| Повторение основных вопросов курса 8-го класса и введение в курс 9-го класса (4 часов)
|
№ урока
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Формируемые УУД
| Оснащение урока
| Форма контроля знаний
|
1/1
|
| Основные классы неорганических веществ.
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.
Уметь:
записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.
| Таблица «Классификация неорганических веществ»
| Фронтальный опрос
|
2/2
|
| Типы химических реакций.
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать: классификацию неорганических веществ по ранее изученным признакам.
Уметь:
Относить конкретные химические реакции к одному из изученных типов, используя классификации химических реакций по изученным признакам.
| Таблицы
«Классификация химических реакций»
«Тепловой эффект химической реакции»
| Фронтальный опрос
|
3/3
|
| Виды химической связи
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать: Характеристику типов химической связи по изученным признакам.
Уметь: определять тип химической связи в конкретных веществах по их формулам; записывать схему образования химической связи по соответствующему алгоритму.
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
| Фронтальный опрос, проверочная работа
|
4/4
|
| Степень окисления. Изменение степени окисления. Составление ОВР.
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать: основные понятия теории ОВР
Уметь: составлять электронный баланс для ОВР, определять окислитель и восстановитель, составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.
|
| Текущий
|
| Тема 1. Общая характеристика химических элементов (4 часа).
|
5/1
|
| Характеристика элемента на основании его положения в ПСХЭ.
Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева.
План характеристики химического элемента.
Характеристика элемента - металла.
Характеристика элемента-неметалла.
Д.З. §1стр.8 №5
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать:
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.
Уметь:
- объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп
- характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
| Текущий, работа в парах
|
6-7/2-3
|
| Характеристика элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак.
Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия.
Д.З.§2
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.
Уметь:
записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде
характеризовать элемент по кислотно-основным свойствам образуемых ими соединений.
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
| Самостоятельная работа по предыдущей теме
|
8/4
|
| Периодический закон и ПСХЭ.
Периодическая система химических элементов и строение атомов. Металлические и неметаллические свойства элементов на уровне первой формы их существования – на уровне атомов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Д.З. конспект
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать:
химический элемент, атом;
периодический закон.
Уметь:
называть:
химические элементы по их символам;
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
| Текущий, работа в парах
|
| Тема 2. Скорость химических реакций (5 часов)
|
9/1
|
| Скорость химических реакций.
Понятие о скорости химических реакций.
Д.З. конспект
| Урок изучения нового материала
| Знать: понятие скорости химических реакций, формулы по которым вычисляется скорость химической реакции.
Уметь: вычислять скорость химической реакции по алгоритму.
|
| Самостоятельная работа 20 мин по предыдущей теме, работа в парах.
|
10/ 2
|
| Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, величины поверхности соприкосновения и температуры, катализатора.
Д.З. конспект, задачи
| Комбинированный урок
| Знать: зависимость скорости от температуры, от природы реагирующих веществ, от концентрации, катализатора, поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Уметь: применять формулы исчисления скорости химической реакции в решении задач .
| Демонстрации:
Опыты, раскрывающие зависимость скорости реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.
| Фронтальный опрос.
|
11/ 3
|
| Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия (принцип Ле Шателье).
Д.З. конспект, задачи
| Комбинированный урок
| Знать:
Обратимые, необратимые реакции, химическое равновесие, факторы, влияющие на смещение химического равновесия, принцип Ле Шателье.
Уметь: определять в какую сторону сместится химическое равновесие в зависимости от изменяемых условий по принципу Ле Шателье, следовать алгоритму
| Демонстрация:
Примеры обратимых и необратимых реакций.
Смещение химического равновесия в системе NO → NO2
Лабораторные опыты:
1.Роданид калия взаимодействует с хлоридом железа (III).
2.Смещение химического равновесия при изменении температуры.
| Самостоятельная работа 15 минут по предыдущей теме, работа в парах.
|
12/4
|
| Подготовка к контрольной работе.
Д.З. задачи
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Знать: понятие скорости химических реакций, факторы, влияющие на скорость химической реакции, обратимость химической реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия, принцип Ле Шателье
Уметь: применять полученные знания для решения задач по скорости химических реакций.
| Дидактический материал
| Текущий, подготовится к контрольной работе.
|
13/5
|
| Контрольная работа №1: «Общая характеристика химических элементов. Скорость химических реакций»
| Урок контроля знаний и умений
|
| Тетради для контрольных работ
|
|
| Тема 3. Металлы (18 часов).
|
14/1
|
| Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов.
Краткий исторический обзор:
Век медный – век бронзовый – век железный.
Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе.
Строение атомов металлов.
Металлические кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь.
Физические свойства металлов простых веществ.
Легкие и тяжелые металлы.
Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы.
Д.З. §4-5, стр. 29 №1(устно)
| Урок изучения нового материала
| Знать:
Положение элементов металлов в П.С.
Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.
Уметь:
характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с металлами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
| Л. О.Образцы различных металлов
| Текущий
|
15/2
|
| Сплавы.
Сплавы и их классификация.
Черные металлы: чугуны и стали.
Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий.
Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов.
Д.З. §6-7, стр. 38 №2
| Урок изучения нового материала
| Знать: классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.
Уметь: описывать свойства и области применения различных сплавов
| Л.О. образцы различных сплавов
| Фронтальный опрос
|
16-17/3-4
|
| Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами
Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР.
Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей.
Поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжения.
Металлотермия
Д.З.§8 стр. 41№2
| Урок изучения нового материала, урок комплексного применения знаний и умений.
| Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Уметь:
характеризовать
химические свойства металлов;
составлять
уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).
| Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения металлов.
Д.О. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Л.О. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
| Творческие работы по сплавам, текущий контроль
|
18/5
|
| Металлы в природе, общие способы получения металлов.
Самородные металлы.
Минералы. Руды.
Металлургия и ее виды:
Пиро-, гидро-, электрометаллургия.
Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов
Д.З. §9
| Комбинированный урок
| Знать: основные способы получения металлов в промышленности, химические понятия
Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь: характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов,
составлять уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.
| Д. О.Образцы сплавов. Коллекция руд металлов,
полезные ископаемые.
| Самостоятельная работа 10 минут, текущий
|