Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
средняя общеобразовательная школа № 439 «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Зам. директора по УВР И.о. директора
_____________ / / _____________ /О.А.Стрикова / ____________ /Л.С.Алборова/
26 августа 2013 г. 28 августа 2013 г. 30 августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ___ Литературе , 102 часа___
предмет, к-во часов
для _____11 класса_____
на 2013 – 2014 уч.год
Составлена на основе примерной программы: Учебник:
В.Я. Коровина В.П.Полухина,В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
автор автор учебника
______ литература_________ ______ Москва «Просвещение» 2010г._______
название программы издательство, год издания
_____Москва «Просвещение» 2008г. ________
год издания, издательство
Составил: Ишмаева Людмила Михайловна
Ф.И.О.
Пояснительная записка.
Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых уроков развития речи 13 ч., зачетов 2, тестов 12 ч.;
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.) Базовый уровень.
Учебник Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2009
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
№
у
р
о
к
а
| Сроки
| Тема урока
| Оборудование
Планируемый результат
| Возможные виды деятельности учащихся
| Возможные формы контроля, формы урока
| Информаци-
онное сопровождение
| Вводные уроки (2 часа)
|
| 1
|
| Россия на рубеже веков.
Русская литература начала XX века.
| Знать особенности развития лит-ного процесса начала XX века, понятие модернизм, его содержание, традиции русской классической лит-ры ; исторические процессы в стране и мире конца 19 – начала 20 вв.);
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
| Введение в речь новых слов-понятий, формулировка устных ответов.
| Фронтальный опрос.
Урок-беседа
| Выставка книг, портреты, учебник, метод. лит-ра
| 2
|
| Поэтические индивидуальности «серебряного века».
| Знать понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс»;
Владеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании),
| Сообщ. уч-ся, выразительное чтение эпизодов прозы; анализ эпизода.
| Выборочный опрос.
Урок-практикум
| Портреты поэтов, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов.
| Леонид Николаевич Андреев ( 2 часа)
| 3
|
| Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Ранняя проза.
| Знать основные этапы жизни и творчества Л.Андреева. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.
| Чтение эпизодов вслед за автором.
| Индивидуальный опрос.
Урок-практикум.
| Портрет, метод. лит-ра, карточки
| 4
|
| Тема одиночества в рассказах «Баргамот и Гараська», «Жили-были».
| Уметь анализировать текст, определять основной конфликт; знать особенности языка и тематики Андреева;
Владеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании),
| Размышления о смысле человечес-кого бытия; сравнение и сопоставление героев.
| Фронтальный опрос.
Урок-исследование.
| Текст рассказа, метод. лит-ра
| Иван Алексеевич Бунин (3 часов)
|
| 5
|
| И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого» в расска-зе «Антоновские яб-локи». Поэтический дар писателя.
| Знать основные этапы жизни и творчества И.Бунина, своеобразие его стиля, уметь анализировать.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.
| Запись плана лекции учителя, выразительное чтение и анализ эпизода рассказа.
| Выборочный опрос.
Урок-анализ эпизода. Урок освоения нового материала.
| Портрет писателя, текст рассказа, сборники стихов
| 6
|
| Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
| Знать историю создания рассказа, его философское содержание. Уметь анализировать, выделять главную мысль;
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
| беседа, аналитическое чтение, размышление (устное высказывание)
| Индивидуальный опрос.
Урок-практикум.
| Текст рассказа, метод. лит-ра
| 7
|
| Обращение И.А.Бунина к «вечной теме» (рассказы о любви). Цикл «Тёмные аллеи».
| Уметь видеть новизну в изображении психологического состояния человека. Знать отличительные особенности бунинской прозы;
Владеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании),
| Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение, обсуждение прочитанного
| Выборочный опрос.
Урок-практикум.
| эпиграф, сборники рассказов
| Александр Иванович Куприн (3 часа + 1 час развития речи)
|
| 8
|
| А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. Воплоще-ние нравственных идеалов в повести «Олеся».
| Знать основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна- «кулунчаковская татарская кровь» Куприна.
Знать историю создания, сюжет повести, нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, их решение, смысл названия повести, авторскую позицию в повести.
| Доклад ученика, аналитическая беседа
| Выборочный опрос.
Урок-анализ эпизода.
| Портрет писателя, текст повести, метод. лит-ра, карточка
| 9
|
| Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок».
| Аналитическая беседа, комментированное чтение
Сообщение учащегося, работа с текстом, аналитическая беседа.
| Выборочный опрос.
Урок-практикум.
| Текст повести, метод. лит-ра
текст повести, метод. лит-ра
| 10
|
| Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
| Знать роль детали в рассказе. Прийти к пониманию того, что Куприн – мастер в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художест-венные особенности повести.
| Аналитическая беседа, комментированное чтение.
| Фронтальный опрос.
Урок-исследование.
| МПС – музыка (Вторая соната Бетховена).
Текст рассказа, метод. лит-ра, эпиграф, запись 2-ой сонаты Бетховена.
| 11
|
| Развитие речи. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
| Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты;
знать особенности изображения любви Буниным и Куприным .
| Сопоставительный анализ произведений, составление опорного плана.
| Индивидуальный опрос.
Урок-практикум.
| МПС – русский язык (способы цитирования).
Темы сочинений, тексты произведений.
| «Серебряный век» русской поэзии (3 часа + 1 часа развития речи)
|
| 12
|
| «Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Творчество В.Брюсова. Акмеизм. Творчество О.Мандельштама.
«Серебряный век» русской поэзии. Футуризм. Творчество И.Северянина. Новокрестьянская поэзия. Творчество Н.Клюева.
| Знать понятия символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия, их основоположников. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века». Уметь анализировать стихотворения.
Понимать , как влияют исторические события на тематику в литературе.
| Работа с учебником, запись осн.теор.понятий;
Чтение наизусть стихотворений, их анализ;
Работа с таблицей «Поэты серебряного века»
| Урок освоения новых знаний.
Урок-практикум
| Портреты, сборники стихов, эпиграф, карточки, метод. лит-ра
|
| 13
|
| «Прерванный на творческом взлёте путь…» Трагическая судьба Н.С.Гумилёва.
Мир образов Николая Гумилёва.
| Знать трагическую судьбу Н.Гумилёва, его значение в разработке нового течения – акмеизма, в создании «Цеха Поэтов». Уметь анализировать лирическое произведение.
| Сообщения уч-ся, чтение наизусть.
Беседа по теории лит-ры, анализ стихотворений.
| Урок-семинар.
Фронтальный опрос.
| Портрет поэта, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов
| 14
|
| «Моим стихам … настанет свой черёд». Сложная судьба Марины Цветаевой.
Поэтический мир Марины Цветаевой.
| Знать сложную судьбу М.Цветаевой, особенности её поэтической манеры. Уметь анализировать лирическое произведение.
| Сообщение уч-ся, выразительное чтение, краткий анализ
Комментарии к прочитанным стихам
| Урок-концерт.
Индивидуальный опрос.
| Портреты, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов, карточки
| 15
|
| Развитие речи. Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века».
| Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты.
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
| Развитие письменной речи
| Урок развития речи.
| Темы сочинений, сборники стихов
| Максим Горький (8 часов )
|
| 16
|
| Анализ сочинений и работа над ошибками.
«Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться». Жизнь и творческая судьба Максима Горького.
| Знать основные вехи биографии и творчества Горького. Знать особенности романтизма Горького. Уметь анализировать прочитанное.
| Защита реферата.
Составление опорного плана услышанного материала.
| Лекция с элементами беседы.
| Портреты, метод. лит-ра, эпиграф, сборники рассказов
| 17
|
| Романтические бунтари М.Горького (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»).
|
Знать, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя. Овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романти-ческих произведений. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.
| Аналитическая беседа;
выборочное чтение и анализ эпизодов;
| Индивидуальный опрос.
Урок-практикум.
| Иллюстрации к творчеству Горького.
| 18
|
| Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».
|
Знать новаторство Горького. Уметь определять состав-ляяющие жанра и конфликта в пьесе;
Понимать актуальность конфликта сегодня, уметь находить правильное его решение.
| Аналитическая беседа.
| Урок-исследование
Выборочный опрос.
| Текст пьесы.
| 19
|
| «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».
|
Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения на образ Луки и его жизненную позицию; понимать значение образа Луки в пьесе.
| Аналитическая беседа, дискуссия
| Урок-дискуссия.
Фронтальный опрос.
| Дополнительный материал из учебника.
| 20
|
| Вопрос о правде в драме М.Горького.
| Текст пьесы, метод. лит-ра
Уметь выявлять позиции героев и авторскую позицию. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.
| Аналитическая беседа, дискуссия
| Индивидуальный опрос.
Урок-практикум.
| Критическая литература.
| |