Скачать 333.39 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩИХСЯ» УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета ГБОУДОД «Эколого-биологического центра» от «__» _______________________ 20____ г. Директор ГБОУДОД «Эколого-биологического центра» _______________________ И.А. Патричная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Персональная экологическая культура» для учащихся 16-17 лет срок реализации-1 год Автор: педагог дополнительного образования Птушкина Л.Е Калуга, 2013 Пояснительная записка Состояние и актуальность проблемы. Движение к устойчивому будущему предполагает не только экологизацию экономики, создание деятельностного законодательства в области природопользования, но и участие населения в процессе выработки и принятия решения, преодоление пассивности с одной стороны, и декларативности в оценке экологических проблем с другой. В решении экологических проблем учёными выделены две ведущие стратегии. Первая – технологическая – предусматривает разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий во всех отраслях хозяйства, связанных с использованием природных ресурсов. Вторая стратегия – гуманитарная. Её цель – содействовать «преобразованию» самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни, становление нового типа культуры – культуры экологической. Системе образования в этом процессе принадлежит главная роль. Последние 20 лет в отечественном образовании идёт поиск психолого-педагогических подходов к экологическому образованию. В 80-х годах минувшего столетия российскими идеологами (И. Зверевым, А. Захаровым, И. Суравегиной) были разработаны концептуальные основы и модели экологического образования. На протяжении ряда лет велась работа в экспериментальных школах регионов, апробировалась экологизация учебных дисциплин, разнообразные аспекты внеклассной работы по экологии и природосбережению. Закон «Об охране окружающей среды» (1991) провозгласил систему непрерывного экологического образования и воспитания, создал предпосылки для активизации экологического образования. Сегодня учёные и методисты выделяют несколько приоритетов экологического образования учащихся в России. Анализ, проведённый Д.С. Ермаковым, позволяет показать основные тенденции экологического образования в современном учебно-воспитательном процессе:
Несмотря на разнообразие содержания и форм деятельности, эффективность современного экологического образования оценивается экспертами как недостаточная. Знания научных основ экологии, осведомлённость учащихся об экологических проблемах не отражается существенным образом на мотивации, практических результатах поведения и деятельности молодёжи в аспектах природосбережения и рационального природопользования в быту. Нужен спектр программ, создающих возможности формирования у детей опыта экологически сообразного поведения и здорового образа жизни. Разработанная программа «Персональная экологическая культура – ступени освоения» - из их числа. Она призвана фокусировать разрозненные экологические знания на жизненных проблемах, соотносить с индивидуальным опытом детей и их семей. Мотивировать решение экологических проблем повседневной жизни на основе полученных знаний, анализировать результаты – значит, содействовать формированию персональной экологической культуры личности. Кроме того, опыт решения экологических проблем поможет молодёжи приобрести уверенность в том, что позитивные результаты в определенной степени зависят от их знаний, убеждений, и, что особенно важно, усилий. Концептуальные основы программы Ключевые понятия Понятие «культура» (в переводе с латыни – возделывание, воспитание, образование, развитие) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельность, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Приведённое определение культуры даёт нам энциклопедический словарь (1990). Необходимо подчеркнуть, что определений культуры встречается множество (не менее 500). Экологическая культура рассматривается многими учёными как составная часть общей культуры, при которой экоцентрическое сознание и экологически целесообразное поведение людей обеспечивают возможность коэволюции общества и природы. Наиболее распространённо следующее определение. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этнических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» («Московская международная декларация об экологической культуре», Москва, 1998 г.). Применительно к экологической культуре отдельной личности (назовём её персональной экологической культурой) нам представляется наиболее предпочтительным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умения в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не пользоваться ими. Экологическая культура включает их экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования. Следует согласиться с методологами экологического образования, в частности с В.В. Мосоловым, который ядро содержания процесса формирования экологической культуры личности рассматривал в единстве трёх компонентов: когнитивного, эмоционольно-ценностного и деятельностного. Под когнитивным компонентом содержания процесса формирования экологической культуры учащихся понимают психолого-педагогический процесс сознательного усвоения учащимися системы экологических знаний и развитие экологического мышления. По определению Г. Клауса, к когнитивным процессам относятся: восприятие, запоминание и воспроизведение, понятийная обработка, мышление и решение задач [Клаус Г. Введение в дифференцированную психологию учения. – М.: Педагогика, 1987]. Когнитивный компонент содержания экологического образования реализуется через введение в образовательный процесс курса «Экология», факультативных курсов экологической направленности, а также актуализацию экологического компонента в рамках отдельных предметов базового образования, программах дополнительного образования детей, разнообразную внеклассную деятельность. Ведущие элементы эмоционально-ценностного компонента формирования экологической культуры личности: потребности, мотивы, эмоции и отношение к природе. Деятельностный компонент является ключевым, системообразующим элементом формирования экологической культуры, он подразумевает готовность и умение проявлять активность в решении повседневных экологических проблем. Цели, задачи, дидактические принципы Цель программы: содействовать формированию личностной (персональной) экологической культуры детей и подростков на основе использования знаний и ценностных ориентаций в опыте решения конкретных экологических проблем повседневной жизни. Задачи:
Принципы формирования экологической культуры учащихся:
Содержание программы представлено пятью содержательными линиями – модулями:
Деятельность педагогов по программе может быть встроена в работу объединения (кружка), либо ей отводится отдельное место в учреждении дополнительного образования. В рамках общеобразовательной школы на каждый модуль программы выходит целая группа предметов (учителя могут актуализировать темы персональной экологической культуры через базовое образование, а также работу кружков). В тематическом плане обозначено количество часов для варианта, когда программа реализуется в учреждении дополнительного образования в качестве отдельной программы или обязательного регионального компонента в составе другой программы дополнительного образования. Сроки реализации программы – 1 год. Формы и режим занятий Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 1,5 часа x 2 раза в неделю). В программе предлагаются следующие формы работы:
Ожидаемые результаты Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в Калужской области и России в целом, любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Тематическое планирование
|
Государственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского... Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально... | Государственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского... Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (Хантымансийскгоскомэкологией) при участии... | ||
Отчет о проделанной работе за 2013 год отдела по охране окружающей... В 2013 году в отдел по охране окружающей среды поступило 45 обращений граждан. Основные вопросы, содержащиеся в обращениях | Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» Вредные воздействия на окружающую среду 22 Литература, контрольные вопросы, темы докладов и рефератов 26 | ||
О состоянии и об охране окружающей среды на территории соликамского... Ста 2012 распоряжением Администрации города Соликамска за №246-ра было создано новое структурное подразделение- отдел по экологии... | Государственный доклад об охране окружающей среды и экологической ситуации Амурской области, организаций разных форм собственности, деятельность которых связана с охраной окружающей среды, природопользованием... | ||
Выводы государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей... О государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2014 году» | Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» Орлов А. И. Проблемы управления экологической безопасностью. Итоги двадцати лет научных исследований и преподавания. – Saarbrücken:... | ||
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации... | Постановление от 06 апреля 2012 г. N 99-пр об утверждении государственной... В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды", в целях улучшения экологической ситуации... | ||
И охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации... | ||
Вариант №19 Книга – твой лучший друг Федеральными законами от 24. 04. 95 N 52-фз "О животном мире" и от 10. 01. 2002 n 7-фз "Об охране окружающей среды" и в целях сохранения... | Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром» Федеральными законами от 24. 04. 95 N 52-фз "О животном мире" и от 10. 01. 2002 n 7-фз "Об охране окружающей среды" и в целях сохранения... | ||
Положение № цко вок-01-12 Директор Подготовка специалистов, внутренних аудиторов и менеджеров по охране окружающей среды | Рефератов по дисциплине «Экономика природопользования» Сравнение «старого» и «нового» Законов по охране окружающей среды России (1991г и 2002г.) |