Скачать 109.68 Kb.
|
Дайджест по инклюзивному образованию - июнь 2010 Уважаемые педагоги! Работники дошкольных учреждений и школ! Мы очень рады, что вы читаете эти несколько страниц, которые мы сделали специально для ВАС! Цель нашего небольшого дайджеста – рассказать о совместном обучении в одном классе или группе обычных детей и детей с особенностями развития. Этот процесс в России называется часто разными словами – интеграция, инклюзия, включение. Этот процесс непростой. С одной стороны, чтобы заниматься поддержкой инклюзивного образования нужно желание, опыт, специальные навыки и дополнительное финансирование. С другой стороны – права на равные возможности и образование в общеобразовательных школах отстаивают родители многих детей с особенностями развития, и независимо от того, готова ли школа или детский сад к этому процессу, они сталкиваются с реальностью и необходимостью учить детей совместно. С третьей стороны, российское законодательство в области инклюзивного образования находится в процессе становления, пересматриваются существующие положения и стандарты для того, чтобы соответствовать ратифицированным международным документам в области прав детей с инвалидностью и нарушениями развития. Вы - те, кто сейчас практикует инклюзивное образование, пробует, учится на ошибках, пытается аккумулировать западный опыт и сохранить все то замечательное, что есть в российской специальной коррекционной педагогике. Именно вы – те кто имеет этот опыт, сталкиваясь с трудностями не отчаиваетесь, не опускаете руки, а пробуете, пробуете, пробуете… Для вас мы подготовили материалы, которые могут оказаться полезными. Мы старались сделать их ясными и краткими. Мы будем очень рады, если вы пришлете нам отклик, опишите свой опыт для передачи другим, а также перешлете их тем, кому это может быть интересно. Успехов вам! РООИ «Перспектива», Национальная Коалиция «За Образование для всех». Что такое инклюзивное образование. Определение понятия. Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образованияположена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. ПРИНЦИПЫ инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Целью изменений является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с особенностями развития. По материалам http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/ Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)? Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена. Подробнее размышления об отличии этих процессов можно прочитать на сайте http://www.dislife.ru/flow/theme/5383/ и http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?612 Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества. На сайте http://www.learningdisability.co.uk/1115.html (на английском языке) вы можете подробнее познакомиться с этим понятием. Как "изменять" и "готовить" общество к процессу интеграции Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к процессу интеграции всегда остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует – понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем. Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники, ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и навредят всем детям. Приводим некоторые из таких размышлений http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/integraciya-inklyuziya-plyusy-i-minusy/ (Комлева Г.М (на примере детей с нарушениями слуха). Для того, чтобы обсудить это тему с коллегами-педагогами предлагаем использовать специально для этого подготовленную петербургскими специалистами анкету «Отношение к интеграции». http://eii.ru/old/oprosy.htm В рамках работы с детским и педагогическим сообществом в Петербурге юными журналистами из пресс-центра «ПОКОЛЕНИЕ» в рамках проекта СПБ Коалиции "Образование для всех» в сотрудничестве с РООИ "ПЕРСПЕКТИВА" при финансовой поддержке Агентства Международного Развития (США) по продвижению и развитию инклюзивного образования был выпущен номер газеты «ИНКЛЮЗИЯ» - газета для подростков, созданная подростками. 1000 экземляров будет распространено самими ребятами по всем школам города. Скачать номер можно на сайте СПБ Коалиции «Образование для всех» http://www.efaspb.narod.ru/no124.pdf Новое в законодательстве - как устранять барьеры в процессе осуществления инклюзии Безусловно, отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка мешают учителям взять на себя ответственность за образование ребенка. Можно сослаться и на недостаточное материально-техническое обеспечение, и на недостаточную квалификацию педагогов. Изменения в законодательстве позволяют школам брать детей с особыми потребностями в общие школы не только на основании общих законов, но и специальных законов. В Москве 28 апреля 2010 был принят Законопроект, согласно которому дети с ограниченными возможностями смогут обучаться не только в специализированных учреждениях или на дому, но и в любой школе Москвы (N 16 " Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве)", читать закон можно здесь http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/documents/attachment/zakon-ob-obrazovanii-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-g-moskve-2/ По словам Уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения БУНИМОВИЧА, столица уже прошла ряд этапов. МГППУ разработал методические материалы, проводит подготовку кадрового состава. Московские власти ведут работу по созданию в мегаполисе безбарьерной среды, принят закон об инклюзивном образовании. "Не могу сказать, что мне все нравится в этом документе, – отметил Е. Бунимович. –Но теперь гораздо легче говорить с чиновниками". Омбудсмен также подчеркнул необходимость скорейшего принятия подобного закона на федеральном уровне, поскольку ряд вопросов региональные власти не могут решить самостоятельно. В частности, это вопросы образовательного стандарта, штатного расписания (для обучения детей-инвалидов требуются не только педагоги, но и наставники (тьюторы), и социальные работники, и психологи). Ссылаясь на данные социологических исследований, омбудсмен заявил, что дети не делают различий между здоровыми одноклассниками и имеющими нарушения здоровья, между русскими и детьми других национальностей. "Враждебность и дискриминация проникают из взрослой среды", – заявил он. http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/C5FAD713C95D1CDDC325773B0041BFF0Rus В Петербурге 21 апреля 2010 года принято постановление о Законе Санкт-Петербурга "О внесении изменений вЗакон Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" (N 224) в соответствии с которым «В образовательных учреждениях СПб не являющихся специальными (коррекционными) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-инвалидов создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также обеспечивается их воспитание и обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации». http://www.gov.spb.ru:3000/noframe/law?d&nd=891831160&prevDoc=8453572 23 июня 2010 года по инициативе ЮНИСЕФ был организован и проведён круглый стол «Нормативно-правовое и законодательное обеспечение реализации инклюзивного подхода в образовании». Основной целью круглого стола обсуждение содержательного наполнения комплекта информационных, нормативно-правовых, организационных и методических материалов в области реализации инклюзивного подхода в сфере образования. В работе круглого стола приняли участие сотрудники Института проблем интегрированногоинклюзивного образования МГППУ, РООИ «Перспектива», Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Тверской» ЦОУО Москвы, представители региональных министерств и учреждений, эксперты (Исаков А.Ю.(Министерство образования и науки), Балакирев В.П. (Компания «Процесс Консалтинг»), Зинченко И.М. (Благотворительная компания «Эвричайлд» в РФ). В пакете материалов будет так же отражен успешный региональный опыт по развитию инклюзивного образования: -Опыт работы подготовительных классов в общеобразовательной школе (Томск) § - Опыт нормативного финансирования инклюзивных процессов в общеобразовательной школе (Самара) § - Нормативное закрепление СКОУ как ресурсных центров развития инклюзивного образования ( Самара) § Опыт межведомственного сотрудничества и взаимодействия в общественными организациями (Ухта) § Роль уполномоченного по правам ребёнка в регионе в процессе развития инклюзивного подхода в образовании (Пермь) § Методика расчёта субвенций на ребёнка с ОВЗ, с комментариями (Архангельск) § Регламент по обеспечению подвоза к образовательному учреждению и всеми необходимыми ребёнка с ОВЗ (Карелия) § Количественные индикаторы инклюзии в образовании (Карелия) § Опыт общественной экспертизы – воспитательный аудит (Карелия) § Опыт участия Центров помощи семье и детям в сопровождении детей с ОВЗ , использование пакета рациональных услуг в регионе ( Санкт-Петербург) § Оценка качества жизни ребёнка как показатель эффективности инклюзивного образования (Санкт-Петербург) * По материалам руководителя рабочей группы по подготовке круглого стола С.В.Алёхиной, директора Института проблем инклюзивного образования. Подробнее об институте читайте http://www.mgppu.ru/IPIIO/ 23 июня 2010г. Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области, депутат города Владимира Любовь Кац вручала аттестаты о среднем образовании молодым людям с задержкой развития которые закончили общеобразовательную школу, где, как подтверждает Уполномоченный по правам ребенка Владимирской области, были созданы условия для их полноценного образования. Видеорепортажи об инклюзивном образовании 28 мая в Москве прошла акция «Дети должны учиться вместе», организованная РООИ «Перспектива», видеорепортаж о которой вы можете посмотреть здесь http://www.youtube.com/watch?v=r7ecrdBSNug Пресс-конференция на тему: "Инклюзивное образование в Москве. Итоги 2009-2010 г." при поддержке региональной общественной организации инвалидов "Перспектива". В ходе пресс-конференции участники рассказали о том, как развивается инклюзивное образование на текущий момент, с какими сложностями приходится сталкиваться. Прошла презентация фильма "Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования" и книги "Инклюзивное образование: учиться Вместе - реально!". Видеорепортаж http://rian.ru/press_video/20100607/243573401.html В методическую копилку: инклюзивное образование - путь к индивидуализации образования Самое главное для учителя – найти возможность коррекции учебного плана и сочетание различных возможностей на уроке, чтобы учить одновременно детей разного уровня. Это трудно, но не невозможно. Многие справедливо полагают, инклюзия это наилучший путь индивидуализации в образовании, так как каждый ребенок – индивидуален и требует действительно особого подхода. В истории общей педагогики есть примеры замечательных методов, знакомство с которыми чрезвычайно полезно для тех, кто практикует обучение детей разного уровня в одном классе. Один из таких методов – метод работы в сменных парах А.Г. Ривина, который обучал вместе детей разного возраста и разного уровня развития. Подробнее http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/8 Эксперт из КанадыГэри Банч (Gary Bunch) работает в образовании 50 лет, является профессором Йорского университета г. Торонто (Канада), Гэри — глава Программы по разработке курса по подготовке учителей для работы с глухими детьми в общеобразовательной школе. Его книга "Включающее образование" Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе» была опубликована при участии РООИ «Перспектива» в 2009, познакомиться с ней можно на сайте http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teachers_p_i_r Здесь вы можете найти другие методические материалы по инклюзивному образованию http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315 Полезные исследования В этом разделе мы будем давать ссылки на исследования, которые проводятся в области инклюзивного образования. А.Ю.Пасторова и В.Ю. Иванова в своей статье «Дети с обычным развитием в группах интеграции» рассматривают вопрос о влиянии совместного пребывания детей в группе и исследуют влияние посещения интегративных групп на развитие обычных детей. Этот вопрос часто беспокоит учителей и родителей обычно развивающихся детей http://www.efaspb.narod.ru/matelials.htm Известный шведский исследователь, занимающийся процессами инклюзии Ульф Янсон, Профессор Департамента образования Stockholm University, Sweden при поддержке и по заказу ЮНИСЕФ опубликовал отчет о ситуации с инклюзивным образованием в республике Беларусь в 2009 году. http://www.unicef.org/ceecis/Belarus_Russian.pdf Электронный дайджест будет выходить ежемесячно. Свои вопросы, предложения, сомнения вы можете присылать на адрес составителя дайджеста Виктории Рыскиной vryskina1@mail.ru |
План введение 3 Глава Национальная характеристика народов, проживающих на территории России 5 Роль национального фактора в обществе и государстве. Перспектива формирования России как нации-государства | Урок: Математика Общеобразовательная система «Перспектива» Л: самостоятельное определение и высказывание общих для всех людей правил поведения | ||
Моу сош №3 имени Героя России Сергея Ромашина «Национальная образовательная инициатива «наша новая школа», программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение... | Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина... В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) | ||
Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина... В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) | Рабочая программа дисциплины Специальность 080103 «Национальная экономика» Программа дисциплины предназначена для студентов очной и заочной формы обучения специальности 080103 «Национальная экономика» | ||
Новосибирский государственный университет юридический факультет Проблема перспективы План, программа действий. В строительном словаре перспектива – это система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости... | Дистанционный элективный курс Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России... | ||
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального... «Окружающий мир» для 1-4 классов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива»... | Положение о проведении муниципального этапа XI всероссийской акции «Перспектива» Липецкого муниципального района Липецкой области (далее мбоу дод цдод «Перспектива») среди образовательных организаций... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная... Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное... | ||
Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное... Основных свобод». В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Национальная библиотека Удмуртской Республики Энергосбережение: техника и технологии : каталог выставки (2005–2010 годы) / Национальная библиотека Удмуртской Республики; составители... | Учебная литература для всех уровней образования Издательство «Дрофа» / Дрофа / Каталог / учебная литература для всех уровней образования / Начальное общее образование / Обучающая,... |