Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан





Скачать 93.22 Kb.
НазваниеУдк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан
Дата публикации08.07.2013
Размер93.22 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > География > Статья
УДК 332.025

Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан

Фахрутдинова Елена Валерьевна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами Института управления и территориального развития К(П)ФУ

Карасик Елена Анатольевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Института управления и территориального развития К(П)ФУ
Статья посвящена анализу проблемы бедности среди инвалидов, особенностям социальной политики в отношении этой категории населения и способам ее преодоления.

Ключевые слова: инвалиды (лица с особыми возможностями), профессиональная реабилитация, проблема бедности, адресная социальная помощь, абсолютная бедность, относительная бедность, субъективная бедность, человеческий капитал.
Аrticle is devoted to the analysis of a problem of poverty among disabled people, to features of social policy concerning this category of the population and to ways of its overcoming.

Keywords: disabled people (persons with special possibilities), professional rehabilitation, a poverty problem, the address social help, absolute poverty, relative poverty, subjective poverty, the human capital.
Одной из важнейших проблем стоящих перед современный обществом и наукой является исследование процесса интеграции инвалидов (лиц с особыми возможностями), а так же разработка его принципов, механизмов и ключевых направлений.

В настоящее время можно выделить различные элементы социальной среды, деструктивно влияющие на процесс интеграции инвалидов в общество. К числу подобных элементов, ограничивающих интеграционный потенциал и даже блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих нормативному, социально типичному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности». Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. По определению социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относятся право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

В сентябре 2008 г. Российская Федерация присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предполагает создание безбарьерной среды, обеспечение права на образование, работу, социальное обслуживание, полноценное участие в общественной жизни для данной категории населения. Эффективная интеграция инвалидов, а вернее говорить, лиц с особыми возможностями, предполагает активную политику государства в отношении этой категории населения, борьбу с таким распространенным явлением как бедность, которая сопровождает инвалидность, а зачастую является синонимом инвалидности.

В настоящее время принята стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 г. По мнению экспертов в данной концепции отражено понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития [2, с. 24].

С позиции защиты прав лиц с особыми возможностями наибольший интерес представляют такие приоритеты государственной политики как инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения.

Гарантированность государством социальной поддержки для лиц с особыми возможностями приобретает особую актуальность в связи с постоянным численным увеличением этой категории населения, так только в Республике Татарстан за последние 6 лет общая численность инвалидов увеличилась на 32,7 тыс. человек. В 2010 г. из числа взрослого населения впервые признаны инвалидами 23,83 тыс. человек, из них половина – это граждане трудоспособного возраста, из числа детского населения впервые признаны детьми-инвалидами 1,7 тыс. человек. В абсолютных величинах, по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Татарстан проживают 326,03 тыс. инвалидов, из них 13,94 тыс. – дети-инвалиды. По данным территориальных органов социальной защиты, 1,8 % от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники (5,8 тыс. человек), 2,9 % – слепые и слабовидящие (9,5 тыс. человек), 1,2 % – глухие и слабослышащие (3,9 тыс. человек) [3].

Приоритеты социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала, которые предполагается достичь к 2020 г., определены следующим образом [4]:

1) распространение стандартов здорового образа жизни;

2) переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

3) внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

4) выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

5) распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда.

В результате реализации указанных мероприятий в российском обществе должно произойти качественное изменение многих социальных стандартов, в том числе и в отношении бедности инвалидов.

Анализ международного опыта борьбы с бедностью позволяет выделить два основных подхода к решению данной проблемы.

Первый подход применяется в развитых странах с достаточно высоким уровнем социальных гарантий и жизни, обеспечивающих основные минимальные доходы, такие как заработная плата и пенсия, которые удовлетворяют действующим в обществе стандартам потребления.

Второй подход заключается в организации системы адресной социальной помощи тем, кто находится в положении менее выгодном, относительно других. Последний, используется в экономически развитых странах, как дополнительная мера, которая используется исключительно для ограниченного круга лиц, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Для развивающихся стран, в которых доходы основной массы населения крайне низки, распределение социальной помощи, которая включает продовольственную, лекарственную, коммунально-бытовую, образовательную и, является, по сути, основным методом поддержки малоимущих слоев населения.

В настоящее время социальная политика в отношении лиц с особыми возможностями в России в основном строится на использовании второго метода, на усилении принципов адресности социальной поддержки, которые определены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5]. На региональном уровне меры социальной поддержки устанавливаются местным законодательством, так в Республике Татарстан действует закон от 08.12.2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» [6].

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц) [7, с. 186].

В международных научных исследованиях, которые проводятся ООН, применяется комбинированная методика исследования такой категории как бедность, основанная на трех основных концепциях бедности: относительной, абсолютной и субъективной. Бедными считаются семьи, одновременно соответствующие всем трем подходам. Такие семьи, имеющие доходы или расходы ниже прожиточного минимума и испытывающие определенные лишения в сфере потребления, ощущают себя бедными.

С этой точки зрения интересным представляется распределение доходов и социальных гарантий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для лиц с особыми возможностями.

В количественном выражении инвалиды могут претендовать на выплату и индексацию размеров пенсий и социальных выплат, в отношении их реализуется ряд социальных программ и дополнительных мер по адресной социальной поддержки. Часть льгот, в том числе по проезду на всех видах городского, пригородного, междугородного транспорта, услуг связи, заменены на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), размер которых установлен с учетом индексации с 01.04.2012 г.: для инвалидов 1 гр. – в размере 2684,75 руб.; для инвалидов 2 гр. и детей-инвалидов – в размере 1917,33 руб.; для инвалидов 3 гр. - в размере 1534,85 руб.; Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан. Часть ежемесячной денежной выплаты (795,88 руб.) представляется в виде набора социальных услуг, включающего в себя бесплатное лекарственное обеспечение, бесплатное санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд к месту лечения и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Кроме того, инвалидам предоставляется субсидия-льгота в размере 50 % расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, без учета социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., для остальных нуждающихся улучшение жилищных условий не предусмотрено [8].

Анализируя доходы лиц с особыми возможностями, на которые они могут претендовать в соответствии с законом можно констатировать, что адресность поддержки не может принципиально решить проблем данной категории населения, в том числе проблему бедности.

Вместе с тем, нельзя не остановиться на дополнительных мерах по преодолению проблемы бедности в России, на федеральном и региональном уровнях принимаются программы, целью которых является повышение качества жизни инвалидов.

В Республике Татарстан принята Программа по формированию доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры [9].

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации:

на 2011 г. – 695727,832 тыс. руб., в том числе 347 863,916 тыс. руб. – средства бюджета Республики Татарстан; 347 863,916 тыс. руб. – средства бюджета Российской Федерации;

на 2012-2015 гг. объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 г., по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

По итогам реализации Программы на первом этапе в период с 2012 г. по 2015 г. должны быть достигнуты следующие результаты (табл. 1):

Таблица 1

Основные параметры

реализации Программы

Предполагаемые результаты реализации Программы к 2012 г.

Предполагаемые результаты реализации Программы к 2015 г.

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов

16,8 %

45 %

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава

11,4 %

16,5 %

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения

5 %

10 %

доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений

5,5 %

20 %

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг

33,7 %

55 %

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов

33,6 %

49,6 %


Цифры, характеризующие предполагаемые результаты реализации Программы, показывают, что усилиями исключительно государства решить проблему бедности и включенности в активную жизнь инвалидов невозможно. Необходимо постепенно отказываться от традиционной, патерналистской модели выстраивания отношений между государством и социально незащищенными категориями населения. Максимально концентрировать усилия на вовлечении инвалидов в доступную трудовую деятельность, способствовать заинтересованности работодателей в найме на работу лиц с особыми возможностями, поскольку их эксклюзия оборачивается значительными потерями для общества.

Современная трактовка, такого социального явления как инвалидность предлагает рассматривать лиц с особыми возможностями не как нуждающихся в уходе людей, не вносящих своего вклада в общественное развитие страны, а как граждан, нуждающихся в том, чтобы были устранены все барьеры, которые препятствуют обеспечению равных прав и возможностей, созданию достойного образа жизни данной категории населения.
Литература

1. Конституция Российской Федерации. - [Электронный ресурс] – http.//www constitution.ru

2. Глазьев С.Ю. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ. Научный доклад. - М.: НИР, 2008.

3. Отчет о работе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за 2010 год. - [Электронный ресурс] - http:// www.mtsz.tatarstan.ru

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. – [Электронный ресурс] – http.//www.economy.gov.ru

5. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).– [Электронный ресурс] – http.//www. base.garant.ru

6. «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» №63-ЗРТ. – [Электронный ресурс] – http.//www. mtsz.tatarstan.ru

7. Саленко В.Я. Социальная защита населения: вопросы теории, методологии и практики Академия труда и социальных отношений. Центр уровня жизни, социальной защищенности и социальных отношений. - М.: - 1998.

8. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).– [Электронный ресурс] – http.//www. base.garant.ru

9. Постановление Кабинета Министров № 786 от 22.09.2011 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы" – [Электронный ресурс] – http.//www. mtsz.tatarstan.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconНекоторые особенности общения с китайскими деловыми партнерами
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconРеспублики татарстан пресс-служба
Второй год подряд Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением Президента Республики Татарстан...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconО реализации законодательства в сфере молодежной политики в части...
Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике и Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconО концепции государственной национальной политики Республики Татарстан
Доклад члена рабочей группы по разработке Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, директора Государственного...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconПостановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа...
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconО конкурсе "Лучший интернет-сайт в составе Портала Правительства Республики Татарстан"
В целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Республики Татарстан и органов исполнительной власти Республики...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Татарстан среди учащихся 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан (далее – Конкурс) учреждается и проводится...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconЗакон республики татарстан о государственных наградах республики...
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconСеминар Предмет философии
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconМеждународная научная конференция
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconКалендарь знаменательных дат рс(Я) Январь
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconРеспублики татарстан
Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconРодительский всеобуч «Подросток в мире вредных привычек»
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconТеоретические и методологические аспекты регионализма в современной россии
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан iconПрограмма в рамках "Селигера" Теория и практика по направлению "фэшн"
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск