1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа)





Скачать 218.45 Kb.
Название1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа)
Дата публикации15.10.2014
Размер218.45 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > География > Основная образовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ФТД.1 ФТД.5 Безопасность жизнедеятельности


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям


080116 Математические методы в экономике

010501 Прикладная математика и информатика

Планы практических занятий

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа)

План

  1. Принципы обеспечения безопасности.

  2. Методы обеспечения безопасности.

  3. Средства обеспечения безопасности.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Исторические аспекты изучения безопасности человека.

  2. Модель безопасности жизни и деятельности человека.


Литература

  1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  2. Безопасность жизнедеятельности /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  3. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В., Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М., 2007.

  4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности.- СПб., 2000.

5. Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности //ОБЖ. Основы

безопасности жизни. – 2007.- № № 1, 2, 3.
Задания

1. По статье Сапронова В.В. подготовьте рабочие записи об общей теории

безопасности (цель, основные причины построения, принципы создания).

2.Опираясь на материалы лекций и указанную в списке литературу,

составьте словарь понятий: «опасность», «безопасность», «риск»,

«система», «принцип», «метод», «эргономичность».

3. Из сообщений СМИ выберите для рассмотрения по одной ЧС

различного характера, кратко законспектируйте основные моменты (где,

когда, что случилось, по какой причине, при каких обстоятельствах,

с какими последствиями). Проанализируйте каждую ситуацию, затем:

  • классифицируйте описанную ситуацию по происхождению и масштабам;

  • рассмотрите выбранную ситуацию с точки зрения соблюдения или нарушения каждого из принципов обеспечения безопасности;

  • отметьте, какие методы обеспечения безопасности были или могли быть применены;

  • отметьте, какие средства обеспечения безопасности были или могли быть применены.



Тема 2. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

План

  1. Наводнение. Действия населения во время наводнения. Защита населения.

  2. Характеристика урагана. Защита населения.

  3. Снежная лавина. Правила поведения. Меры по защите населения (заблаговременные и оперативные).

  4. Лесной пожар. Действия населения во время лесного пожара. Защита от лесных пожаров (заблаговременные и оперативные меры).

  5. Торфяной пожар. Действия населения во время торфяного пожара. Защита от торфяных пожаров.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

1. Характеристика оползня. Защита от оползня.

2. Характеристика цунами. Предвестники, защита от цунами.

3. Извержение вулкана. Защита населения.

4. Космические опасности.

5. Вероятные опасности природного характера в Мурманской области.

6. Прогноз природных опасностей на территории России в 21-м веке.
Литература

Основная

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68-ФЗ.

  2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  3. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  4. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В., Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М., 2007.

  5. Ковалевский Ю.Н. Стихийные бедствия и катастрофы. - Рига, 1986.

  6. Кривошеев Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М., 2000.

  7. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

  8. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – СПб., 2008.

  9. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 2000.

  10. Состояние и охрана окружающей среды Мурманской области.

  • Мурманск, 1995- 1999.

Дополнительная

  1. Алексеев В.А. Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. - Л., 1990.

  2. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. - М., 1988.

  3. Астероидная опасность - 96. Тезисы докладов международной конференции. - СПб., 1996.

  4. Болт Б. Землетрясения. - М., 1981.

  5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. - М., 1997.

  6. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев Л.Т. Охрана окружающей среды. - Л., 1991.

  7. Гусев В.Г. Пожары над страной //Жизнь и безопасность. – 1996. - № 3, с. 127-134.

  8. Санкин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. - М., 2000.

Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«буря», «землетрясение», «наводнение», «обвал», «оползень», «сель»,

«смерч», «снежная лавина», «тайфун», «ураган».

2. Пользуясь литературой, разработайте алгоритм действий населения в

условиях возникновения:

- лесного пожара;

- наводнения;

- урагана;

- землетрясения;

- снежной лавины.

3. Составьте алгоритм действий водителя и пассажиров в условиях

снежного заноса.
Тема 3. Опасные ситуации техногенного харак­тера (4 часа)

Занятие № 1

План

  1. Классификация ЧС техногенного характера по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Стадийность ЧС.

  2. Характеристика химически опасных объектов.

  3. Классификация аварийно-опасных химических веществ.

  4. Характеристика основных АОХВ, признаки отравления ими.

  5. Действия населения при ЧС с выбросом в атмосферу различных АОХВ.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы.

  2. Классификация, виды, поражающие факторы и предупреждение взрывов.

  3. Психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

  4. Возможные ЧС техногенного характера в Мурманской области.


Литература

Основная

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68-ФЗ.

  2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  3. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. /Под ред. Н.М. Киршина. – М., 2005.

  4. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  5. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В., Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М., 2007.

  6. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

  7. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – СПб., 2008.

  8. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 2000.

Дополнительная

  1. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004.

  2. Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными. – Минск, 1997.

3. Ротанов И.А., Новикова А.В. Психологическая помощь пострадавшим в

чрезвычайных ситуациях // Безопасность жизнедеятельности. – 2007.-

№ 2, с. 23-25.

Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«авария», «катастрофа», «химически опасные объекты», «аварийно-

опасные химические вещества».

2. Составьте классификацию техногенных ЧС.

3. Заполните таблицу:

Аварийно-опасное химическое вещество

Физико-химические свойства

Признаки отравления

Алгоритм действий населения при отравлении

Хлор










Аммиак










Угарный газ










Ртуть










Занятие № 2

План

  1. Источники радиации.

  2. Радиационно-опасные объекты.

  3. Особенности радиоактивных веществ.

  4. Действия населения в случае радиационной аварии.

  5. Приборы, системы и средства радиационного контроля.

  6. Мероприятия по защите населения и территорий от аварий на РОО.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Чернобыльская катастрофа и ее последствия.

  2. Системы безопасности атомных электростанций.

  3. Радиационная обстановка в Мурманской области – мифы и реальность.


Литература

Основная

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68-ФЗ.

  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. №3-ФЗ.

  3. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  4. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. /Под ред. Н.М. Киршина. – М., 2005.

  5. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  6. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В., Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М., 2007.

  7. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004.

  8. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

  9. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – СПб., 2008.

  10. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 2000.

  11. Состояние и охрана окружающей среды Мурманской области.

- Мурманск, 1995-1999.

Дополнительная

  1. Максимов М.Т., Оджатов Г.С. Радиоактивные загрязнения и их измерения. - М., 1989.

  2. Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными. – Минск, 1997.

  3. Нормы радиационной безопасности НРБ-99. – М., 1999.

  4. Сивинцев Ю.В., Качалов В.А. Чернобыль. Пять трудных лет. Сборник материалов о работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1985-1900 гг. – М., 1992.


Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«дозиметр», «естественный радиационный фон», «ионизирующее

излучение», «радиационная авария», «радиационно-опасный объект»,

«техногенно измененный радиационный фон».

2. Заполните таблицу, отражающую противорадиационные возможности

средств индивидуальной защиты при радиационной аварии:


Средство защиты

Коэффициент защиты

Противогаз промышленный




Респиратор противоаэрозольный




Респиратор противопыльный




Влажный мужской носовой платок

в 16 слоев




Влажное махровое полотенце




Влажный мужской носовой платок в 1 слой





3. Составьте памятку по поведению населения в условиях радиационной

аварии:

- в помещении;

- вне помещения.
Тема 4. Основы пожарной безопасности (2 часа)

План

  1. Классификация пожаров. Параметры, характеризующие пожар.

  2. Поражающие факторы пожара.

  3. Причины пожаров в населенных пунктах.

  4. Принципы прекращения горения.

  5. Первичные средства пожаротушения и способы их применения.

  6. Действия населения при пожаре.

  7. Предупреждение пожаров.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Причины, виды и поражающие факторы взрывов.

  2. Мероприятия по защите населения при взрывах.

  3. Статистика пожаров в Мурманской области.

Литература

Основная

  1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  2. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. /Под ред. Н.М. Киршина. – М., 2005.

  3. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  4. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В., Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М., 2007.

  5. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

  6. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 2000.

Дополнительная

  1. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1994.

  2. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004.

  3. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их родителей. - М., 1997.

Задания

  1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «взрыв», «горение», «огнетушащее вещество», «пожар», «параметры пожара».

  2. Пользуясь основной литературой, составьте классификацию пожаров.

  3. По указанным источникам сделайте выписки о причинах пожаров в населенных пунктах.

  4. Составьте алгоритм действий учителя и учеников при пожаре.

  5. Подготовьте таблицу, характеризующую преимущества и недостатки различных средств пожаротушения.


Тема 5. ЧС социального характера. Криминогенная опасность

(2 часа)

План

  1. Определение понятия «ЧС социального характера».

  2. Факторы, способствующие росту числа ЧС социального характера.

  3. Власть толпы. Виды толпы. Безопасность в толпе.

  4. Кража. Определение понятия, признаки, классификация краж. Рекомендации по безопасности жилища.

  5. Мошенничество. Определение понятия, способы, формы. Рекомендации по защите от мошенников.

  6. Нападение на улице.

  7. Рекомендации по предупреждению преступлений в отношении детей.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Правовые аспекты и правила самообороны.

  2. Средства самозащиты и их использование.


Литература

Основная

  1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  2. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. /Под ред. Н.М. Киршина. – М., 2005.

  3. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  4. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В., Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М., 2007.

  5. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. - Челябинск, 1996.

  6. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

  7. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – СПб., 2008.

  8. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 2000.

Дополнительная

    1. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1994.

    2. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004.

3. Николадзе М. Она страшна, раздавит даже святыню //ОБЖ. Основы

безопасности жизни. – 2006.- № 9, с. 18-20.

4. Палкевич Е.Я. Выживание в городе. Выживание на море. - М., 1992.

5. Петров В., Петров С. Манипуляции сознанием и поведением //ОБЖ.

Основы безопасности жизни.– 2007. - № 11, с. 46-53.

6. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их

родителей. - М., 1997.

7. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. – СПб., 1996.
Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«бандитизм», «виктимность», «грабеж», «заложничество»,

«изнасилование», «кража», «мошенничество», «разбой», «толпа».

2. Составьте алгоритм действий в случае нападения на улице.

3. Сформулируйте правила безопасного поведения младшего школьника на

улице.

4. Составьте памятку по защите домашнего имущества на время отъезда в

отпуск.
Тема 6. Безопасность на транспорте (2 часа)

План

  1. Правила безопасного пользования общественным городским транспортом.

  2. Правила поведения пешехода как участника дорожного движения.

  3. Основные причины ДТП. Рекомендации для участников ДТП.

  4. Возможные опасности на железной дороге. Правила безопасного поведения в поезде.

  5. Рекомендации по спасению при железнодорожной катастрофе.

  6. Причины, приводящие к авиакатастрофам. Рекомендации для пассажиров самолета, терпящего катастрофу.



Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Аварии на водном транспорте.

  2. Действия терпящих кораблекрушение.

  3. Характеристика средств спасения на воде.


Литература

Основная

  1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  2. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  3. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1994.

  4. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004.

  5. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их родителей. - М., 1997.

  6. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. – СПб., 2000.

Дополнительная

  1. Палкевич Е.Я. Выживание в городе. Выживание на море. - М., 1992.

  2. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. – СПб., 1996.

  3. Цвилюк Г.Е. Школа безопасности. - М., 1997.


Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«дорожно-транспортное происшествие», «катастрофа»,

«кораблекрушение», «коллективные спасательные средства».

2. Составьте памятку для школьника по правилам поведения пешехода и

безопасному пользованию городским транспортом.

3. Сформулируйте правила безопасного поведения в метро.

4. Сформулируйте правила безопасного поведения на перроне вокзала и в

поезде.

5. Выпишите из указанных в списке литературы источников основные

виды нарушений правил поведения пешеходами и водителями.

Тема 7. Опасные ситуации в населенном пункте

(2 часа)

План

  1. Обеспечение личной безопасности на улицах города.

  2. Меры безопасности при обращении с бытовыми газовыми и электроприборами.

  3. Правила поведения при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения.

  4. Предотвращение травм при трудовой деятельности и в быту.

  5. Защита от дистрессов в повседневной жизни.

  6. Меры безопасности при общении с животными.

  7. Меры безопасности на отдыхе.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Предупреждение отравлений.

  2. Безопасное пользование компьютером.

  3. Предупреждение несчастных случаев в местах отдыха.

  4. Меры безопасности на водоёмах и на льду.


Литература

Основная

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

2. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

3. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. - Челябинск, 1996.

4. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в

чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

5. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. –

СПб., 2000.

Дополнительная

1. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1994.

2. Палкевич Е.Я. Выживание в городе. Выживание на море. - М., 1992.

3. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их

родителей. - М., 1997.
Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«предельно допустимая концентрация газа», «электробезопасность»,

«бытовая травма», «стресс-фактор».

2. Сформулируйте правила безопасного поведения при обнаружении

запаха газа в квартире.

3. Составьте алгоритм действий человека при нападении собаки.

4. Составьте алгоритм действий при спасении человека, провалившегося

под лёд.
Тема 8. Гражданская оборона и ее задачи (2 часа)

План

  1. История создания системы гражданской обороны.

  2. Задачи и структура гражданской обороны.

  3. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Силы и средства гражданской обороны.

  4. Основные поражающие (негативные) факторы чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, их прогнозирование и оценка.

  5. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС.

  6. Основные мероприятия при организации защиты населения в мирное и военное время.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Международно-правовая регламентация деятельности граж­данской обороны.

  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149 .

  3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях.


Литература

Основная

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68-ФЗ.

  2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  3. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  4. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

  5. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 2000.

6. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС

природного и техногенного характера. /Под ред. Г.Н. Кириллова. - М.,

2004.

Дополнительная

  1. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., - 2004.

  2. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. М., - 2001.

Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«служба гражданской обороны», «силы гражданской обороны»,

«поражающий фактор», «повышение устойчивости объектов

экономики».

2. Выпишите права и обязанности граждан Российской Федерации в

области гражданской обороны.

3. Схематично оформите структуру организации гражданской обороны

в образовательном учреждении.

4. Составьте алгоритм действий населения при получении различных

сигналов оповещения об угрозе нападения противника или

возникновения чрезвычайной ситуации.

Тема 9. Современные средства поражения. Защитные сооружения

гражданской обо­роны. Средства индивидуальной защиты (2 часа)

План

  1. История создания и развития средств поражения (оружия). Возникновение химического и ядерного оружия.

  2. Виды оружия массового поражения. Поражающие факторы оружия массового поражения.

  3. Виды современного обычного вооружения, поражающие факторы.

  4. Классификация защитных сооружений гражданской обо­роны. Требования к защитным сооружениям. Системы жизнеобеспечения, помещения и элементы убежища.

  5. Классификация средств индивидуальной защиты.

  6. Назначение и принципы работы средств защиты органов дыхания, средств защиты кожи, простейших средств защиты.

  7. Назначение, состав и применение медицинских средств защиты.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Высокоточное оружие.

  2. Принципиально новые виды оружия (сверхвысокочастотное, лазерное, ультразвуковое, биотехнологическое).

  3. Порядок подготовки убежищ и приема населения в убежища.

4. Порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Литература

Основная

  1. Гражданская защита: Энциклопедический словарь. /Под общ. ред.С.К. Шойгу. – М., 2005.

  2. Гражданская оборона и предупреждение чрезвычайных ситуаций. /Под ред. М.И. Фалеева. – М., 2001.

  3. Гражданская оборона. /Под ред. Е.П. Шубина - М., 1991.

  4. Защита населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях. – Минск, 1997.

  5. Ильин Л.А. и др. Радиационная безопасность и защита (справочник).

– М., 1996.

Дополнительная

1. Кулаков Е.В., Осипов В.Н. Гарантия радиационной безопасности в

ваших руках // Энергетик. – 1996. - № 11.

2. Михайлов Л., Губанов В. Локальные войны и международные

конфликты //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006.- № 8, с.21-26.

3. Толмачева Л.В. Методика оценки радиационной и химической

обстановки при чрезвычайных ситуациях: Методическое руководство

для самостоятельной работы студентов по курсу БЖ. – Таганрог, 1999.
Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«ударная волна», «световое излучение», «электромагнитный импульс»,

«отравляющие вещества», «убежище», «респиратор».

2.Заполните сравнительную таблицу характеристик поражающих факторов

различных отравляющих веществ химического оружия.

3. Дайте сравнительную характеристику поражающих факторов ядерного

взрыва по длительности воздействия.

4. Составьте принципиальную схему работы систем жизнеобеспечения

убежища (очистки воздуха, водоснабжения, энергообеспечения).

5. Изготовьте простейшее средство защиты органов дыхания.

Тема 10. Организация гражданской обороны в образовательных уч­реждениях (2 часа)

План

  1. Законодательная основа организации гражданской обороны в

образовательных уч­реждениях.

  1. Предназначение и примерная структура гражданской обороны образовательного уч­реждения.

  2. Планирование деятельности гражданской обороны на особый период. Учебно-тренировочные мероприятия гражданской обороны в образовательных уч­реждениях.

  3. Функции заместителя руководителя образовательного уч­реждения по обеспечению безопасности.

  4. Порядок действия учителя для достижения максимального ограничения воздействия на детей негативных (поражающих) факторов.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Назначение, состав и порядок работы штаба гражданской обороны образовательного уч­реждения.

  2. Учебно-тренировочные формирования образовательного уч­реждения.


Литература

Основная

  1. Гражданская оборона. Это должен знать и уметь каждый. /Под ред. В.И. Королева – М., 1995.

  2. Топоров И.К. Основы безопасности. – М., 1996.

  3. Гражданская оборона. /Под ред. Е.П. Шубина – М., 1991.

Дополнительная

  1. Миргородский В.Р. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций //Мир и безопасность. 1998. - № 2, с. 28-31.

2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. – СПб., 2000.
Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«начальник гражданской обороны образовательного учреждения»,

«эвакогруппа», «санитарный пост».

2. Составьте примерную структуру организации гражданской обороны в

МГПУ.

3. Разработайте алгоритм действий учителя после проведения эвакуации

детей из помещения школы.
Тема 11. Терроризм. Противодействие терроризму (2 часа)

План

  1. Определение понятий «террор» и «терроризм». История терроризма.

  2. Причины и условия возникновения терроризма. Классификация современного терроризма.

  3. Отличительные особенности современного терроризма.

  4. Международный характер терроризма.

  5. Борьба с терроризмом.

  6. Правовая основа противодействия терроризму в РФ.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Информационный терроризм.

  2. Биотерроризм.

  3. Ядерный терроризм.

  4. Терроризм и религиозный экстремизм.


Литература

Основная

  1. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.06.1998 г. № 130-ФЗ.

  2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

  3. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

  4. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004.

  5. Замкова В.И., Ильчиков М.Э. Терроризм – глобальная проблема современности. - М., 1996.

  6. Основы противодействия терроризму. /Под ред. Я.Д. Вишнякова. - М., 2006.

Дополнительная

  1. Действия населения по предупреждению террористических акций. «Военные знания». – М., 2004.

  2. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль.- М., 1999.

  3. Ляхов Е.Г. Политика терроризма. - М., 1997.


Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«экстремизм», «информационный терроризм», «террор», «терроризм»,

«террористический акт», «превентивная система».

2. Охарактеризуйте опасные тенденции современного терроризма.

3. Составьте перечень регионов мира, зарекомендовавших себя, как

устойчивые очаги терроризма.

4. Проанализируйте, какие меры противодействия терроризму

осуществляются в повседневной деятельности: в МГПУ, в

общественном транспорте, на улицах города.
Тема 12. Организация обеспечения безопасности

в образовательном учреж­дении (2 часа)

План

  1. Комплекс организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений в образовательном учреждении.

  2. Функции, состав и работа антитеррористической комиссии образовательного уч­реждения.

  3. Организация работы образовательного уч­реждения при возникновении угрозы террористического акта.

  4. Действия педагогического персо­нала и учащихся при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов, при получении сообщения о минировании.

  5. Порядок действий ответственных лиц и учащихся при принятии решения об эвакуации.

  6. Основные правила поведения для лиц, захваченных террористами.


Темы для самостоятельного изучения и написания рефератов

  1. Работа дежурной диспетчерской службы образовательного учреждения.

  2. Действия педагогического персо­нала по предотвращению паники при взрыве здания.

  3. Рекомендации по спасению оказавшихся в завале после взрыва.


Литература

Основная

  1. Основы противодействия терроризму. /Под ред. Я.Д. Вишнякова. - М., 2006.

  2. Гаврилов М.А. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении /ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2007.- № 11, с. 8-13.

Дополнительная

1. Действия населения по предупреждению террористических акций.

«Военные знания». – М., 2004.

2. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их

родителей. - М., 1997.

Задания

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«антитеррористическая защищенность», «пропускной режим»,

«эвакуация».

2. Составьте план проведения профилактических антитеррористических

мероприятий в образовательном учреждении.

3. Составьте памятку для ученика о порядке действий в случае

поступления телефонного звонка с угрозой террористического акта.

4. Сделайте выписки о составе и функциях антитеррористической

комиссии образовательного уч­реждения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,...
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
Бучение основам безопасности жизнедеятельности (обж) в объёме 0,5 часа в неделю. На изучение основ безопасности жизнедеятельности...
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа) iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск