или

непонимание)

Комментарий: что заставило записать именно эту фразу?

Какие мысли, вопросы, ассоциации она вызвала?


2) Беседа по содержанию рассказа

Как видим, определенные трудности в осмыслении текста у нас возникли.

- Чтобы разобраться во всех вопросах, представим себе людей, чьи образы создает автор в рассказе. (Тетя Оля, рассказчик, Алексей)

Работа с образом тети Оли

- Выделите в тексте детали, свидетельствующие об одиночестве тети Оли, о затаённой печали, переполнявшей эту женщину.

(слова, мимика, жесты, осанка)

- Почему она занимается разведением цветов?

(унять душевную боль)

- Прочитайте выразительно описание клумбы.

- Зачем писателю потребовалось такое подробное описание?

- Почему тете Оле не нравились маки? Где им место? Почему? О чем свидетельствуют эти слова женщины? (малограмотная)

Работа с образом рассказчика

- Кем приходится рассказчик тете Оле? (квартирант)

- Почему вопреки тете Оле рассказчик посеял маки?

- Каково впечатление рассказчика от цветения маков? Как он его выражает? (Лексическая работа: почему все цветы, за исключением мака, названы автором аристократией)

Работа с художественными средствами языка(метафоры)

- Сделаем вывод. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О чем это нам говорит?

Выразительное чтение слов Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.
Работа с образом Алексея

- Ощущается ли присутствие Алексея в рассказе? (Описание комнаты)

- О каком только эпизоде из жизни Алексея дано читателю узнать?

- Как погиб Алексей?

- Какой человек способен на такой поступок?

- В какой обстановке вырос герой? Нужна ли какая-то особая атмосфера в семье, чтобы в будущем стать героем?

- Сумел ли Евгений Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

- Понятен ли вам смысл рассказа?

- Можно ли назвать маки полноправными героями рассказа?

- Как можно объяснить символический смысл образа «буйно пламенеющие» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»?

- Как вы понимаете конец рассказа? Зачитайте выразительно.

Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни нравственного духа человека, вдохновленного подвигом.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям.

- О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

- Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.

1

Кто? Что?

1 существительное

Память

2

Какой?

2 прилагательных

Священная Вечная

3

Что делает?

3 глагола

Согревает, питает, возвышает

4

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

Дарует людям веру и силы

5

Кто? Что? Новое звучание

темы

1 существительное

Вечность


- У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!

Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.

5. Домашнее задание:

выучить наизусть описание клумбы

Лексическая работа

Аристократизм – внешняя изысканность

Изысканность – утонченность, изящность, тонкое и строгое соответствие, соразмерность во всем, отвечающее требованиям вкуса

Аристократия – привилегированная часть класса, лучший, более выгодный по сравнению с другими

Привилегия – преимущественное право

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconРассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»
Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя», 7 класс, программа, учебник В. Я. Коровиной
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждение рассказа Р. Киплинга “Как была составлена первая азбука “, прочитанного на летних каникулах
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconТема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока
Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconРассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока
В этом рассказе? Проблемы добра и зла
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconТип урока
Составление диалогов о своих предпочтениях, обсуждение в группе прочитанного текста
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconУрока: «Обобщение понятия степени». Цель урока
В центре листа альбомной ориентации пишется тема: «Степень» и каждый ученик самостоятельно рисует соответствующую картинку «художественный...
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconТема: Нравственные уроки рассказа Е. Носова «Кукла»
Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе...
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconУрока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный...
Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconУрок №12
Оборудование: м\медийная установка ( презентация), экран, листы, ручки, наглядный материал на доску( пословицы), текст рассказа Н....
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconКонспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока...
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,...
...
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconТема: Создание диафильма по рассказу Н. Носова «Живая шляпа»
Сегодня мы прочитаем рассказ Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа» и узнаем почему шляпа стала живой
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconРазработка урока английского языка Тема урока
Развивать умения учащихся выделять главное при чтении текстов и составлять сообщение на основе прочитанного
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconУрок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение...
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconРассказа. Цели урока
Л. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев. Гуманистический пафос рассказа
Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» iconКонспект урока а. И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин...
Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск