Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока





Скачать 37.54 Kb.
НазваниеТема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока
Дата публикации21.08.2014
Размер37.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Тема урока : «Стыд, вина, извинение».

Цели урока:

- создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

Метапредметные результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».

(Самостоятельное чтение рассказа).

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

-Почему Ваня покраснел, как рак? (ему было стыдно, ведь он говорил неправду ).

-Почему Ваня заплакал? (все поняли, что он обманывал).

  1. Работа с понятиями «стыд», «вина». (Работа с учебником).

-Прочитайте определение, что такое стыд.

-Как вы понимаете, что такое тяжелое душевное переживание?

-Что происходит с человеком, когда ему стыдно? Какие эмоции он испытывает?

- Как вы поняли, что Ване, герою рассказа Л.Толстого «Косточка» было стыдно?

-Существует также понятие «ложный стыд». Например, ученик во время урока не понял материал, а переспросить, попросить учителя объяснить ещё раз ему стыдно.

-Как вы считаете это правильно?

- Да, не стыдно подойти к учителю и объясниться.

-Есть поговорка: « Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

-Как вы понимаете смысл сказанного?

4. Вызов устойчивого интереса к теме. Работа по теме урока. Работа над репродукцией картины Решетникова «Опять двойка».

-Рассмотрите репродукцию картины Решетникова «Опять двойка».

-Кто изображен на картине?

-Посмотрите на выражение лиц персонажей. Какие эмоции вы видите?

-Рассмотрите фигуру мальчика, как он выглядит?

-Как мы понимаем, что у него неприятности в школе, что он опять получил двойку?

-Ему стыдно? Перед кем ему стыдно? (перед мамой, сестрой).

- А почему ему стыдно? (он не выучил уроки, катался на коньках).

-А как вы считаете, он чувствует себя виноватым?

-Постарайтесь объяснить, чем стыд отличается от вины.

(стыд-это ответственность перед другими, вина-это ответственность перед самим собой).

-Да, человек, которому стыдно за свои поступки, за сгоряча сказанные слова, испытывает сложные чувства, душевные терзания, его мучает совесть - он винит себя, что поступил плохо, что не сдержал чувства и эмоции.

- А как вы думаете, есть такие люди, которые не испытывают душевных терзаний, не стыдятся своих проступков?

-Вы хотели бы общаться, дружить с такими людьми?

- А как можно прекратить эти терзания? (попросить прощения).

5.Знакомство с памяткой «Как надо извиняться».

Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
• Говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
• Будьте искренними.
• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.


6. Практикум-игра «Корзина ситуаций».

В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.

Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в парах и проигрывают их.

(Возможные ситуации:

- забыл покормить котенка;

-не выучил заданное стихотворение;

-не позвонил маме;

-прогулял урок;

-взял игрушку друга и т.д.

7. Вывод: работа по схеме:

Стыд

Извинение

Раскаяние

Прощение

- Прочитайте слова. Составьте цепочку от слова стыд до слова прощение.

8. Рефлексия.

Дети заканчивают предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею….

Теперь я буду….

Теперь я не буду… .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconУрок с использованием тркм. Тема урока «Стыд, вина и извинение»
Климанова Евгения Александровна, учитель начальных классов моу боровской оош буйского муниципального района Костромской области
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconУрока: к концу урока учащиеся смогут
Узнают: термины и понятия темы – нравственные ценности и категории, добро и зло, стыд и совесть, долг и ответственность, милосердие,...
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconТема урока : Цели урока
Схема конспекта урока открытия новых знаний (онз)в соответствии с требованиями фгос ноо
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconУрока в 6 классе. Тема урока
Цели урока: Познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher....
Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока 5 класс Учитель: Пономарева И. В. Тема урока: Гимнастика...
Воспитывать аккуратность, артистичность, умение выполнять коллективные действия
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconТема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока Тема урока : Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Цели урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconКонспект урока по английскому языку (4 класс). Тема урока: Scotland an English-speaking country
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока iconРеферат по литературе «Любви все возрасты покорны…»
Оба эти свойства – интенсивность и длительность -отличают любовь от других эмоциональных проявлений, в частности от таких отрицательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск