Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех»





Скачать 109.68 Kb.
НазваниеРоои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех»
Дата публикации03.10.2014
Размер109.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Дайджест по инклюзивному образованию - июнь 2010

 

Уважаемые педагоги! Работники дошкольных учреждений и школ!

Мы очень рады, что вы читаете эти несколько страниц, которые мы сделали специально для ВАС! Цель нашего небольшого дайджеста – рассказать о совместном обучении в одном классе или группе обычных детей и детей с особенностями развития. Этот процесс в России называется часто разными словами – интеграция, инклюзия, включение. Этот процесс непростой. С одной стороны, чтобы заниматься поддержкой инклюзивного образования нужно желание, опыт, специальные навыки и дополнительное финансирование. С другой стороны – права на равные возможности и образование в общеобразовательных школах отстаивают родители многих детей с особенностями развития, и независимо от того, готова ли школа или детский сад к этому процессу, они сталкиваются с реальностью и необходимостью учить детей совместно. С третьей стороны, российское законодательство в области инклюзивного образования находится в процессе становления, пересматриваются существующие положения и стандарты для того, чтобы соответствовать ратифицированным международным документам в области прав детей с инвалидностью и нарушениями развития.

Вы - те, кто сейчас практикует инклюзивное образование, пробует, учится на ошибках, пытается аккумулировать западный опыт и сохранить все то замечательное, что есть в российской специальной коррекционной педагогике. Именно вы – те кто имеет этот опыт, сталкиваясь с трудностями не отчаиваетесь, не опускаете руки, а пробуете, пробуете, пробуете… Для вас мы подготовили материалы, которые могут оказаться полезными. Мы старались сделать их ясными и краткими. Мы будем очень рады, если вы пришлете нам отклик, опишите свой опыт для передачи другим, а также перешлете их тем, кому это может быть интересно.

Успехов вам!

РООИ «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех».

 

Что такое инклюзивное образование. Определение понятия.

Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образованияположена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

ПРИНЦИПЫ инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Целью изменений является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с особенностями развития.

По материалам http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/

 

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена. Подробнее размышления об отличии этих процессов можно прочитать на сайте http://www.dislife.ru/flow/theme/5383/ и http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?612

 

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование

Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества. На сайте http://www.learningdisability.co.uk/1115.html (на английском языке) вы можете подробнее познакомиться с этим понятием.

 

Как "изменять" и "готовить" общество к процессу интеграции

Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к процессу интеграции всегда остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует – понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем. Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники, ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и навредят всем детям. Приводим некоторые из таких размышлений http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/integraciya-inklyuziya-plyusy-i-minusy/ (Комлева Г.М (на примере детей с нарушениями слуха). Для того, чтобы обсудить это тему с коллегами-педагогами предлагаем использовать специально для этого подготовленную петербургскими специалистами анкету «Отношение к интеграции». http://eii.ru/old/oprosy.htm

В рамках работы с детским и педагогическим сообществом в Петербурге юными журналистами из пресс-центра «ПОКОЛЕНИЕ» в рамках проекта СПБ Коалиции "Образование для всех» в сотрудничестве с РООИ "ПЕРСПЕКТИВА" при финансовой поддержке Агентства Международного Развития (США) по продвижению и развитию инклюзивного образования был выпущен номер газеты «ИНКЛЮЗИЯ» - газета для подростков, созданная подростками. 1000 экземляров будет распространено самими ребятами по всем школам города. Скачать номер можно на сайте

СПБ Коалиции «Образование для всех» http://www.efaspb.narod.ru/no124.pdf

 

Новое в законодательстве - как устранять барьеры в процессе осуществления инклюзии

Безусловно, отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка мешают учителям взять на себя ответственность за образование ребенка. Можно сослаться и на недостаточное материально-техническое обеспечение, и на недостаточную квалификацию педагогов. Изменения в законодательстве позволяют школам брать детей с особыми потребностями в общие школы не только на основании общих законов, но и специальных законов.

В Москве 28 апреля 2010 был принят Законопроект, согласно которому дети с ограниченными возможностями смогут обучаться не только в специализированных учреждениях или на дому, но и в любой школе Москвы (N 16 " Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве)", читать закон можно здесь http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/documents/attachment/zakon-ob-obrazovanii-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-g-moskve-2/

По словам Уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения БУНИМОВИЧА, столица уже прошла ряд этапов. МГППУ разработал методические материалы, проводит подготовку кадрового состава. Московские власти ведут работу по созданию в мегаполисе безбарьерной среды, принят закон об инклюзивном образовании. "Не могу сказать, что мне все нравится в этом документе, – отметил Е. Бунимович. –Но теперь гораздо легче говорить с чиновниками". Омбудсмен также подчеркнул необходимость скорейшего принятия подобного закона на федеральном уровне, поскольку ряд вопросов региональные власти не могут решить самостоятельно. В частности, это вопросы образовательного стандарта, штатного расписания (для обучения детей-инвалидов требуются не только педагоги, но и наставники (тьюторы), и социальные работники, и психологи). Ссылаясь на данные социологических исследований, омбудсмен заявил, что дети не делают различий между здоровыми одноклассниками и имеющими нарушения здоровья, между русскими и детьми других национальностей. "Враждебность и дискриминация проникают из взрослой среды", – заявил он.

http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/C5FAD713C95D1CDDC325773B0041BFF0Rus

В Петербурге 21 апреля 2010 года принято постановление о Законе Санкт-Петербурга "О внесении изменений вЗакон Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" (N 224) в соответствии с которым «В образовательных учреждениях СПб не являющихся специальными (коррекционными) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-инвалидов создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также обеспечивается их воспитание и обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации». http://www.gov.spb.ru:3000/noframe/law?d&nd=891831160&prevDoc=8453572

23 июня 2010 года по инициативе ЮНИСЕФ был организован и проведён круглый стол «Нормативно-правовое и законодательное обеспечение реализации инклюзивного подхода в образовании». Основной целью круглого стола обсуждение содержательного наполнения комплекта информационных, нормативно-правовых, организационных и методических материалов в области реализации инклюзивного подхода в сфере образования. В работе круглого стола приняли участие сотрудники Института проблем интегрированногоинклюзивного образования МГППУ, РООИ «Перспектива», Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Тверской» ЦОУО Москвы, представители региональных министерств и учреждений, эксперты (Исаков А.Ю.(Министерство образования и науки), Балакирев В.П. (Компания «Процесс Консалтинг»), Зинченко И.М. (Благотворительная компания «Эвричайлд» в РФ).

В пакете материалов будет так же отражен успешный региональный опыт по развитию инклюзивного образования: -Опыт работы подготовительных классов в общеобразовательной школе (Томск)

§ - Опыт нормативного финансирования инклюзивных процессов в общеобразовательной школе (Самара)

§ - Нормативное закрепление СКОУ как ресурсных центров развития инклюзивного образования ( Самара)

§ Опыт межведомственного сотрудничества и взаимодействия в общественными организациями (Ухта)

§ Роль уполномоченного по правам ребёнка в регионе в процессе развития инклюзивного подхода в образовании (Пермь)

§ Методика расчёта субвенций на ребёнка с ОВЗ, с комментариями (Архангельск)

§ Регламент по обеспечению подвоза к образовательному учреждению и всеми необходимыми ребёнка с ОВЗ (Карелия)

§ Количественные индикаторы инклюзии в образовании (Карелия)

§ Опыт общественной экспертизы – воспитательный аудит (Карелия)

§ Опыт участия Центров помощи семье и детям в сопровождении детей с ОВЗ , использование пакета рациональных услуг в регионе ( Санкт-Петербург)

§ Оценка качества жизни ребёнка как показатель эффективности инклюзивного образования (Санкт-Петербург)

* По материалам руководителя рабочей группы по подготовке круглого стола С.В.Алёхиной, директора Института проблем инклюзивного образования. Подробнее об институте читайте http://www.mgppu.ru/IPIIO/

23 июня 2010г. Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области, депутат города Владимира Любовь Кац вручала аттестаты о среднем образовании молодым людям с задержкой развития которые закончили общеобразовательную школу, где, как подтверждает Уполномоченный по правам ребенка Владимирской области, были созданы условия для их полноценного образования.

 

Видеорепортажи об инклюзивном образовании

28 мая в Москве прошла акция «Дети должны учиться вместе», организованная РООИ «Перспектива», видеорепортаж о которой вы можете посмотреть здесь http://www.youtube.com/watch?v=r7ecrdBSNug

Пресс-конференция на тему: "Инклюзивное образование в Москве. Итоги 2009-2010 г." при поддержке региональной общественной организации инвалидов "Перспектива". В ходе пресс-конференции участники рассказали о том, как развивается инклюзивное образование на текущий момент, с какими сложностями приходится сталкиваться. Прошла презентация фильма "Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования" и книги "Инклюзивное образование: учиться Вместе - реально!". Видеорепортаж http://rian.ru/press_video/20100607/243573401.html

 

В методическую копилку: инклюзивное образование - путь к индивидуализации образования

Самое главное для учителя – найти возможность коррекции учебного плана и сочетание различных возможностей на уроке, чтобы учить одновременно детей разного уровня. Это трудно, но не невозможно. Многие справедливо полагают, инклюзия это наилучший путь индивидуализации в образовании, так как каждый ребенок – индивидуален и требует действительно особого подхода. В истории общей педагогики есть примеры замечательных методов, знакомство с которыми чрезвычайно полезно для тех, кто практикует обучение детей разного уровня в одном классе. Один из таких методов – метод работы в сменных парах А.Г. Ривина, который обучал вместе детей разного возраста и разного уровня развития.

Подробнее http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/8

Эксперт из КанадыГэри Банч (Gary Bunch) работает в образовании 50 лет, является профессором Йорского университета г. Торонто (Канада), Гэри — глава Программы по разработке курса по подготовке учителей для работы с глухими детьми в общеобразовательной школе. Его книга "Включающее образование" Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе» была опубликована при участии РООИ «Перспектива» в 2009, познакомиться с ней можно на сайте http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teachers_p_i_r

Здесь вы можете найти другие методические материалы по инклюзивному образованию http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315

 

Полезные исследования

В этом разделе мы будем давать ссылки на исследования, которые проводятся в области инклюзивного образования.

А.Ю.Пасторова и В.Ю. Иванова в своей статье «Дети с обычным развитием в группах интеграции» рассматривают вопрос о влиянии совместного пребывания детей в группе и исследуют влияние посещения интегративных групп на развитие обычных детей. Этот вопрос часто беспокоит учителей и родителей обычно развивающихся детей http://www.efaspb.narod.ru/matelials.htm

Известный шведский исследователь, занимающийся процессами инклюзии Ульф Янсон, Профессор Департамента образования Stockholm University, Sweden при поддержке и по заказу ЮНИСЕФ опубликовал отчет о ситуации с инклюзивным образованием в республике Беларусь в 2009 году.

http://www.unicef.org/ceecis/Belarus_Russian.pdf

Электронный дайджест будет выходить ежемесячно.

Свои вопросы, предложения, сомнения вы можете присылать на адрес составителя дайджеста Виктории Рыскиной vryskina1@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconПлан введение 3 Глава Национальная характеристика народов, проживающих на территории России 5
Роль национального фактора в обществе и государстве. Перспектива формирования России как нации-государства
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconУрок: Математика Общеобразовательная система «Перспектива»
Л: самостоятельное определение и высказывание общих для всех людей правил поведения
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconМоу сош №3 имени Героя России Сергея Ромашина
«Национальная образовательная инициатива «наша новая школа», программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconРабочая программа дисциплины Специальность 080103 «Национальная экономика»
Программа дисциплины предназначена для студентов очной и заочной формы обучения специальности 080103 «Национальная экономика»
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconНовосибирский государственный университет юридический факультет Проблема перспективы
План, программа действий. В строительном словаре перспектива – это система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconДистанционный элективный курс
Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconРабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального...
«Окружающий мир» для 1-4 классов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива»...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconПоложение о проведении муниципального этапа XI всероссийской акции
«Перспектива» Липецкого муниципального района Липецкой области (далее мбоу дод цдод «Перспектива») среди образовательных организаций...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная...
Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconДоклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное...
Основных свобод». В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconНациональная библиотека Удмуртской Республики
Энергосбережение: техника и технологии : каталог выставки (2005–2010 годы) / Национальная библиотека Удмуртской Республики; составители...
Роои «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех» iconУчебная литература для всех уровней образования
Издательство «Дрофа» / Дрофа / Каталог / учебная литература для всех уровней образования / Начальное общее образование / Обучающая,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск