Российской федерации





НазваниеРоссийской федерации
страница1/7
Дата публикации15.10.2014
Размер0.79 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Физический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор ________________ Е.Г. Елина

«____» ________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины
ЭКОЛОГИЯ


Направление подготовки

Физика живых систем



Профили подготовки

Биофизика

Медицинская фотоника


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр



Форма обучения

очная

Саратов, 2011

1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экология» является формирование у студентов представлений о взаимосвязях, которые существуют между человеком как компонентом биосферы и окружающей его неживой и живой природой, повышение уровня экологической культуры обучающихся, формирование личности, осознающей свою ответственность за сохранение окружающей среды и необходимость ограничения своей свободы для реализации условий эколого-нравственного императива.

Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания в настоящее время превратилась из строго биологической науки (биоэкологии) в комплексную науку, представляющую собой целый цикл знаний, вобравший в себя разделы самых различных естественных и гуманитарных научных дисциплин, связанные с проблемами взаимодействия живого и неживого. Все чаще она рассматривается как наука об организации, функционировании, рациональном использовании и охране окружающей среды. Дисциплина имеет ярко выраженный междисциплинарный характер.

Задачей дисциплины является передача студентам знаний о строении и функциях природной среды, её компонентов, о механизмах и закономерностях их взаимодействий между собой и с человеком, а также знакомство с некоторыми методами защиты природы и рационального использования её ресурсов.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Экология» включена в базовую часть математического и естественнонаучного цикла Б.2. Для её освоения необходимы знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в средних учебных заведениях: основы математики, физики, химии, биологии, астрономии, истории и др.

Приобретенные знания помогут студентам в освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», входящей в базовую часть профессионального цикла, и некоторых других естественнонаучных дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой бакалавриата. В частности, они способствуют выработке представлений о целостности и взаимосвязанности окружающего нас мира, о закономерностях становления и развития жизни, взаимном влиянии живой и неживой природы, что особенно важно при обучении студентов по направлениям подготовки, в учебных планах которых отсутствует дисциплина «Концепции современного естествознания».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины «Экология»
Общекультурные компетенции:

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

  • способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16);




Профессиональные компетенции:

  • способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1);

  • способность применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2);

  • способность использовать специализированные знания в области физики, математики, химии и биологии для освоения профильных биофизических дисциплин (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-4);

  • способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов биофизических исследований (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5);

  • способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза биофизической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6);

  • способность формировать суждения о знании и последствиях своей профессиональной деятельности с учётом специальных, правовых, этических и природоохранных аспектов (ПК-7);

  • способность понимать и применять на практике методы управления в сфере природопользования (ПК-12);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • предмет, задачи и структуру современной экологии;

  • основные законы и правила экологии;

  • основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

  • учение о биосфере и её структуре;

  • связь условий развития биосферы с особенностями строения Земли;

  • естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере

  • влияние различных экологических факторов на развитие жизни на Земле и сохранение устойчивости биосферы;

  • роль глобальных процессов в создании, развитии и современном состоянии биосферы;

  • основные антропогенные факторы, приводящие к разрушению биосферы;

  • принципы рационального природопользования;

  • основы экологического права;

  • основные формы и этапы международного сотрудничества в области охраны окружающих среды.

Уметь:

  • применять полученные знания о взаимосвязях, существующих между живой и неживой природой, человеком и окружающей его средой, в научно-исследовательской, культурно-просветительской, педагогической, организационно-управленческой и других видах деятельности;

  • анализировать и систематизировать материалы исследований окружающей среды;

  • применять принципы рационального природопользования.

Владеть:

  • навыками работы с научной литературой и другими источниками информации, нормативными и законодательными документами в области экологии;

  • методами защиты окружающей среды.



4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).





п/п


Раздел дисциплины


С

е

м

е

с

т

р



Недели

семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость (в час)

Формы

текущего

контроля

успеваемости.

Формы

промежуточной

аттестации


всего


лекции

семи-нар-ские занятия

само-стоя-тель-ная

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1


Введение

- Повышение уровня экологической культуры общества – актуальная проблема современности

- Предмет, задачи и структура современной экологии

- Основные этапы развития представлений о взаимоотношении человека и природы

- Международное сотрудничество в области охраны природы

- История и состояние охраны природы в России.

- Основы экономики природопользования и природоохранного законодательства РФ.

1

1–2

8

4




4

Контрольные вопросы

2

Основы общей экологии.

- Основные экологические понятия и термины.

- Трофические цепи.

- Взаимоотношения организма и среды (экологические факторы, диапазон толерантности, лимитирующие факторы, экологическая ниша)

- Основные законы и правила экологии.

1

3–4

8

4




4

Контрольные вопросы

3

Биосфера Земли

- Учение В.И.Вернадского о биосфере.

- Структура и границы биосферы

- Регулирующее воздействие биоты на окружающую среду

- Биосфера и ноосфера.

1

5

4

2




2

Контрольная работа по разделам 1–3

4

Биосфера и строение Земли

- Происхождение Земли, её основные параметры и форма.

- Внутреннее строение Земли и её модели.

- Возраст Земли, методы его определения.

- Магнитное поле Земли.

- Изменения радиационного и магнитного полей Земли, их влияние на развитие биосферы.

1

6–7

8

4




4

Контрольные вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

Эволюция Земли и её биосферы

- Основные представления о развитии Земли и земной коры

- Геологическая периодизация развития Земли.

- Эволюция гидросферы и атмосферы Земли.

- Проблема происхождения и развития жизни на Земле.

1

8

4

2




2

Контрольные вопросы

6

Характеристики основных геосфер, входящих в состав биосферы

- Состав и строение современной атмосферы.

- Водные ресурсы планеты.

- Литосфера Земли.

1

9

4

2




2

Контрольные вопросы

7

Важнейшие процессы, протекающие в биосфере

- Фотосинтез, его основные стадии, роль в развитии биосферы.

- Круговорот веществ в природе – механизм самоочищения и обеспечения устойчивости биосферы. Типы круговоротов.

- Круговороты наиболее важных биогенных элементов.

1

10

4

2




2

Контрольная работа по разделам 4–7

8

Человек и биосфера

- История взаимодействия человека и природы.

- Воздействие человека на природную среду в процессе производства

- Факторы деградации биосферы.

1

11

4

2




2

Контрольные вопросы

9

Проблемы народонаселения

- Демографическая история Земли. «Демографический взрыв» 20 века.

- Учение Т.Р.Мальтуса о народонаселении.

- Особенности демографического развития различных регионов Земли. Теория демографического перехода.

- Модели изменения численности народонаселения. Демографические перспективы человечества.

- Человек и ресурсы биосферы.

1

12–13

8

4




4

Контрольные вопросы

10

Проблемы загрязнения биосферы

- Классификация загрязнений.

- Рассеяние, циркуляция и биологическое накопление загрязняющих веществ в биосфере.

- Нормирование загрязнений.

- Источники и виды загрязнения атмосферы.

- Потребление и загрязнение воды.

- Антропогенное влияние на атмосферу и почву.

- Ущерб от загрязнения окружающей среды.

1

14–15

8

4




4

Контрольные вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Глобальные последствия загрязнения атмосферы

- Проблема атмосферного озона.

- Двуокись углерода, парниковый эффект и климат Земли.

- Кислотные осадки

1

16

4

2




2

Контрольные вопросы

12


Физические (энергетические) загрязнения окружающей среды

- Тепловое загрязнение.

- Шумовое (акустическое) загрязнение.

- Электромагнитное загрязнение.

- Радиационное загрязнение.

1

17

4

2




2

Контрольные вопросы

13

Мониторинг и методы защиты окружающей среды

- Мониторинг окружающей среды

- Технологические и организационно-технические методы защиты.

- Очистка выбросов в биосферу.

- Экозащитная техника и технологии.

- Безотходные и малоотходные технологии.

1

18

4

2




2

Контрольные вопросы


ИТОГО:


72


36





36

2 контрольные работы,

теор. зачет
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск