Скачать 218.45 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФТД.1 ФТД.5 Безопасность жизнедеятельности Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 080116 Математические методы в экономике 010501 Прикладная математика и информатика Планы практических занятий Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература
5. Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2007.- № № 1, 2, 3. Задания 1. По статье Сапронова В.В. подготовьте рабочие записи об общей теории безопасности (цель, основные причины построения, принципы создания). 2.Опираясь на материалы лекций и указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «опасность», «безопасность», «риск», «система», «принцип», «метод», «эргономичность». 3. Из сообщений СМИ выберите для рассмотрения по одной ЧС различного характера, кратко законспектируйте основные моменты (где, когда, что случилось, по какой причине, при каких обстоятельствах, с какими последствиями). Проанализируйте каждую ситуацию, затем:
Тема 2. Опасные ситуации природного характера (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов 1. Характеристика оползня. Защита от оползня. 2. Характеристика цунами. Предвестники, защита от цунами. 3. Извержение вулкана. Защита населения. 4. Космические опасности. 5. Вероятные опасности природного характера в Мурманской области. 6. Прогноз природных опасностей на территории России в 21-м веке. Литература Основная
Дополнительная
Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «буря», «землетрясение», «наводнение», «обвал», «оползень», «сель», «смерч», «снежная лавина», «тайфун», «ураган». 2. Пользуясь литературой, разработайте алгоритм действий населения в условиях возникновения: - лесного пожара; - наводнения; - урагана; - землетрясения; - снежной лавины. 3. Составьте алгоритм действий водителя и пассажиров в условиях снежного заноса. Тема 3. Опасные ситуации техногенного характера (4 часа) Занятие № 1 План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
Дополнительная
3. Ротанов И.А., Новикова А.В. Психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Безопасность жизнедеятельности. – 2007.- № 2, с. 23-25. Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «авария», «катастрофа», «химически опасные объекты», «аварийно- опасные химические вещества». 2. Составьте классификацию техногенных ЧС. 3. Заполните таблицу:
Занятие № 2 План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
- Мурманск, 1995-1999. Дополнительная
Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «дозиметр», «естественный радиационный фон», «ионизирующее излучение», «радиационная авария», «радиационно-опасный объект», «техногенно измененный радиационный фон». 2. Заполните таблицу, отражающую противорадиационные возможности средств индивидуальной защиты при радиационной аварии:
3. Составьте памятку по поведению населения в условиях радиационной аварии: - в помещении; - вне помещения. Тема 4. Основы пожарной безопасности (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
Дополнительная
Задания
Тема 5. ЧС социального характера. Криминогенная опасность (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
Дополнительная
3. Николадзе М. Она страшна, раздавит даже святыню //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006.- № 9, с. 18-20. 4. Палкевич Е.Я. Выживание в городе. Выживание на море. - М., 1992. 5. Петров В., Петров С. Манипуляции сознанием и поведением //ОБЖ. Основы безопасности жизни.– 2007. - № 11, с. 46-53. 6. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их родителей. - М., 1997. 7. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. – СПб., 1996. Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «бандитизм», «виктимность», «грабеж», «заложничество», «изнасилование», «кража», «мошенничество», «разбой», «толпа». 2. Составьте алгоритм действий в случае нападения на улице. 3. Сформулируйте правила безопасного поведения младшего школьника на улице. 4. Составьте памятку по защите домашнего имущества на время отъезда в отпуск. Тема 6. Безопасность на транспорте (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
Дополнительная
Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «дорожно-транспортное происшествие», «катастрофа», «кораблекрушение», «коллективные спасательные средства». 2. Составьте памятку для школьника по правилам поведения пешехода и безопасному пользованию городским транспортом. 3. Сформулируйте правила безопасного поведения в метро. 4. Сформулируйте правила безопасного поведения на перроне вокзала и в поезде. 5. Выпишите из указанных в списке литературы источников основные виды нарушений правил поведения пешеходами и водителями. Тема 7. Опасные ситуации в населенном пункте (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003. 2. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005. 3. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. - Челябинск, 1996. 4. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000. 5. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. – СПб., 2000. Дополнительная 1. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1994. 2. Палкевич Е.Я. Выживание в городе. Выживание на море. - М., 1992. 3. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их родителей. - М., 1997. Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «предельно допустимая концентрация газа», «электробезопасность», «бытовая травма», «стресс-фактор». 2. Сформулируйте правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире. 3. Составьте алгоритм действий человека при нападении собаки. 4. Составьте алгоритм действий при спасении человека, провалившегося под лёд. Тема 8. Гражданская оборона и ее задачи (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
6. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. /Под ред. Г.Н. Кириллова. - М., 2004. Дополнительная
Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «служба гражданской обороны», «силы гражданской обороны», «поражающий фактор», «повышение устойчивости объектов экономики». 2. Выпишите права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны. 3. Схематично оформите структуру организации гражданской обороны в образовательном учреждении. 4. Составьте алгоритм действий населения при получении различных сигналов оповещения об угрозе нападения противника или возникновения чрезвычайной ситуации. Тема 9. Современные средства поражения. Защитные сооружения гражданской обороны. Средства индивидуальной защиты (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
4. Порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. Литература Основная
– М., 1996. Дополнительная 1. Кулаков Е.В., Осипов В.Н. Гарантия радиационной безопасности в ваших руках // Энергетик. – 1996. - № 11. 2. Михайлов Л., Губанов В. Локальные войны и международные конфликты //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006.- № 8, с.21-26. 3. Толмачева Л.В. Методика оценки радиационной и химической обстановки при чрезвычайных ситуациях: Методическое руководство для самостоятельной работы студентов по курсу БЖ. – Таганрог, 1999. Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «ударная волна», «световое излучение», «электромагнитный импульс», «отравляющие вещества», «убежище», «респиратор». 2.Заполните сравнительную таблицу характеристик поражающих факторов различных отравляющих веществ химического оружия. 3. Дайте сравнительную характеристику поражающих факторов ядерного взрыва по длительности воздействия. 4. Составьте принципиальную схему работы систем жизнеобеспечения убежища (очистки воздуха, водоснабжения, энергообеспечения). 5. Изготовьте простейшее средство защиты органов дыхания. Тема 10. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях (2 часа) План
образовательных учреждениях.
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
Дополнительная
2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. – СПб., 2000. Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «начальник гражданской обороны образовательного учреждения», «эвакогруппа», «санитарный пост». 2. Составьте примерную структуру организации гражданской обороны в МГПУ. 3. Разработайте алгоритм действий учителя после проведения эвакуации детей из помещения школы. Тема 11. Терроризм. Противодействие терроризму (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
Дополнительная
Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «экстремизм», «информационный терроризм», «террор», «терроризм», «террористический акт», «превентивная система». 2. Охарактеризуйте опасные тенденции современного терроризма. 3. Составьте перечень регионов мира, зарекомендовавших себя, как устойчивые очаги терроризма. 4. Проанализируйте, какие меры противодействия терроризму осуществляются в повседневной деятельности: в МГПУ, в общественном транспорте, на улицах города. Тема 12. Организация обеспечения безопасности в образовательном учреждении (2 часа) План
Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов
Литература Основная
Дополнительная 1. Действия населения по предупреждению террористических акций. «Военные знания». – М., 2004. 2. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их родителей. - М., 1997. Задания 1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «антитеррористическая защищенность», «пропускной режим», «эвакуация». 2. Составьте план проведения профилактических антитеррористических мероприятий в образовательном учреждении. 3. Составьте памятку для ученика о порядке действий в случае поступления телефонного звонка с угрозой террористического акта. 4. Сделайте выписки о составе и функциях антитеррористической комиссии образовательного учреждения. |
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных... | Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,... | ||
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Бучение основам безопасности жизнедеятельности (обж) в объёме 0,5 часа в неделю. На изучение основ безопасности жизнедеятельности... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... |