Скачать 363.6 Kb.
|
02 – 20 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Рассмотрено» «Утверждаю». на заседании Директор школы педагогического совета школы Калюжная К.К. ___________ Протокол № _9______________ Приказ № 25 от «28» августа 2013 г от «30» августа 2013 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» 5 класс Составитель рабочей учебной программы: Разумная Е.В., учитель биологии, ВКК МКОУ Куйбышевская ООШ. х. Индычий 2013 год. 1. Пояснительная записка. Статус документа. Рабочая программа предмета «Природоведение» составлена на основе нормативно – правовой базы:
Цели и задачи: - продолжить изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира», дать общее представление об удивительном многообразии природы и о тесных связях между миром живой и неживой природы, овладеть рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. - приобретение знаний о живой и неживой природе, присущих им закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой и неживой природы, использование знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности; - овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Согласно действующему Базисному учебному плану на изучение предмета «Природоведение» в 5 классе из федерального компонента выделяется 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Программа по природоведению составлена с учетом требований к уровню биологической подготовки выпускников начальной школы. Раскрываемое в программе содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки школьников. В основе программы лежит системный подход, предусматривающий изучение живой и неживой природы, процессов происходящих в природе. Содержание программы включает начальный курс следующих учебных предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, географии, астрономии, химии. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. В процессе преподавания курса используется следующая типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Структура документа. Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно – тематический план изучения предмета; содержание программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета; описание материально – технического обеспечения образовательного процесса; календарно – тематическое планирование. 2.Учебно – тематический план.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в рабочей программе изменено перераспределение часов. Резервные часы используются следующим образом: в раздел 1 «Изучение природы» добавлен 1 урок - практикум «Методы изучения природы», в раздел 4 «Жизнь на Земле» добавлении 1 урок - практикум «Разнообразие живого», в раздел 5 «Человек на Земле» добавлен 1 урок - практикум «Здоровье человека и безопасность жизни». 3. Содержание программы учебного курса. Тема 1. Изучение природы. (4 часа). Науки о природе. Что изучают науки о природе? Семья биологических наук. Методы изучения природы, начальные исследовательские умения, наблюдения; опыты и измерения; результаты экспериментов, формулировка выводов. Суть методов изучения природы. Практические работы: № 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. № 2. Методы изучения природы. Проверочная работа № 1. Тест № 1 по теме «Изучение природы». Тема 2. Вселенная. (14 часов). Развитие представлений о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Характеристика планет Солнечной системы и процессов происходящих на них. Практические работы: № 3. Работа с подвижной картой звёздного неба. Проверочная работа №2. Тест № 2 по теме «Вселенная». Тема 3. Планета Земля. (18 часов). Гипотезы возникновения Земли, работы учёных, внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, горные породы, полезные ископаемые, минералы. Понятие о литосфере. Разнообразие происхождения и свойств горных пород Земли. Тела и вещества. Агрегатное состояние веществ. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Суша планеты Земля. Характеристика материков, островов их особенности. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха, закономерности охлаждения и нагревания воздуха. Погода, климат, их влияние на распространение живых организмов на Земле. Гидросфера – водная оболочка Земли. Моря и океаны их характеристика. Сущность круговорота воды в природе. Источники пресной воды. Рациональное использование пресной воды. Причины уникальности Земли. Практические работы: № 4. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. № 5. Наблюдение признаков химических реакций. № 6. Наблюдение за погодой. Проверочная работа № 3. Тест № 3 по теме «Планета Земля». Тема 4. Жизнь на Земле. (15 часов). Возникновение и развитие жизни на Земле (обратить внимание на то, что жизнь зародилась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись). Древние водные растения и животные. Выход растений на сушу. Древние папоротникообразные. Эра динозавров. Возникновение и господство на земле цветковых растений, млекопитающих и птиц. Строение клетки, органоиды клетки. Изучение строения и функций органоидов клетки (оболочка, митохондрии, цитоплазма, лизосомы, хлоропласты). Разнообразие живого. Строение одноклеточных организмов. Многоклеточные: грибы, растения, животные. Разнообразие водорослей, мхов, папоротников, голосемянных и покрытосемянных растений. Жизненные формы растений. Многообразие и роль животных в природе. Среды обитания животных. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды. Растительный и животный мир разных материков Земли. Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира Жизнь в морях и океанах. Взаимосвязи обитателей морей и океанов и их приспособленность к жизни в разнообразных условиях. Практические работы: № 7. Изучение клетки растения под микроскопом. № 8. Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации. Проверочная работа № 4. Тест № 4 по теме «Жизнь на Земле». Тема 5. Человек на Земле .(17 часов). Представления о предках человека, первые люди, их образ жизни. Эволюция человека от питекантропа к Человеку Разумному. Сравнение объёма головного мозга у разных видов рода Человек. Географические открытия Древнего мира. Великие географические открытия Средних веков. Географические открытия в 20 веке. Десять великих путешественников. Выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем. Влияние человека на живые организмы. Меры по сохранению всего живого на Земле.. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Овладение простейшими способами оказания первой помощи. Правила первой помощи при отравлении. Что мы узнали о жизни человека на Земле. Практические работы: № 9. Овладение способами оказания доврачебной помощи. Проверочная работа № 5. Тест № 5 по теме «Жизнь человека на Земле». Проверочная работа № 6. Тест № 6 Итоговое тестирование по курсу «Природоведение». 4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для оценки уровня достижений учащихся используются такие виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ результатов выполнения диагностических заданий рабочей тетради. Итоговый контроль выполняется в конце каждого раздела курса, в конце изучения всего курса в форме тестирования учащихся. Запланировано 6 проверочных работ. Контроль осуществляется в соответствии с критериями и нормами оценки знаний умений и навыков учащихся. |
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» «Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии,... | Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11... | ||
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» «Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий... | Рабочая программа по предмету природоведение Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умк н. И.... | ||
Рабочая программа курса «Природоведение» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа» | Рабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка... Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе | ||
Рабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,... | Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,... | ||
Рабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие» А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,... | Рабочая программа по предмету «природоведение» Биология 5- 11 класс (авт сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы –... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение... | Рабочая программа по биологии 6-9 классы пояснительная записка Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах основной общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» А. А. Плешакова, Н. И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы. М.:... | Природоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе «Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология» Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К. Ушинского эти уроки проводились интегрировано. Изначально интегрированный курс- внеклассное чтение. Возможно сочетание таких предметов,... |