Скачать 44.49 Kb.
|
Мосина Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 9 г. Буя Тема урока: Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа Е. Носова «Живое пламя» Обучающая цель: формировать умение через один эпизод из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям Развивающая цель: развитие аналитического и выразительного чтения Воспитывающая цель: воспитание патриотизма и высокой нравственности Задачи: донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне Ход урока 1. Организационный момент - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит обсудить самостоятельно прочитанный вами рассказ Е. Носова «Живое пламя». Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, дать ответ на вопрос: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям. 2. Художественное чтение рассказа Я знаю, вы дома прочитали рассказ Е. Носова «Живое пламя», но давайте ещё раз внимательно вчитаемся в эти строки. 3. Работа с текстом 1) Приём «Двойной дневник» (для устранения трудности обнаружения личностного смысла при чтении)
2) Беседа по содержанию рассказа Как видим, определенные трудности в осмыслении текста у нас возникли. - Чтобы разобраться во всех вопросах, представим себе людей, чьи образы создает автор в рассказе. (Тетя Оля, рассказчик, Алексей) Работа с образом тети Оли - Выделите в тексте детали, свидетельствующие об одиночестве тети Оли, о затаённой печали, переполнявшей эту женщину. (слова, мимика, жесты, осанка) - Почему она занимается разведением цветов? (унять душевную боль) - Прочитайте выразительно описание клумбы. - Зачем писателю потребовалось такое подробное описание? - Почему тете Оле не нравились маки? Где им место? Почему? О чем свидетельствуют эти слова женщины? (малограмотная) Работа с образом рассказчика - Кем приходится рассказчик тете Оле? (квартирант) - Почему вопреки тете Оле рассказчик посеял маки? - Каково впечатление рассказчика от цветения маков? Как он его выражает? (Лексическая работа: почему все цветы, за исключением мака, названы автором аристократией) Работа с художественными средствами языка(метафоры) - Сделаем вывод. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О чем это нам говорит? Выразительное чтение слов Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына. Работа с образом Алексея - Ощущается ли присутствие Алексея в рассказе? (Описание комнаты) - О каком только эпизоде из жизни Алексея дано читателю узнать? - Как погиб Алексей? - Какой человек способен на такой поступок? - В какой обстановке вырос герой? Нужна ли какая-то особая атмосфера в семье, чтобы в будущем стать героем? - Сумел ли Евгений Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? - Понятен ли вам смысл рассказа? - Можно ли назвать маки полноправными героями рассказа? - Как можно объяснить символический смысл образа «буйно пламенеющие» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»? - Как вы понимаете конец рассказа? Зачитайте выразительно. Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни нравственного духа человека, вдохновленного подвигом. 4. Подведение итогов. Рефлексия Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям. - О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей). - Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.
- У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили! Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам. 5. Домашнее задание: выучить наизусть описание клумбы Лексическая работа Аристократизм – внешняя изысканность Изысканность – утонченность, изящность, тонкое и строгое соответствие, соразмерность во всем, отвечающее требованиям вкуса Аристократия – привилегированная часть класса, лучший, более выгодный по сравнению с другими Привилегия – преимущественное право |
Рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя», 7 класс, программа, учебник В. Я. Коровиной | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обсуждение рассказа Р. Киплинга “Как была составлена первая азбука “, прочитанного на летних каникулах | ||
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» | Рассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока В этом рассказе? Проблемы добра и зла | ||
Тип урока Составление диалогов о своих предпочтениях, обсуждение в группе прочитанного текста | Урока: «Обобщение понятия степени». Цель урока В центре листа альбомной ориентации пишется тема: «Степень» и каждый ученик самостоятельно рисует соответствующую картинку «художественный... | ||
Тема: Нравственные уроки рассказа Е. Носова «Кукла» Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе... | Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный... Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского») | ||
Урок №12 Оборудование: м\медийная установка ( презентация), экран, листы, ручки, наглядный материал на доску( пословицы), текст рассказа Н.... | Конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока... Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"» | ||
Конспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,... ... | Тема: Создание диафильма по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Сегодня мы прочитаем рассказ Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа» и узнаем почему шляпа стала живой | ||
Разработка урока английского языка Тема урока Развивать умения учащихся выделять главное при чтении текстов и составлять сообщение на основе прочитанного | Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение... | ||
Рассказа. Цели урока Л. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев. Гуманистический пафос рассказа | Конспект урока а. И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин... Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор» |