АННОТАЦИЯ к рабочей учебной программе «Региональные и универсальные международные организации»
Программа дисциплины «Региональные и универсальные международные организации» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, тестовые задания, список рекомендованной литературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Профессиональный» (Б3) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031900.62 «Международные отношения».
Дисциплина «Региональные и универсальные международные организации» представляет собой аналитический обзор истории создания, основных форм, механизмов и направлений деятельности ведущих многосторонних институтов в современном мире. В рамках изучения данной дисциплины делается акцент на функционировании таких организаций, как ООН, МОТ, Конференция по разоружению, МАГАТЭ, ОБСЕ, Совет Европы, НАТО, АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканский союз и др. Концептуальную основу дисциплины составляет тезис о принципиальном различии функций универсальных и региональных организаций и как следствие различных моделях их трансформации и развития в современных международных отношениях. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цели дисциплины «Региональные и универсальные международные организации» состоят в формировании у студентов представлений об истории формирования, целях, структуре и основных направлениях деятельности современных региональных и универсальных организаций. Деятельность международных организаций является важным компонентом региональных международных отношений, поэтому содержание данной дисциплины тесно связано с курсами «Региональные аспекты международных отношений», «Мировая политика», а также с другими дисциплинами, в которых затрагиваются проблемы регионалистики и глобалистики. В результате изучения данной дисциплины слушатель будет:
иметь представление о существующих типах и функциях международных организаций
иметь представление об истории создания, целях, структуре, основных направлениях деятельности ведущих международных организаций.
иметь представление о роли международных организаций в региональной политике
уметь самостоятельно производить анализ источников, связанных с деятельностью тех или иных международных организаций
уметь самостоятельно производить оценку эффективности той или иной организации
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ПДК-2: знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
ПДК-3: умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России;
ПДК-4: понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России;
ПДК-5: ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики
ПДК-7: понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека;
ПДК-8: понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов;
ПДК-9: знание и понимание основных теорий международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ;
ПДК-10: владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций;
ПДК-14: знание этапов становления и понимание тенденций развития Содружества Независимых Государств;
ПДК-15: владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов;
ПДК-16: умение ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии; ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
На занятиях по дисциплине в различных сочетаниях, а иногда параллельно применяются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Тем самым решаются задачи передачи знаний принципиально нового материала и приобретения умений и навыков их применения. Комплексные задания для самостоятельной работы предусматривают возможности как для продуктивной, так и продуктивно-творческой деятельности студентов.
Теоретические занятия (лекции). Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объём лекционного дисциплины – 36 часов.
Практические занятия. Семинарские занятия организуются по группам. Общий объём семинарских занятий – 36 часов. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, коллоквиумы, тестовые проверки знаний.
На занятиях применяются следующие ТСО: компьютерный мультимедийный проектор, видеомагнитофон.
Нормативный объем самостоятельной работы студентов, установленный учебным планом СЗИУ – 72 часа.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Оперативный контроль – устный опрос, тестирование.
Рубежный контроль – тест по каждой теме программы дисциплины; контрольная работа, реферат. Выполнение указанных работ является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие в полном объеме эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса.
Итоговый контроль – зачет. |