Рабочая программа учебного предмета «Природоведение»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
страница1/6
Дата публикации11.11.2014
Размер0.8 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6







Рабочая программа учебного предмета

«Природоведение»

5 класс

базовый уровень

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (линия Н.И.Сонина).

Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. при этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета биологии) и дополнен список обязательных практических работ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);

  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

  • природоведческой (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми);

  • здоровьесберегающей (позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

      1. Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 174 с.

      2. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. 5класс», Москва, «Дрофа», 2009

      3. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

вид контроля

количество часов (работ)

оцениваются

не оцениваются

(оцениваются по желанию учащегося)


Практические работы


14

9

5


Обобщающие уроки


7

7





Тестовый контроль


(5)

5





Контурные карты


(4)

2





Защита проектов


(3)

3





Подготовка сообщений


(5)

2

(3)


По сравнению с авторской программой изменено количество часов в разделе «Изучение природы» (8 часов вместо предусмотренных 3), т.к. авторская программа отводит недостаточно времени для знакомства с современными информационными и коммуникационными технологиями. Автор считает важным познакомить учащихся с основными источниками информации и способами работы с ними именно на начальном этапе изучения программы, а далее упрочнять умения работы с ними. Недостающие 5 часов взяты из разделов «Вселенная» (количество часов уменьшено с 14 до 11) и «Земля» (18 и 15 часов, соответсвтенно)

Программой предусмотрено 2 часа резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания (по причине командировки педагога, больничного, карантина и других обстоятельств, которые нельзя учесть заранее) или для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, проведения обобщающе-повторительных уроков, экскурсий, викторин, олимпиад и проч., в зависимости от темпов освоения программы классом, материально-технических и финансовых возможностей. Так же предусмотрено 3 часа для повторения содержания основных разделов курса «Природоведения».

Содержание программы
Изучение природы (8 часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы:

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  2. Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы)


Вселенная (11 часов, в т.ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Земля (15 часов, в т.ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.
Практические работы:

  1. Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения)

  2. Описание физических свойств воды и поваренной соли. Получение смесей.

  3. Ознакомление со свойствами горных пород и минералов


Жизнь на Земле (15 часов, в т.ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Практические работы:

  1. Знакомство с ископаемыми остатками животных и растений

  2. Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа)

  3. Строение клеток кожицы лука.

  4. Изучение одноклеточных организмов (проводится при наличии живых простейших)

  5. Приспособления животных к среде обитания

  6. Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации.

  7. Особенности растений разных зон


Человек на Земле (16 часов, в т.ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Практические работы:

  1. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

  2. Определение ядовитых растений, грибов и животных своей местности.


Повторение – 3 часа.

Резервное время – 2 часа.

Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик должен:
Знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации, отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры живых организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.


Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения животных соей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособление животных к условиям среды обитания; изменений в окружающем мире под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения и получены результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 - 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 - 3 минуты);

  • пользовать приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечения, несложных травмах.


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-ый кл.: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»: метод. пособие/ Л.Д.Парфилова . - М.: изд-во «Экзамен», 2005. - 126 с. - (Серия «Учебно-методический комплект»)




  1. Парфилова Л.Д. Тесты по природоведению: 5-ый кл.: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»: метод. пособие/ Л.Д.Парфилова . - М.: изд-во «Экзамен», 2006. - 62 с. - (Серия «Учебно-методический комплект»)




  1. Дидактический материал по экологии 5 класс/ авт. - сост. Н.А.Степанчук. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 255 с.




  1. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. - М.: Устойчивый мир, 2000 - 272 с.


Перечень средств обучения
Настенные карты:

  1. Карта полушарий (физическая)

  2. Строение земной коры

  3. Океаны

  4. Природные зоны мира

  5. Климатическая карта мира


Объемные средства обучения:

  1. Глобус


Натуральные объекты:

  1. Коллекция «Полезный ископаемые» (к курсу природоведения, демонстрационная)

  2. Коллекция «Полезные ископаемые» (для курса географии средней школы)

  3. Коллекция «Полезные ископаемые» (учебная)

  4. Коллекция «Строение горных пород» (для средней школы)

  5. Коллекция «Формы сохранности ископаемых растений и животных»

  6. Коллекция «Известняк» (учебная) 3 шт.

  7. Коллекция «Почва и ее состав»

  8. Животные живого уголка (моллюски ахатины, аквариумные рыбы и моллюски, тритон испанский, шпорцевая лягушка и проч.)

  9. Живые растения - обитатели разных природных зон (ксерофиты, монстера, фикус)


Приборы:

  1. Микроскоп

  2. Лупа

  3. Компас

  4. Термометр


Лабораторное оборудование:

  1. Предметные и покровные стекла

  2. Чашки Петри

  3. Препаровальные иглы

  4. Пипетки

  5. Пробирки

  6. Химические стаканы разного объема

  7. Колбы разного объема


Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор


Мультимедийные учебные пособия:

  1. Мультимедийное учебное издание «Живой организм» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008

  2. Мультимедийное учебное издание «Многообразие живых организмов» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008

  3. Электронные уроки и тесты «Влияние человека на природу»

(серия «Биология в школе»), «Просвещение Медиа», 2007

  1. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, ООО «Дрофа», 2005


Видеофильмы:

  1. Ребятам о зверятах (ВВС, 30 серий)

  2. Homo sapiens - человек разумный (ВВС, 4 серии)

  3. Одиссея первобытного человека (ВВС, 3 серии)



Список литературы


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 - 11 классы. - 5-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с.

  2. Примерная программа основного общего образования по природоведению, 5 класс


Рабочая программа основного общего образования по биологии

6 – 10 класс

(2013-2014 г.).
Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова.

Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразоват. учреждений для УМК Н.И.Сонина, В.Б.Захарова.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования

Изучение биологии складывается следующим образом:
6класс — 35 часов из федерального компонента (1ч. нед.)+ (0,5ч)

8класс — 70 часов из федерального компонента (2ч. нед.)
9 класс — 68 часов из федерального компонента (2ч. нед.)
10 класс – 70 часов из федерального компонента (2ч. нед.)


Использование в 6 классе часов из регионального (национально-регионального) компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.

Рабочая программа

по биологии 6 класс


6 класс Живой организм Автор Н. И. Сонин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

      В соответствии с федеральным базисным учебным  планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 17 часов из регионального компонента. C  учётом  этого  составлено   тематическое  планирование  на  52часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  регионального  компонента.
Учебно-тематический план



тема

Количество часов

В том числе

Практические, лабораторные работы

Контрольные работы

1

Строение и свойства живых организмов.

20

8

2

2

Жизнедеятельность организмов.

27

5

1

3

Организм и среда. Природные сообщества

5

-

1

итого

52

13

4


Программа: Биология 6-9 классы. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, М., «Дрофа», 2008г.

Учебник: Сонин Н.И., Биология. Живой организм. 6 класс М., «Дрофа», 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(52 часа, 1,5 часа в неделю)

Тема 1 . Строение и свойства живых организмов. (20ч.)

Основные свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Экскурсия.

Химический состав клеток

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Строение растительной и животной клеток

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

■ Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■ Лабораторная работа Ткани живых организмов.

Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторная работа Распознавание органов у растений и животных.

Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
Тема 2. Жизнедеятельность организмов. (27ч.)

Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

■ Практическая работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии

Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■ Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■ Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
Тема 3. Организм и среда. Природные сообщества. (5ч.)

Среда обитания. Факторы среды

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Экскурсия.

Природные сообщества

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■ Демонстрация моделей экологических систем.

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 6КЛАСС

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке,

  • о клетке как единице живого,

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.



Литература

Основная литература

Н.И.Сонин Биология. Живой организм. 6 класс. Издательский центр «Дрофа»2011

Биология. Развернутое тематическое планирование по программе Н.И.Сонина, А.А.Плешакова, В.Б.Захарова. 6-11 классы.- Волгоград: Учитель, 2011

Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники.. ВАКО 7 (7) классы- М.:Вако, 2005

Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс.Волгоград: Учитель, 2007

Дополнительная литература

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Интерактивное пособие по биологии. Виртуальный живой уголок.

Биология.1 часть Природоведение.

Биология. 3 часть Многообразие живых организмов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ.

Учебник: Сонина Н. И., Захаров В. Б. «Биология. Многообразие живых организмов» М.: Дрофа, 2007 г.

Программа: Биология 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г.

Автор программы: Захаров В.Б., Сонин Н.И., Захарова Е.Т.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обу­чающихся.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступе­нях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их распо­ложением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной програм­ме. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и мо­гут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тет­радь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»! класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, не­мых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения уз­навать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компонен­ты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика раз­мышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Содержание курса.

Название темы

Количество часов

Введение

3

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

Всего

3

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

Тема 2.2. Лишайники

1

Всего

4

Раздел 3. Царство Растения

 

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

Тема 3.2. Низшие растения

2

Тема 3.3. Высшие растения

4

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6

Всего

16

Раздел 4. Царство Животные

 

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

3

Тема 4.5. Тип Плоские черви

2

Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

Тема 4.10. Тип Иглокожие

 

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

Тема 4.15. Класс Птицы

4

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4

Всего

37

Раздел 5. Царство Вирусы

2

Заключение

1

ИТОГО

66 + 4 резерв
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа курса «природоведение»
Рабочая программа предмета «Природоведение» составлена на основе нормативно – правовой базы
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета маоу «Гимназия №1»
И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой, представленой в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы:...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного курса «Природоведение»
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии,...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета маоу «Гимназия №1»
В. Б. Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. 6 изд., стереотип....
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа курса «Природоведение»
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск