Скачать 93.22 Kb.
|
УДК 332.025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов на примере Республики Татарстан Фахрутдинова Елена Валерьевна Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами Института управления и территориального развития К(П)ФУ Карасик Елена Анатольевна Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Института управления и территориального развития К(П)ФУ Статья посвящена анализу проблемы бедности среди инвалидов, особенностям социальной политики в отношении этой категории населения и способам ее преодоления. Ключевые слова: инвалиды (лица с особыми возможностями), профессиональная реабилитация, проблема бедности, адресная социальная помощь, абсолютная бедность, относительная бедность, субъективная бедность, человеческий капитал. Аrticle is devoted to the analysis of a problem of poverty among disabled people, to features of social policy concerning this category of the population and to ways of its overcoming. Keywords: disabled people (persons with special possibilities), professional rehabilitation, a poverty problem, the address social help, absolute poverty, relative poverty, subjective poverty, the human capital. Одной из важнейших проблем стоящих перед современный обществом и наукой является исследование процесса интеграции инвалидов (лиц с особыми возможностями), а так же разработка его принципов, механизмов и ключевых направлений. В настоящее время можно выделить различные элементы социальной среды, деструктивно влияющие на процесс интеграции инвалидов в общество. К числу подобных элементов, ограничивающих интеграционный потенциал и даже блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих нормативному, социально типичному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности». Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. По определению социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относятся право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В сентябре 2008 г. Российская Федерация присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предполагает создание безбарьерной среды, обеспечение права на образование, работу, социальное обслуживание, полноценное участие в общественной жизни для данной категории населения. Эффективная интеграция инвалидов, а вернее говорить, лиц с особыми возможностями, предполагает активную политику государства в отношении этой категории населения, борьбу с таким распространенным явлением как бедность, которая сопровождает инвалидность, а зачастую является синонимом инвалидности. В настоящее время принята стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 г. По мнению экспертов в данной концепции отражено понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития [2, с. 24]. С позиции защиты прав лиц с особыми возможностями наибольший интерес представляют такие приоритеты государственной политики как инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения. Гарантированность государством социальной поддержки для лиц с особыми возможностями приобретает особую актуальность в связи с постоянным численным увеличением этой категории населения, так только в Республике Татарстан за последние 6 лет общая численность инвалидов увеличилась на 32,7 тыс. человек. В 2010 г. из числа взрослого населения впервые признаны инвалидами 23,83 тыс. человек, из них половина – это граждане трудоспособного возраста, из числа детского населения впервые признаны детьми-инвалидами 1,7 тыс. человек. В абсолютных величинах, по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Татарстан проживают 326,03 тыс. инвалидов, из них 13,94 тыс. – дети-инвалиды. По данным территориальных органов социальной защиты, 1,8 % от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники (5,8 тыс. человек), 2,9 % – слепые и слабовидящие (9,5 тыс. человек), 1,2 % – глухие и слабослышащие (3,9 тыс. человек) [3]. Приоритеты социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала, которые предполагается достичь к 2020 г., определены следующим образом [4]: 1) распространение стандартов здорового образа жизни; 2) переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; 3) внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения; 4) выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья; 5) распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда. В результате реализации указанных мероприятий в российском обществе должно произойти качественное изменение многих социальных стандартов, в том числе и в отношении бедности инвалидов. Анализ международного опыта борьбы с бедностью позволяет выделить два основных подхода к решению данной проблемы. Первый подход применяется в развитых странах с достаточно высоким уровнем социальных гарантий и жизни, обеспечивающих основные минимальные доходы, такие как заработная плата и пенсия, которые удовлетворяют действующим в обществе стандартам потребления. Второй подход заключается в организации системы адресной социальной помощи тем, кто находится в положении менее выгодном, относительно других. Последний, используется в экономически развитых странах, как дополнительная мера, которая используется исключительно для ограниченного круга лиц, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Для развивающихся стран, в которых доходы основной массы населения крайне низки, распределение социальной помощи, которая включает продовольственную, лекарственную, коммунально-бытовую, образовательную и, является, по сути, основным методом поддержки малоимущих слоев населения. В настоящее время социальная политика в отношении лиц с особыми возможностями в России в основном строится на использовании второго метода, на усилении принципов адресности социальной поддержки, которые определены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5]. На региональном уровне меры социальной поддержки устанавливаются местным законодательством, так в Республике Татарстан действует закон от 08.12.2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» [6]. В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц) [7, с. 186]. В международных научных исследованиях, которые проводятся ООН, применяется комбинированная методика исследования такой категории как бедность, основанная на трех основных концепциях бедности: относительной, абсолютной и субъективной. Бедными считаются семьи, одновременно соответствующие всем трем подходам. Такие семьи, имеющие доходы или расходы ниже прожиточного минимума и испытывающие определенные лишения в сфере потребления, ощущают себя бедными. С этой точки зрения интересным представляется распределение доходов и социальных гарантий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для лиц с особыми возможностями. В количественном выражении инвалиды могут претендовать на выплату и индексацию размеров пенсий и социальных выплат, в отношении их реализуется ряд социальных программ и дополнительных мер по адресной социальной поддержки. Часть льгот, в том числе по проезду на всех видах городского, пригородного, междугородного транспорта, услуг связи, заменены на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), размер которых установлен с учетом индексации с 01.04.2012 г.: для инвалидов 1 гр. – в размере 2684,75 руб.; для инвалидов 2 гр. и детей-инвалидов – в размере 1917,33 руб.; для инвалидов 3 гр. - в размере 1534,85 руб.; Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан. Часть ежемесячной денежной выплаты (795,88 руб.) представляется в виде набора социальных услуг, включающего в себя бесплатное лекарственное обеспечение, бесплатное санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд к месту лечения и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Кроме того, инвалидам предоставляется субсидия-льгота в размере 50 % расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, без учета социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., для остальных нуждающихся улучшение жилищных условий не предусмотрено [8]. Анализируя доходы лиц с особыми возможностями, на которые они могут претендовать в соответствии с законом можно констатировать, что адресность поддержки не может принципиально решить проблем данной категории населения, в том числе проблему бедности. Вместе с тем, нельзя не остановиться на дополнительных мерах по преодолению проблемы бедности в России, на федеральном и региональном уровнях принимаются программы, целью которых является повышение качества жизни инвалидов. В Республике Татарстан принята Программа по формированию доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры [9]. Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации: на 2011 г. – 695727,832 тыс. руб., в том числе 347 863,916 тыс. руб. – средства бюджета Республики Татарстан; 347 863,916 тыс. руб. – средства бюджета Российской Федерации; на 2012-2015 гг. объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 г., по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. По итогам реализации Программы на первом этапе в период с 2012 г. по 2015 г. должны быть достигнуты следующие результаты (табл. 1): Таблица 1
Цифры, характеризующие предполагаемые результаты реализации Программы, показывают, что усилиями исключительно государства решить проблему бедности и включенности в активную жизнь инвалидов невозможно. Необходимо постепенно отказываться от традиционной, патерналистской модели выстраивания отношений между государством и социально незащищенными категориями населения. Максимально концентрировать усилия на вовлечении инвалидов в доступную трудовую деятельность, способствовать заинтересованности работодателей в найме на работу лиц с особыми возможностями, поскольку их эксклюзия оборачивается значительными потерями для общества. Современная трактовка, такого социального явления как инвалидность предлагает рассматривать лиц с особыми возможностями не как нуждающихся в уходе людей, не вносящих своего вклада в общественное развитие страны, а как граждан, нуждающихся в том, чтобы были устранены все барьеры, которые препятствуют обеспечению равных прав и возможностей, созданию достойного образа жизни данной категории населения. Литература 1. Конституция Российской Федерации. - [Электронный ресурс] – http.//www constitution.ru 2. Глазьев С.Ю. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ. Научный доклад. - М.: НИР, 2008. 3. Отчет о работе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за 2010 год. - [Электронный ресурс] - http:// www.mtsz.tatarstan.ru 4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. – [Электронный ресурс] – http.//www.economy.gov.ru 5. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).– [Электронный ресурс] – http.//www. base.garant.ru 6. «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» №63-ЗРТ. – [Электронный ресурс] – http.//www. mtsz.tatarstan.ru 7. Саленко В.Я. Социальная защита населения: вопросы теории, методологии и практики Академия труда и социальных отношений. Центр уровня жизни, социальной защищенности и социальных отношений. - М.: - 1998. 8. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).– [Электронный ресурс] – http.//www. base.garant.ru 9. Постановление Кабинета Министров № 786 от 22.09.2011 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы" – [Электронный ресурс] – http.//www. mtsz.tatarstan.ru |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством... | Некоторые особенности общения с китайскими деловыми партнерами Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
Республики татарстан пресс-служба Второй год подряд Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением Президента Республики Татарстан... | О реализации законодательства в сфере молодежной политики в части... Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике и Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан... | ||
О концепции государственной национальной политики Республики Татарстан Доклад члена рабочей группы по разработке Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, директора Государственного... | Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа... Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
О конкурсе "Лучший интернет-сайт в составе Портала Правительства Республики Татарстан" В целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Республики Татарстан и органов исполнительной власти Республики... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Татарстан среди учащихся 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан (далее – Конкурс) учреждается и проводится... | ||
Закон республики татарстан о государственных наградах республики... Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает... | Семинар Предмет философии Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
Международная научная конференция Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Календарь знаменательных дат рс(Я) Январь Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
Республики татарстан Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на... | Родительский всеобуч «Подросток в мире вредных привычек» Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
Теоретические и методологические аспекты регионализма в современной россии Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Программа в рамках "Селигера" Теория и практика по направлению "фэшн" Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... |