ГБОУ гимназия №1521 г. Москвы
«Утверждено» на заседании м/о
протокол № ____ от
«____» ____________ 2013 г.
Руководитель м/о
__________ / Савина Л.Е. /
| «Согласовано» «30»августа 2013 г. Зам. директора по УВР
________ /Перевезенкова М.В. /
| «Утверждаю» Директор ГБОУ гимназия № 1521
___________ /Воробьева Т.А./ «____» ____________ 2013 г.
| Рабочая учебная программа
курса «Основы безопасности жизнедеятельности »
для 8 класса
Составитель:
Воробьева Т.А., учитель биологии
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова. 2010 г.
Примерная программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 35 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 час.
Данная рабочая программа подразумевает интегрирование тем по курсу«Основ безопасности жизнедеятельности» в курс «Анатомия и физиология человека» для 8 класса.
Рабочая программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях.
Темы, связанные с предупреждении травм в старшем школьном возрасте, с основами оказания первой медицинской помощи разбираются глубоко, обращено глубокое внимание на индивидуальную систему здорового образа жизни, правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья. В связи с интеграцией тем по ОБЖ с темами по биологии изменена расчасовка основных тем, ликвидировано дублирование тем. Цель программы: дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Задачи программы:
Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;
Знание основных правил дорожного движения.
УМК:
Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2010 г.
Учебник – Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников. Москва «Просвещение» 2014 г.
Требования к уровню подготовки по курсу ОБЖ для 8 класса
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Учебно-тематическое планирование8 класс
№ раздела и темы
| Наименование темы.
| Кол-во часов
| Интеграция с биологией
| Отдельная тема
| I.
|
| Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
| 4
|
| 1
| Пожарная безопасность
| Первая помощь при ожогах
| 1
| 2
| Безопасность на дорогах
| Первая помощь при травмах
| 1
| 3
| Безопасность на водоемах
| Дыхание. Практическая работа «Восстановление дыхания различными способами)
| 1
| 4
| Экология и безопасность
| Человек и окружающая среда.
| 1
| II
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
| 5
|
| 5
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
| Самостоятельное изучение
| 3
| 6
| Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
| Семинарское занятие
| 2
| III
|
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 26
|
| 7
| Основы здорового образа жизни.
|
| 9
| 8
| Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.
|
| 18
|
| Всего часов:
| 35
|
| Содержание рабочей программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. Термические и электрические ожоги. Первая помощь при ожогах.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Первая помощь при травмах черепа, позвоночника, конечностей. Дорожная аптечка.
Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Определение экологического благополучия –простейшие опыты.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах. Волонтерская деятельность и помощь пострадавшим территориям. Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. СПИД, заболевания, передаваемые через кровь. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика. Вред курения и алкоголя. Вред наркотиков. Закаливание. Комплекс утренней зарядки, разминки для глаз, профилактика искривления позвоночника и формирование правильной осанки. Здоровое питание – составление рациона питания. Сон – основа здоровогободроствования. Параолимпийцы.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком; при отравлении пищевыми продуктами.Правила наложения повязок при кровотечениях разного характера ( венозных и каппилярных). Оказание первой помощи при обмороках, потери сознания, инсульте, кровопотерях.
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ
8 класс
Раздел, тема, урок
| Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Раздел
интегрирования
| Тема
| Урок
| I.
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
| 4
| 1.
| Пожарная безопасность | Кожа
| 1
| 1.1.
| Пожары в жилых и общественных зданиях, их последствия
|
| Пожары и их профилактика. Пожарная безопасность.
| 1
| 1.2.
| Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
|
| 1.3.
| Права и обязанности граждан, в области пожарной безопасности
|
| 2.
| Безопасность на дорогах | 2
| 2.1.
| Причины дорожно-транспортного травматизма
|
| Травмы на дорогах.
Обязанности участников дорожного движения
| 1
| 2.2.
| Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
|
| 2.3.
| Общие требования к водителям, управляющим велосипедом, мопедом, мотоциклом
|
| 2.4.
| Обязанности пешеходов и пассажиров. Движение пешеходов группами и в колоннах
|
| 2.5.
| Элементы дорог. Разметка проезжей части. Перекрестки
|
| Дорожные знаки. Опасности на дороге
| 1
| 2.6.
| Современные транспортные средства – источник повышенной опасности
|
| 2.7.
| Опасные ситуации на дороге и маневрирование
|
| 2.8.
| Дорожные знаки (знаки дополнительной информации)
|
| 3.
| Безопасность на водоемах | 1
| 3.1. 3.2.
| Безопасное поведение на водоемах в различное время года.
Безопасный отдых у воды.
| Дыхание
| Отдых у воды.
Первая помощь, бедствующим на воде
| 1
| 3.3.
| Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
|
| 4.
| Экология и безопасность | 1
| 4.1.
| Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
| Человек и здоровье
| Экологическая безопасность
| 1
| 4.2.
| Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой
|
| II.
|
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
| 5
| 5.
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
| Человек и его здоровье
| 3
|
| 5.1.
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация
|
| Аварии на техногенных предприятиях
| 1
| 5.2.
5.3.
| Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения
|
| 5.4.
| Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
|
| 5.5.
| Обеспечение химической защиты населения при авариях на химически опасных объектах
| Кожа
| Химические ожоги. Первая помощь и защита
| 1
| 5.6.
| Пожары и взрывы на объектах экономики, их возможные последствия
|
| Защита населения при взрывах и пожарах
| 1
1
| 5.7.
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
|
| 5.8.
5.9.
| Аварии на гидротехнических сооружениях, безопасность населения. Правила безопасного поведения при гидротехнических авариях
|
| Гидротехнические аварии
| 6.
| Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
| 2
|
| 6.1.
| Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
|
| Действия населения при техногенных ситуациях
|
1
1
| 6.2.
| Эвакуация населения
|
| 6.3.
| Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
|
| III.
| ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
| 27
| 7.
| Основы здорового образа жизни |
| 6
|
| 7.1.
| Общие понятия о здоровье, как основной ценности человека
|
|
| 1
| 7.2.
7.3.
| Индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества
|
|
| 1
| 7.4.
7.8.
| Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
|
|
| 1
| 7.5.
| Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний
|
|
| 1
| 7.6.
| Здоровый образ жизни и безопасность
|
|
| 1
| 7.7.
| Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
|
|
| 1
| 8.
| Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
| 21( по планированию «Биология»
| 8.1.
| Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие)
|
|
| 1
| 8.2.
| Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие)
|
|
| 1
| 8.3.
| Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)
|
|
| 1
| 8.4.
| Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)
|
|
| 1
|
|
Всего часов:
|
35
|
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для 8-х классов ГБОУ гимназия № 1521 ЦОУО города Москвы
в 2013-2014 учебном году и последующие годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу ОБЖ для 8-х классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом и Московским базисным учебным планом.
Структурно программа состоит из 2-х учебных модулей и 5-и разделов: Модуль 1 (М-1): Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1 (Р-1): Основы комплексной безопасности.
Раздел 2 (Р-2): Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Раздел 3 (Р-3): Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. Модуль 2 (М-2): Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4 (Р-4): Основы здорового образа жизни (ЗОЖ).
Раздел 5 (Р-5): Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Программа составлена на базе "Комплексной программы Основ безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов" под общей редакцией А.Т.Смирнова (Москва, "Просвещение", 2010 г.) и "Фундаментального ядра содержания общего образования" под редакцией В.В.Козлова и А.М. Кондакова» (Москва, "Просвещение", 2011 г.).
Программа является основой для составления тематического и поурочного планов для 8-х классов. Форма и содержание тематического и поурочного планирования представлено в приложениях 1 и 2.
Приложение № 1 к Рабочей программе
по курсу ОБЖ для 8-х классов Утверждаю Согласовано Директор гимназии № 1521 Заместитель директора по УВР
Т.А.Воробьёва М.В.Перевезенкова
« » сентября 2013 года « » сентября 2013 года Календарно-тематический план
проведения занятий по курсу ОБЖ в 8-х классах
Модуль
( М )
| Раздел
( Р )
| Под-раздел
| Наименование
| Кол. часов
|
| М-1
|
Р-1
Р-2
Р-3
|
1 2 3 4
5 6 7
8 9
| Основы безопасности личности, общества,
государства.
Основы комплексной безопасности
Введение в ОБЖ. Стратегия национальной безопасности.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Защита населения РФ
от чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Классификация ЧС. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.
Чрезвычайные ситуации социального характера и меры безопасности.
Основы противодействия терроризму
и экстремизму в РФ.
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные ситуации для общества и государства.
Культура, нравственность и патриотизм – основа школьного воспитания.
|
25
9 1 4 1 3 10 4 4 2 6 3 3
| М-2
|
Р-4
Р-5
|
10
11
12
| Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Основы медицинских знаний
и оказание первой помощи
Первая помощь пострадавшим и правила её оказания.
|
9
4
1
3 5 5
| Итого: М-1 – 25 часов
М-2 – 9 часов
Всего: 34 часа Преподаватель ОБЖ ГБОУ гимназия № 1521 И.А. Головихин
Приложение № 2 к Рабочей программе
по курсу ОБЖ для 8-х классов Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
Протокол №___от « »___2013 г. Зам. директора по УВР Директор ГБОУ гимназия № 1521
М.В. Перевезенкова Т.А. Воробьёва
« » сентября 2013 г.
Поурочный план
проведения занятий по курсу ОБЖ в 8-х классах
Модуль
( М )
| Раздел
( Р )
| Под-
раздел
| Тема
( Т )
| Н а и м е н о в а н и е
| Кол-во
часов
|
М-1
М-2
|
Р-1
Р-4
|
1 2
10 11
|
Т-1
Т-1
Т-2 Т-3
Т-4 Т-1 Т-1 Т-2 Т-3
| Первая четверть (9 часов)
Введение в ОБЖ. Стратегия национальной безопасности.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни:
* Пожаро-, газо- и электробезопасность в
жилище. Способы тушения пожара. Пути
эвакуации.
* Безопасность пешеходов и пассажиров
на городском наземном транспорте.
* Безопасность пассажиров в метро.
* Меры безопасности при езде на велосипеде, роликах и роликовой доске.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Вредные привычки и их влияние на здоровье:
* Табакокурение: состав табачного дыма и
его воздействие на организм человека.
* Наркомания и токсикомания: виды зависимости. Последствия.
* Игромания: психическая зависимость.
Последствия. Способы отвыкания.
|
1
1
1 1
1 1 1 1 1
|
|
|
|
| Итого
| 9
|
|
|
|
| Вторая четверть (7 часов)
|
| М-1
| Р-3
| 7
9
|
Т-1
Т-2
Т-1
| Чрезвычайные ситуации социального характера и меры безопасности:
* Войны. Конфликты на межнациональной основе. Хулиганство и бандитизм. Меры безопасности.
* Массовое скопление людей: митинги, концерты, зрелища, демонстрации. Меры безопасности.
Культура, нравственность и патриотизм – основа школьного воспитания:
* Урок мужества, посвящённый Московской битве в годы Великой Отечественной войны.
|
1
1
1
|
|
|
|
| Итого
| 7
|
|
|
|
| Третья четверть (11 часов)
|
| -1
| Р-2
Р-3
Р-1
| 6
8
9
3
4
|
Т-1 Т-2 Т-3
Т-4
Т-1 Т-2 Т-3
Т-2
Т-1
Т-1 Т-2
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения:
* Пожары и взрывы: поражающие факторы, алгоритм действий на пожаре.
* Аварии с выбросом радиоактивных и аварийно химически-опасных веществ.
* Способы защиты человека. Противогаз
ГП-5, ГП-7: способы ношения и порядок надевания.
* Оповещение населения о ЧС мирного и военного времени.
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные ситуации для общества и государства:
* Взрывы в метро: статистика, рекомендации по безопасному поведению.
* Захват заложников: статистика, рекомендации по безопасному поведению.
* Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в экстремистской деятельности.
Культура, нравственность и патриотизм – основа школьного воспитания:
* Урок мужества, посвящённый Дню защитника Отечества.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях:
* Подготовка к активному отдыху на природе.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде:
* Ориентирование на местности. Изготовление самодельного компаса. Компас Андрианова.
* Устройство места отдыха и ночлега.
|
1 1
1 1
1 1
1
1
1
1
1
|
| Итого
| 11
|
|
|
|
| Четвёртая четверть (7 часов)
|
|
М-2
|
Р-5
Р-3
|
12
9
| Т-3 Т-1
Т-2 Т-3
Т-4
Т-5
Т-3
| * Поиск и очистка воды на природе.
Первая помощь и правила её оказания:
* Средства оказания первой помощи. Понятие о септике и антисептике. Способы наложения бинта на раны руки.
* Первая помощь при порезах, растяжении
связок, вывихах, переломах.
* Первая помощь при ожогах.
* Первая помощь при утоплении.
* Первая помощь при укусах насекомых.
Культура, нравственность и патриотизм – основа школьного воспитания:
* Урок памяти и славы, посвящённый Дню
Победы в Великой Отечественной войне.
| 1
1 1
1
1
1
1
|
|
|
|
| Итого
| 7
|
|
|
|
| Всего
| 34
|
Преподаватель ОБЖ ГБОУ гимназия № 1521 И.А. Головихин |