Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде





Скачать 270.29 Kb.
НазваниеВоспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде
страница1/2
Дата публикации29.09.2014
Размер270.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2
Основные формы и методы проведения внеклассного мероприятия
Воспитание не имеет каникул и выходных

дней. Оно осуществляется всегда и везде.
Общеизвестно, что школьные годы запоминаются не только контрольными и экзаменами. Учеба учебой, но в задачи школы входит еще и организация досуга детей.

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.

Наш ученик – это не только школьник, но, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Кто он будет, когда вырастит? Каким он будет?

Это на праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, - это долг каждого учителя-воспитателя.

Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

К внеклассной работе относятся организационные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время. Эти занятия составляют неотъемлемую часть общей системы воспитания. Они содействуют всестороннему развитию, разумной организации досуга.

В отличие от учебных занятий внеклассная работа организуется и проводится на добровольных началах. В этом заключается ее первая особенность. Учащиеся в зависимости от интересов и склонностей самостоятельно записываются в кружки, по своему желанию принимают участие в массовой и индивидуальной работе во внеурочное время.

Первая особенность организации внеклассной работы заключается в том, что она не связана рамками обязательных программ. Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий.

Вторая ее особенность – многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий.

Третья особенность внеклассной работы – ее массовость. Она охватывает не только отдельных любителей природы, техники, искусства, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями.

Обратимся к толковому словарю. Что же такое «метод»?

МЕТОД ( от греч.methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-то цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Что такое форма?

ФОРМА, философская категория; форма – способ существования и выражения содержания.

Основные требования к организации внеклассной работы.

(на доске листочек «Требования к внеклассному мероприятию». В форме мозгового штурма выписать требования : связь с жизнью, регулярность проведения, доступность и посильность ,разнообразие и новизна).

Воспитательная ценность внеклассных занятий, их эффективность во многом зависит от соблюдения ряда требований.

Одно из важнейших требований к внеклассной работе – это тесная связь ее с жизнью, мотивация детей к проведению мероприятий. Важно отбирать такой материал для внеклассных мероприятий, который содействовал бы расширению кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, развитию эстетического вкуса и физических сил.

Эффективность внеклассных мероприятий значительно повышается при условии, если они проводятся систематически и регулярно, а не от случая к случаю. Это достигается при условии четкого планирования и учета результатов.

Важное требование к организации внеклассных мероприятий – их доступность, посильность. Непосильные мероприятия не дают нужных результатов. Они не интересны для учащихся, не увлекают их. Соответствие содержания, форм и методов внеклассной работы уровню развития школьников – это одно из педагогических требований.

Наконец, одно из требований к организации внеклассных мероприятий – это их разнообразие и новизна. Известно, что учащиеся не терпят однообразия и скуки, они не проявляют интереса к однообразным занятиям, не посещают их, нарушают дисциплину во время их проведения. Чтобы школьники охотно шли на мероприятие, нужно, чтобы там было увлекательно, разнообразно, ново.

Чтобы внимание в классе в первые минуты общения не рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С.Станиславский):

  • Сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый круг внимания»)

  • Постепенно расширяйте до группы учащихся («средний круг»);

  • Теперь можно организовать «большой круг» внимания – видеть весь класс. Как только чувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от детей, а также узнайте, что они думают по данному поводу.

Что необходимо учесть при подготовке к делу?

Определите, кто участвует в это деле: только ваш класс или вы хотите провести его совместно с другими классами. Продумайте, кому целесообразнее в соответствии с этим быть в совете дела. Нужен обязательно «боевой штаб», в котором окажутся люди, которым интересна эта идея, которые смогут организовать всех участников. У совета много дел, поэтому его работу надо организовать четко, поддерживать инициативу, увлекать идеей предстоящего дела, хвалить пусть за самые маленькие удачи.

Алгоритм проведения КТД по методике И.П.Иванова.

Прежде чем собраться на первый общий сбор, следует психологически подготовить детей, чтобы эмоционально «раскачать» детей, породить мотив к деятельности.

Затем следует:

Первый этап: этап коллективного выдвижения идей. Происходит мозговой штурм, во время которого запрещается любая критика, фиксируются все предложения.

Второй этап: коллективное обсуждение, отбор приемлемых идей в соответствии с условиями и возможностями членов коллектива.

Третий этап: коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.

Четвертый этап: выборы совета дела, распределение поручений среди членов актива.

Пятый этап: подготовка дела, определение сроков и степеней ответственности.

Шестой этап: проведение дела.

Седьмой этап: коллективный анализ и оценка дела, выявление достоинств и недостатков, положительного и неудачного.

Организуя коллективную деятельность детей, педагог все время должен видеть в ней особенности самопроявления, состояние каждого отдельного воспитанника, его сильные стороны, уверенность в себе, напористость, способность убедить в своей правоте, повести за собой или, напротив, комплексы и «защиты»: обидчивость, вспыльчивость, ненаходчивость, неспособность доказать даже конструктивно идею. Безусловно, вторых нужно взять под свою защиту и оказать в нужный момент поддержку: «Действуй, а я тебе помогу»

Формы проведения внеклассных мероприятий.

(На доске листочек «Формы проведения внеклассных мероприятий». На листочках со скотчем записываются формы внеклассных мероприятий и приклеиваются к листку: вечера, праздники, поэтические чтения, устные журналы и т. д.)

Эта работа имеет разнообразные формы: вечера, праздники, поэтические чтения, устные журналы, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, защита школьных предметов, различные хобби, посиделки, разговоры по душам, театр одного актера, конкурсы, часы пик, сценические картинки и т.д.

№ 1 ПРОЦЕНТНОЕ УСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ФОРМ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

  • лекция - 5 процентов

  • самостоятельное чтение - 10 процентов

  • дидактические и видеоматериалы - 25 процентов

  • дискуссии и “мозговой штурм” - 50 процентов

  • ролевая игра - 70 процентов

  • обучение других - 90 процентов

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечение в этот процесс слушателей, чем больше каналов восприятия задействованы в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знаний, приобретение навыков, овладение умениями, формирование отношений, установок, мотивов к деятельности.
№2 ЛЕКЦИЯ

Это структурно организованный способ передачи информации по конкретной теме. Информация может передаваться одновременно большому количеству слушателей и не требует значительных временных затрат. Во время чтения лекции трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации. Участники - пассивные слушатели. Развить какой-либо новый навык, умение невозможно.
№3 ДИСКУССИЯ

Эта форма рассчитана на работу с малыми группами. Она представляет собой обмен мнениями, суждениями, впечатлениями и ощущениями участников в рамках определенной темы.

Преимущества дискуссий.

Дискуссия представляет каждому участнику возможность:

реализовать свое право голоса;

  • приобрести навык выражения мыслей и чувств;

  • научиться допускать нужные мнения и чувства;

  • натренировать навык аргументирования своего мнения;

  • осознать личную ответственность в групповом процессе;

  • приобрести навык убеждения через критическое осмысление;

  • более глубоко усвоить новую информацию.

Правила проведения дискуссии.

  • правило активности;

  • правило очередности;

  • правило внимательности;

  • правило открытости, правило проблемы, правило уважения друг к другу;

  • правило времени.

Это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Может проводиться и в малых и в больших группах. Мозговой штурм отвечает на вопросы: что именно делать? как? когда? кто?

Цель мозгового штурма - выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.

Преимущества мозгового штурма заключаются в том, что он дает каждому участнику возможность:

  • реализовать свое право голоса;

  • осознать личную ответственность в групповом процессе;

  • всесторонне рассмотреть проблему и пути ее решения;

  • разработать проект и подготовить его к реализации за ограниченное время;

  • получить навыки решения споров;

  • получить навыки планирования деятельности, приобрести опыт групповой работы и сотрудничества: единомышленники становятся соратниками;

  • получить навыки принятия, разделения и делегирование ответственности;

  • повысит заинтересованность, активность всех участников работы: люди поддерживают те проекты и решения, в которые вложили собственные идеи, творчество и воодушевление.

Мы не можем представить себе гармонически развитую личность без умения воспринимать прекрасное. Это прекрасное всюду: в природе, искусстве, чувствах, побуждениях, поступках человека.

Хочется, чтобы первые шаги наших детей за пределами уроков были бы шагами в мир прекрасного: надо как можно раньше воспитывать в них черты борца, черты внутренне красивого и мужественного человека.

Интересы, как и вкус, воспитываются. Поэтому уже на первых порах в школе намечается тематика внеклассных мероприятий. Практика их организации и проведения подсказывает, что их надо интересно назвать, не загромождать ненужностями, продумывать формы общения.

Как готовить такие мероприятия? Опыт показывает, что несомненного успеха можно добиться только тогда, когда подготовкой мероприятия занято как можно больше детей. Оформление не должно быть громоздким. Над доской – плакат с названием мероприятия, два-три высказывания по тематике, расстановка мебели (т.е. школьных столов, стульев). Главное в другом – разбудить в каждом ученике художника. Этому помогают творческие задания для учащихся.

Поговорим о формах проведения внеклассных мероприятий. Классные руководители просят подсказать им новые формы работы. Что им посоветовать?

По словам Д.С.Лихачева: «Новое не бывает неожиданным».

Постоянно изобретать новые формы работы кажется совершенно немыслимым. Но ведь хороший кулинар из одних и тех же ингредиентов может приготовить столько разных блюд, а модельер из старого платья сооружает новомодные вещи. Вот и организатору необходимо научиться конструировать новые формы работы.

Алгоритм прост:

  • Определите возрастные особенности участников (дети одного возраста или представители разных);

  • Каким должно быть дело в зависимости от воспитательных задач (познавательное, творческое, прикладное, подвижное …);

  • Пересмотрите всякие вам известные формы, добавляя к ним необходимое содержание;

  • Остановитесь на приглянувшемся сочетании и посмотрите, что диктует форма (определенные детали, роли, атрибуты), насколько это соответствует желаемому содержанию и привлекательно для детей.

Если все пришло в соответствие, пора приниматься за сочинение сценария. Предлагаем для конструирования пользоваться своеобразными карточками-подсказками. Их можно составить самим по какому-либо принципу. Эти объединяют известные различные формы. Проще всего начать с того, что детям хорошо известно благодаря телевидению и бывает очень привлекательно для них.


TV игры
Что? Где? Когда?

«Брейн-ринг»

«Поле чудес»

«Звездный час»


Игру «Что? Где? Когда?» можно проводить в классе или в параллели. В классе может быть создан клуб знатоков. При подготовке каждый будет занят своим: одни – тренировками и формированием команд, другие – отбором вопросов, соответствующим оформлением зала, подготовкой «музыкальных пауз».

Содержание, предположим, «Звездного часа» может быть посвящено литературе, музыке, спорту и т.д. выбирать такую игру, которая всего популярна среди ребят, а содержание педагог определит сообразно воспитательным задачам.

TV передачи

«Время», «Тема»,

«Аншлаг», «Клуб путешественников»

Также легко работать с телевизионными передачами. Например, «Аншлаг» может стать формой общеклассного мероприятия, где участие будут принимать и родители. Тогда ученики и родители будут выступать в роли юмористов, острословов. Значит, на празднике зазвучат забавные случаи из жизни родителей, учеников, шуточные песни, розыгрыши.

Игры

Футбол

Хоккей

Лото

Домино

«Крестики-нолики»

«Морской бой»

Нетрудно представить эти игры: две команды, в которых есть определенные роли – тренер, капитан, вратарь, защитники, нападающие. В правилах надо оговорить, какие вопросы готовятся на тренировках игроки. «Голом», видимо, можно будет считать неправильный ответ или его отсутствие. Зато, проводя аналогию с хоккеем, можно интересно организовать игру: задавать вопросы противнику могут только «нападающие», отвечают сначала «защитники», если они не справились, ответ может дать, не совещаясь с ними, «вратарь». Тренер может использовать «запасных игроков» для замены. «Арбитр»- удалять с поля за нарушение правил. Организаторам необходимо не забыть все мелочи, характерные для настоящего хоккея, придумать расстановку в зале.

Печатные издания

Газета

Журнал

Книга

Альманах

Словарь


Все эти формы вовсе не означают обязательного оформления на бумаге. Здесь важнее действие, коллективная подготовительная работа, а финал – общий праздник. Так, создавая «Книгу рекордов Гиннеса», совет дела объявляет в классе о том, что в течение недели (или двух) принимаются заявки о состоявшихся рекордах. Можно выявить «самых-самых» математиков, поэтов, спортсменов. Рекорды могут быть и шутливыми: самая длинная коса, кто чаще всех опаздывает на уроки. Общеклассный День рекордов должен вылиться в награждение рекордсменов и демонстрацию их талантов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconУтверждено Директор Средней школы №9
Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней в течение 2012/2013 учебного года
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconКонспект урока литературы в 8 классе. Тема: Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»
Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconКонспект урока по теме «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н....
Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconПриказ №465 «О режиме работы и мерах по обеспечению безопасности,...
Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconУрок Стр. 84: письменно перевести 6 предложений перед упр. 1 (на...
Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconАнализ работы этнографическо-краеведческого музея мбоу сош №13 за 2012-2013 учебный год
Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconГорному Крыму" имеет продолжительность 20 дней: г Бахчисарай, т/б "
Крыму" имеет продолжительность 20 дней: г Бахчисарай, т/б "Привал" поход 4 дня, с. Соколиное, т/б "Орлиный залет" 2 дня, поход 3...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику ( график сменности)
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconДоклад директора моу оош с. Дуплятка. Педагогический анализ итогов 2013-2014 учебного года
После 3 урока организован обед. Подвижная перемена– после 4 урока. С 15. 00 часов начинали работу кружки. В период летних каникул...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconС древних времен нет проблемы, более обсуждаемой, нежели воспитание...
И тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А так как по своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, социально-значимые...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconMan Неопределенное местоимение man не имеет соответствующего местоимения...
Сложные существительные образуются путем словосложения двух или нескольких слов, соединяемых друг с другом либо непосредственно,...
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Азбука ориентирования, а также умение действовать везде, всегда и в любых ситуациях». Вып. Части 1,2
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconСтихи
Эта профессия вечная. Как бы ни менялось общество, как бы далеко ни уходило оно в своем развитии, без учителя оно никогда не обойдется....
Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде iconСодержание введение 3
Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск