Скачать 364.79 Kb.
|
Уроки сада «Уроки садоводства», «Мои уроки садоводства», «Оптимистическая трагедия», «Невеселые размышления пожилого садовода, измученного неравной борьбой с северной природой», «Эпилог садоводства» - это все черновые названия для моей последней, заключительной статьи на тему садоводства, философски обобщающей тему садоводства в моей жизни. Это нехитрый, но искренний рассказ простого человека – обычного советского инженера, плохо владеющего языком, не писателя или литератора, но достаточного, чтобы донести смысл - о том, чему его научила жизнь на ее последнем «деревенском» этапе, в том числе и за время занятий садоводством. Без прикрас и самолюбования, а как бы исповедь самому себе – ибо в бога я не верю, а идолов среди людей у меня тоже нет (тем более ныне живущих). Жизнь как-то неожиданно подошла к концу, в трудах, заботах и переживаниях (как всегда неожиданно к русскому крестьянину приходит зима) – и вот мне уже 61, с половиной, год – (не хочется говорить 62-ой год) – никогда не думал, что доживу до таких лет, со своим здоровьем и «комплексами неполноценности» (что такой уродился маленький, худенький, слабый, инфантильный, недоношенный, неприспособленный к суровой взрослой жизни, тупой, некрасивый и пр.). Здоровье быстро стало иссякать, видно, организм износился. [Когда пару лет назад в один день меня три раза разные люди назвали «стариком» - в разных формах (дети, взрослый мужик и старуха соседка - сказала, что сильно «сдал», «захирел») – я понял, что уже мало времени остается и надо торопиться делать добрые и наиболее важные дела. А такое самое важное для меня сейчас дело – преодолеть свою немощь и лень и написать «мемуары» - но не просто записать воспоминания, а в первую очередь – накопленные за жизнь, и особенно последние зрелые годы, мысли на разные темы, ключевые в моей жизни. «Рваные мысли» - так даже я хотел назвать свои опусы. Что я и начал, в очередной раз, делать. А то может быть и поздно, ничего не успею написать, и тогда не останутся от меня даже «рожки да ножки» - ибо меня по завещанию сожгут, если только не в деревне помру – тогда, может быть – тут – так дешевле; о останется только тире между двух дат на надгробии.] Все меньше остается сил - всего на несколько асов в день работы, причем сразу устаешь, работа - даже вначале, еще в относительно свежем состоянии - уже не приносит удовлетворения и забвения, а после усталости начинает подташнивать и какая-то внутренняя сила заставляет притормозить, не делать или не торопиться, не напрягаться. Уже приходится на всем экономить – на простых радостях жизни – на том, чтобы сходить искупаться, в лес, в баньку, почитать, пописать (что я раньше так любил), прогулять собаку, посидеть за столом, пообщаться с друзьями, родственниками и пр. Относительно хорошо теперь я себя чувствую только во время отдыха, лежа на постели, в горизонтальном положении – и то, только после физической умеренной нагрузки, на перепаде «мышечной радости» у организма. Фактически этим (лежанием) я занимаюсь «все свободное время» от работы – на участке или по дому. Все труднее и труднее становится находить радости жизни, все меньше остается того, что тебя радует и о чем хочется мечтать, все меньше ждешь от будущего и желаешь остановить настоящее, радуешься каждому прожитому дню без «негатива» (неприятностей, не желанных дел и пр.). Что остается нам от жизни (сейсас, в моем возрасте)? (Далее по «Фаусту» Гете) – только мысли и воспоминания. Раньше я порой задумывался – ну что мне не хватает для счастья (в реальных пределах такого, каким меня создала природа – мечтать себя изменить – то пустое и мучительное занятие, я его оставил в детстве, юности, когда пытался почти понапрасну формировать свое тело, мучил себя гантелями и бегом), чего хотелось бы испытать и иметь из того, что возможно? В молодости, быстро прошедшей (после женитьбы и рождения ребенка, смены «тяжелых» - в смысле напряженных - работ, с кучей внутренних переводов со сменой начальников и технических тематик - связанных с карьерной борьбой, постоянной изматывающей учебой во все свободное время) – живя и в центре города, мертвых каменных – бетонных строений, неестественной для живых среды – хотелось поехать на природу, в хорошей молодежной кампании, ребят и девушек - куда-нибудь в лес около речки или озера, разбить палатки, поиграть в игры (футбол – которым я увлекался, волейбол, бадминтон), искупаться или всласть поплавать; потом позагорать, погреться на нашем редком солнышке, покататься на лодке, порыбачить немного (особенно с утра), погулять по лесу - пособирать ягод в ближнем лесу (земляники, черники, малины), а ближе к осени и грибочки, бруснику, клюкву; сделать костерок, сварить вечером ушицу или грибной супчик, попеть под гитару, погрустить и помечтать – это так прекрасно удается на фоне физической усталости после дня, проведенного на природе (как поется в одной хорошей бардовской песне: «Не то, чтобы грустные, скорее – усталые – мы возвращаемся домой»). Дачи у нас тогда (и никогда после) не было (к счастью, как сейчас понимаю – нельзя себя привязывать к клочку заболоченной земли с курятником – в молодые годы) – тогда это был «большой дефицит» и считалось роскошью для простых работяг, какими были мои отец и мать; но они, выходцы из крестьянских семей, «наевшихся землей» еще в детстве, в колхозах, в голодные 30-е годы (мать с Поволжья, отец – из Калужской области) – вполне наслаждались «легкой» городской жизнью (нормированной работой и теплыми квартирами с водопроводом и отоплением), и дачи просто боялись, как каторги (особенно мать). Короче, в молодости хотелось путешествий, ярких новых впечатлений и при этом побыть на природе. В идеале это совмещалось в автопутешествиях – тогда мы приобрели сначала старый, а вскоре новые а/м Жигули, «копеечку» и «пятерку». Вторую машину, дорого нам доставшуюся (чудом и с горем одновременно – у дяди ветерана войны, имевшего льготу на получение машины, неожиданно умер сын, летчик – в 25 лет – и он отдал свою открытку нам) – мы «лизали» целый месяц, прежде чем сели за нее (обрабатывали мовилем пороги и все внутренние полости, делали закрылки в арках колес и прокладывали слоем пропитанного брезента крылья от гниения и прю). А потом, сразу, без обкатки – покатили на юг, к родственникам в Ставрополь и на Черное море, под Туапсе (то был чудная поездка). Месяц пролетел как один день – мы ничуть не скучали по дому, а гармонично вписывались в эту походную жизнь (брат спал в машине, а мы с женой – в палатке). Эта история достойна отдельного рассказа (например, был интересный случай, когда нам пришлось остановиться в горах, на перевале – и ночью вокруг палатки ходил, наверно, медведь (как минимум, кабан) – веревки палатки обрывались, птицы кричали всю ночь. Это был наше первое большое автопутешествие, на юг. Потом было много других – мы объехали трижды всю Прибалтику (Эстонию, Латвию, Литву) и Белоруссию, запад России (Смоленск, Михайлосвкое, Псков, Изборск, Новгород великий), Карелию, север России (Вологодский край, Калинискую обл, Ивановскую обл.), и, естественно – Золотое русское кольцо, и не один раз (в основном еще раньше, на мотоциклах «Ява» и «ЧЗ», потом тяжлых «Иж» и «Урал» с колясками – это уже брат один, без меня, когда я женился и «осел», стал летом жить у жены в пригородном доме с большим участком и садом), посещали Чеховские и Есенинские места, Поленово и пр. Особенно гармоничны были поездки на запад страны – в Прибалтику (в эмоциональном и физическом плане, т. е. для отличного отдыха). Здесь были относительно небольшие расстояния (до последней точки на море около 1000 км, а все кольцо – в пределах 3 тысяч км.) и хорошие дороги, отличные кэмпинги (прямо на море и в пригородах Риги, Таллина, Вильнюса, Каунаса, Смоленска, Калининграда) и столовые в городах. Днем мотаешься по городам-столицам например, в Латвии, по прекрасной Риге или маленьким уютным латвийским городкам типа Резекны, Даугавпилса, Валмиеры, Цесиса, Салацгривы, Саулкрасти, или по старинным замкам в живописнейших местностях: Сигулде, Цесисе, Тракайском, и пр., по монастырям, музеям, по паркам, скверам, набережным, выставкам – и, конечно, магазинам (покупая сувениры – керамику, значки, деревянные картины, янтарные изделия и пр., а также трикотаж или пр. одежонку – для женщин и детей в основном). Останавливались в промежутке на два-три дня на прекрасных озерах, которых там великое множество. По пути останавливались в лесах, где объедались земляникой и черникой (там ягоды много крупнее и позже созревают, чем в Подмосковье – потому что климат лучше и мягче) – особенно мы побаловались ею под Даугавпилсом (чуть не заблудились в лесу), в Салацгриве (у моря), под Хатынью (в Белоруссии, неподалеку от знаменитой сожженной деревни, где сейчас мемориальный комплекс), под Опочкой (около Михайловского, где «страдал» Пушкин). Вообще, должен сказать, что красивее мест в России, чем в Псковской области, в районе Изборска – я не видел, так что если бы меня сослали бы в ссылку, я попросился бы в Михайловское, которое неподалеку – Пушкину можно только позавидовать. Короче – по молодости и при стабильной спокойной советской жизни для наибольшего ощущения счастья мне надо было поехать в турпоездку в хорошей кампании (хорошо бы в женской) или в надежде на счастливые встречи, и жизнь улыбалась тебе. Сам отдых, хорошее самочувствие давало ощущение жизненной наполненности, радости, счастья. А уж если повезло встретить хороших друзей или любовь – это уже вершина счастья, моменты и дни, которые будешь помнить всю жизнь и жить ими. Подъем чувств и воспоминания, которые давали такой отдых в путешествии – продолжался еще долгие дни, недели и месяцы после приезда из отпуска. Еще Авиценна говорил о том, что болезни надо не лечить, а профилактически предупреждать, и лучшее средство для этого – путешествия. И Аркадий Гайдар, мой любимый в детстве писатель, примерно так же говорил о своем счастье: «Это дальняя дорога, много новых впечатлений и конечно – радость новых встреч, знакомств и романтика любви». Но когда становишься старше, сил становится меньше, как и времени для воплощения всего задуманного, а дел - начатых и незавершенных – все больше (как ветвей на старом огромном дереве); и когда ты многое уже повидал, «наелся» этим (поняв, что все не охватишь, сам не потрогаешь – хотя сейчас есть еще возможность попутешествовать виртуально, чужими глазами и ногами, причем гораздо эффективнее - больше, дешевле и без риска – при помощи телевидения, кино, Интернета), вобрал до своего предела внешних впечатлений - то настроение меняется с «входного» на «выходное». Хочется не вбирать информацию, а отдавать ее обратно, переваренную. Хочется писать, (и думать при этом, развиваться). Даже наоборот – неправильно сказал – сначала думать, а потом писать (думать посредством «писания») – ведь письменная запись – это вид «образной» памяти, которая позволяет лучше понимать и успешнее, плодотворнее думать. Вспомните, как следователи в фильмах рисуют схемы действующих лиц в расследуемых делах, что позволяет им быстрее и лучше в них разобраться.[Как учила меня решать задачи по арифметике старенькая учительница по математике, соседка по квартире, которая помогала нам с братом подготовиться к городской олимпиаде: сначала пойми хорошо условия задачи, а для этого нарисуй их на бумаге – например, из пункта А в пункт Б движется поезд с такой-то скоростью…; или – в одну труби вливается столько-то, а в другую выливается … и т. п. Обозначь в масштабе стрелками, цифрами, фигурками… Тогда единственный из школы я прошел два этапа отбора победителей – районную и городскую олимпиады – и стал одним из победителей; нас всех собрали и наградили книжками «История арифметики»; между прочим, из которой, уже лет через тридцать, я узнал о судьбе автора первой русской арифметики Магницкого – оказалось, он предок моей жены. Я хорошо запомнил этот совет старой учительницы – светлая ей память, и нашей коммунальной квартире - «что в люди вывела меня» – тоже: мы в те послевоенные годы, когда детсадов на всех не хватало – были как «дети полка» у соседей по квартире - когда родители работали, нас передавали из комнаты в комнату; там мы увидели впервые телевизор – КВН, с линзой - и кинофильмы по нему «Мы из Кронштадта», «Детство Алеши Горького», мульфильмы «Золотая антилопа», «Снежная королева» и др. А первый подарок, который я сделал своей будущей жене на ее день рождения – был фотоальбом, на котором я написал, что это тебе для сохранения людей и событий в памяти, которая есть еще одно чувство человека.] Когда человек путешествует – он только потребляет информацию (о чужой жизни), в роли наблюдателя, но не участвует в ней (этой жизни), может быть – только самую малость – (например, покупая сувениры или катаясь на верблюдах помогает азвитию местной «экономики»). По сути – он гость в чужом внешнем мире, подобно тому, как охотник ищет дичь в естественной природе. А зрелому человеку этого становится мало – наблюдать чужие помойки (и несовершенства) и брать только то, что есть. Ему хочется создавать самому этот мир, но более совершенный, «искусственный», чтобы не искать редкую маленькую ягодку, той же земляники, в лесу – в надежде, что никто до тебя ее не сорвет – а выращивать подобные в своем саду, причем не такие мелкие, кислые да неурожайные – а крупные, вкусные/сладкие, урожайные, такие, как садовая клубника лучших сортов. Вот почему к сорока годам нам (с братом и женой) захотелось получить достаточно большой кусок земли, чтобы самим творить на нем все, что захотим - не спрашивая согласия хозяев земли (даже родственников, родителей моей жены, которые упорно в течении 20 лет не давали развернуться на своем большом участке, из года в год сажая одну картошку, причем моими руками (и членов моей семьи), которая не давала мне никаких девидентов и удовлетворения, хотя отнимала много сил и времени). А что мечтает делать на своей земле («голодный» на «витамины» - фрукты – овощи), горожанин? Конечно, его голубая мечта – развести сад! Что может быть прекраснее сада – этого оазиса жизни? Сад в цветении, в зелени среди лета, в период плодоношения, даже зимой, в снегу и весной, на фоне яркого последнего снега, когда видны все веточки и все замерло в ожидании новой жизни – это чудо. Не спроста по христианской вере рай представляется райским садом, а жизнь зародилась от искушения, которое олицетворяется «райским яблочком», которое змей-искуситель дал надкусить Адаму и Еве. Сады прекрасны разные – и абрикосовые, и сливовые, и вишневые, и гранатовые, персиковые, апельсиновые, мандариновые, виноградовые, грушевые; и даже кустарниковые – смородиновые, малиновые, крыжовниковые, и декоротивные – сиреевые, жасминовые, розовые и пр. Но все же самая выдающаяся садовая культура для европейских народов – это, несомненно – яблоня. Это объясняется ее относительной зимостойкостью (из крупноплодных фруктовых культур она пробралась выше всех на север, в горы - т. е. завоевала самый большой ареал распространения; довольно большими размерами плодов; их очень широким спектром вкусовых качеств (на все «вкусы»); высокой полезностью – содержанием витаминов, микроэлементов и прочих биологически активных веществ; урожайностью; длительным хранением плодов, т. е. лежкостью (многих сортов); прочностью кроны; долговечностью дерева (до 400 лет). Плоды яблони содержат почти все необходимые биологически активные элементы для человека, которые можно получить из фруктов и ягод. Благодаря этим достоинствам в России ябоня стала главной плодовой культурой, ее сады занимали более 80% всей площади садов в царской России. (Кстати, второй культурой по распространенности был крыжовник, посадки которого достигали порой до 20% территорий). Чехов в своей знаменитой предсмертной пьесе, духовном завещании – «Вишневый сад» - воспел его как символ жизни и утраченного счастья (соединенного с воспоминаниями о детстве и лучших дня жизни). Бунин упрекал Чехова в незнании жизни дворян, ибо у них не было вишневых садов, а были яблоневые (читайте его «Антоновские яблоки»). Но этот барчук не прав, для великого Чехова (гуманиста, в отличие от самовлюбленного «аристократа» и сибарита духа Бунина) – важна не документальная суть страданий «дворянских аристократов», особенно от потерь, вызванный революцией, ибо в потери собственности – усадьбы – вызваны как раз совсем другой причиной – своим паразитическим существованием, бездельем и беспомощностью, вызывающими у нормальных людей отвращение, а не сочувствие и умиление. А суть духовная, ибо не столь важно, какой сад ты потерял – вишневый, яблоневый или сливовый – а тот, в котором прошли твои лучшие годы, детство, замужество, рождение и смерть ребенка, жила и умерла мама (еще те же обои) – как для Раневской. Этот сад, дом и уклад его – стали для тебя райскими, «раем». А для кого-то (нового представителя активной «элиты» общества) этот старый дом – просто рухлядь, которую надо быстрее уничтожить, чтобы освободить место для новой жизни: а сам вишневый сад – это только площадка земли для продажи повыгоднее (богатым горожанам под дачи). Для Бунина это был яблоневый сад, а для Чехова – вишневый. (В названии фильма специально это противоречие было устранено тем, что ему оставили одно обобщенное название – «сад»). Я думаю, что даже могу объяснить, почему именно вишневый, как садовод, знающий Подмосковье. Дело в том, что, во-первых, вишня – очень нежная (к тому же плохо формируемая по кроне) культура, которая очень плохо растет в большей части московской области. (Сам Чехов, который купил дом в Мелихово, на юго-западе области, где только и способна она относительно неплохо расти – по зимним условиям и глинистым почвам – хорошо это знал и писал об этом: «В Москве вишня растет плохо», тем более что в Таганроге, откуда он родом, шикарно растет не только вишня, но и черешня. Возможно, именно поэтому он хотел описать эту культуру – как воспоминание детства – возможно, он видел такие сады на юге.) Во-вторых, - это редкая для Московских условий культура, и тем особо ценная (моя свадьба происходила в майском цветущем вишневом саду, что в пригороде Павлово-Посада), а вот здесь, в Мещерских местах – вишня хорошо расти не хочет. В-третьих, она имеет очень нежную, кустовую, очень быстро стареющую и плохо формируемую крону, с большим количеством мелких веточек, ежегодно усыхающих. С учетом низкой зимостойкости (почти всех вкустных сортов), а также повсеместным заболевание двумя болезнями – коммикозом и моллинеозом, ослабляющими дерево и вызывающими преждевременное осыпание листвы – уход за деревьями вишни достаточно трудоемок и не рентабелен. Их трудно выращивать и саженцами (прививать маленькие рано распускающиеся веточки трудно) – так что их не хотят выращивать в ТХСА (единственную культуру, которую у меня готовы были принимать на реализацию и которую они мне предлагали выращивать для их реализации). К тому же вишню склевывают птицы, что добавляет трудностей для ее выращивания. Но все же здесь я хочу написать в основном, поконкретнее - о садоводческой части своей жизни – и о том, что мне дало увлечение садоводством. А оно дало мне исключительно много – благодаря садоводству (его изучению) я дошел до понимания смысла жизни вообще и отдельного человека в частности (и теорию эволюции; и законы развития материи, от растений в виде плодовых деревьев, до человеческого общества; принципы построения капиталистического (рыночного) и коммунистического (социалистического) обществ и их целесообразность (преимущества) на определенных исторических этапах общественного развития, и недостатки (ограничивающие период их существования). Об этом написано в других моих работах (см. на сайте) – здесь не будем повторяться. Но по огибающей к этой теме мы еще вернемся, ниже. 1.1. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских... | ||
«Мои кумиры». Рассказ о любимом учителе Я хочу рассказать об интересном и замечательном учителе Марии Дмитриевне Арслановой. Об Учителе с большой буквы, каких не так уж... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки Гражданственности, Уроки Мира, Уроки Государственности и иные тематические занятия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для выполнения учебного плана в течение 8 недель после окончания учебных занятий проводятся занятия в нетрадиционной форме (экскурсии,... | Уроки и переменки Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки безопасности: уроки дорожной безопасности, уроки криминогенной безопасности, безопасности в чс природного, техногенного и социального... | ||
Биологическая эффективность инсектицидов в борьбе с грушевой медяницей в условиях Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства имени И. В. Мичурина | Почвенные данные для оценки садопригодности земель северного кавказа савин И. Ю Северо-Кавказский зональный нии садоводства и виноградарства Россельхозакадемии, г. Краснодар | ||
Пути снижения деградации почв виноградников ... | Растительно-микробные ассоциации виноградных растений Гну северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства Россельхозакадемии ( г. Краснодар)... | ||
Изучение загрязнения виноградников остатками триазолов Государственное научное учреждение Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства Россельхозакадемии... | Ленинградская обл. Всеволожский p-он Пос. Белоостров снт«Сестроречье» Сообщаем, что на 08 февраля 2010г., долг садоводства за потребленную электроэнергию составляет 688681 руб | ||
Эффективность биоудобрений в биологизированных прецизионных технологиях... Государственное научное учреждение Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства Россельхозакадеми... | Эффективные способы ведения кустов винограда в современных системах земледелия Государственное научное учреждение Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства |