Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 172.14 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации17.10.2014
Размер172.14 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
h:\hp0044.jpg

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 34 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает

формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (P-I). Основы комплексной безопасности

Раздел II (Р-II). Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (Р- III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (P- IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах.

Цели и задачи курса:


  • Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;

  • Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

  • Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;

  • Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;

  • Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;

  • Знание основных правил дорожного движения.


Главная задача курса 8 класса – дать обучающимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Общая характеристика учебного процесса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Работа с документами;

  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.


Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8

классе в течение 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной

деятельности:

– Комбинированный урок;

– Урок-лекция;

– Урок-практикум;

– Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

1. Тематические зачеты;

2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

5. Итоговые контрольные работы;

6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: – использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; – выделение характерных причинно-следственных связей;

– творческое решение учебных и практических задач;

– сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или

нескольким предложенным основаниям, критериям;

– самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной

деятельности;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие

базы данных;

– самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт

своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

– соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

– использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена

общества и учебного коллектива.

Содержание учебного предмета

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (20 часов)

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2 часа) Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Глава 2. Взрывы и пожары (4 часа)

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (3 часа)

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные

объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа)

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации. Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики. Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека. Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды. Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности. Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.

Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа)

Гидродинамические аварии. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамических опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий. Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидротехнических сооружений и затоплением территорий. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах. Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Глава 6. Нарушение экологического равновесия (5 часов)

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи (9

часов)

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами (8 часов) Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления. Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами при:

поступлении СДЯВ через дыхательные пути; попадании СДЯВ на кожу; поступлении СДЯВ через рот. Поражение СДЯВ удушающего действия. Периоды развития поражения. Признаки поражения. Первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ общеядовитого действия. Признаки отравления синильной кислотой. Степени поражения. Первая медицинская помощь. Признаки отравления оксидом углерода и первая медицинская помощь. Признаки отравления мышьяковистым водородом и первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ удушающего и общеядовитого действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероводородом и первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ нейротропного действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероуглеродом и оказание первой медицинской помощи. Поражение удушающими и нейротропными СДЯВ. Признаки отравления аммиаком и первая медицинская помощь. Поражение солями тяжелых металлов и мышьяка. Признаки острых отравлений. Особенности отравлений соединениями тяжелых металлов, мышьяка, ртути, свинца, меди. Признаки ингаляционных отравлений парами ртути и соединений тяжелых металлов. Оказание первой медицинской помощи.

Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии (1 час) Химические ожоги и их причины. Первая медицинская помощь при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 часов) Занятия физической культурой и спортом. Закаливание организма.

Глава 3. Основы репродуктивного здоровья подростков (2 часа)

Влюбленность и эротика. Половая система человека.

Межпредметные связи:

География, химия, биология.
Знать и уметь:

(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)

 Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;

 Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;

 Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;

 Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;

 Знать основы здорового образа жизни;

 Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об

ответственности за их нарушение.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь

хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы,

изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе

имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Учебно - методические средства обучения

и материально - техническое обеспечение курса

1. Учебник Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс, Смирнов А.Т., Хренников Б.О., издательство: М.: Просвещение, 2009.
2. ИКТ
Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ

Компьютер

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

Бытовой дозиметр

Компас

Визирная линейка

Транспортир

Бинт марлевый 10х15

Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.)

Вата компрессная (пачка по 50 г.)

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Индивидуальный перевязочный пакет

Косынка перевязочная

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Повязка малая стерильная

Повязка большая стерильная

Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м

Противогаз

Общезащитный комплект

Респиратор

Аптечка индивидуальная (АИ-2)

Противохимический пакет

Носилки санитарные

Ватно-марлевая повязка

Приложение.

Календарно-тематическое планирование курса ОБЖ

в 8 классе
34часа(1 час в неделю). Учебник: А.Т.Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности.8 класс» М.: Просвещение 2009 г.



раздела,

темы и урока

Наименование раздела, темы и урока


Кол-во часов

Вид контроля

Примерные сроки изучения

Домашнее задание

Р - I

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

12










Г - 1

Пожарная безопасность

3










1.1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

Устный опрос




§1.1

1.2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

Устный опрос




§1.2

1.3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

Устный опрос




§1.3

Г - 2

Безопасность на дорогах

3










2.1

Причины ДТП и травматизм людей

1

Устный опрос




§2.1

2.2

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

Устный опрос




§2.2

2.3

Велосипедист – водитель транспортного средства

1

Устный опрос




§2.3

Г - 3

Безопасность на водоёмах

3










3.1

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

1

Устный опрос




§3.1

3.2

Безопасный отдых у воды

1

Устный опрос




§ 3.2

3.3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Устный опрос




§ 3.3

Г - 4

Экология и безопасность

2










4.1

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

Устный опрос




§ 4.1

4.2

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

Устный опрос




§ 4.2

Р - II

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

11










Г - 5

ЧС техногенного характера и их последствия

9










5.1

Классификация ЧС техногенного характера

1

Устный опрос




§ 5.1

5.2

Аварии на радиационно-опасных объектах и их последствия

1

Устный опрос




§ 5.2

5.3

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

Устный опрос




§ 5.3

5.4

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

Устный опрос




§ 5.4

5.5

Обеспечение химической защиты населения

1

Устный опрос




§ 5.5

5.6

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

Устный опрос




§ 5.6

5.7

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

Устный опрос




§ 5.7

5.8

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

Устный опрос




§ 5.8

5.9

Обеспечен6ие защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1

Устный опрос




§ 5.9

Г - 6

Организация защиты населения от ЧС техногенного характера

2










6.1-6.2

Оповещение о ЧС техногенного характера.

Эвакуация населения

1

Устный опрос




§ 6.1-6.2

6.3

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера

1

тест




Ответить на вопросы § 6.3

Р - III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11










Г - 7

Основы здорового образа жизни

7










7.1

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

1

Устный опрос




§ 7.1

7.2

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность

1

Устный опрос




§ 7.2

7.3

Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества

1

Устный опрос




§ 7.3

7.4

ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

Устный опрос




§ 7.4

7.5

ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний.


1

Устный опрос




§ 7.5

7.6-7.7

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Профилактика вредных привычек

1

Устный опрос




§ 7.6-7.7

7.8

ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности

1

тест




Ответить на вопросы § 7.8

Г - 8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4










8.1

ПМП пострадавшим и её значение (практические занятия)

1

Практическая работа




§ 8.1

8.2

ПМП при отравлении АХОВ (практические занятия)

1

Практическая работа




§ 8.2

8.3

ПМП при травмах (практические занятия)

1

Практическая работа




§ 8.3

8.4

ПМП при утоплении (практические занятия)

1

Практическая работа




§ 8.4

Всего часов

34



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности
По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon«Согласовано»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по учебному курсу «обж» для 8 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9...
Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-фз. Государственным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск