Рабочая программа по природоведению (базовый уровень)





Скачать 211.2 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Дата публикации31.07.2014
Размер211.2 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МБОУ Володарская СОШ
УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Володарской СОШ

__________О.А.Янковская

«___» __________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

(базовый уровень)

5б, г классы

Составитель: Фонов Анатолий Владимирович,

учитель биологии высшей категории

пос. Володарского, 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Суховой Т.С. и Строганова В.И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы. Москва, «Вентана-Граф», 2010) и учебника «Природоведение. 5 класс» (Т.С.Сухова, В.И.Строганов, Природоведение, 5 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2008).

Данная авторская программа выбрана в связи с тем, что она имеет комплексный характер и направлена на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на нашей планете, и уделяет особое внимание экологическим аспектам. Выбранная программа обеспечивает выполнение требований к уровню подготовки учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, экологической культуры. Выбранная программа соответствует Обязательному минимума содержания основного общего биологического образования. Учебно-методический комплект (учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов, Природоведение, 5 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2008;) полностью соответствует авторской программе.

Особенностью реализации данной программы в школе является большое количество лабораторных и практических работ, нацеленных на развитие практических навыков обучающихся.

Преподавание учебного предмета «Природоведение» способствует реализации Образовательной программы школы, Концепции развития и Программы развития школы. Содержание, структура и методический аппарат учебного предмета создает хорошие условия для интерактивного обучения учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В соответствие с учебным планом школы на изучение учебного предмета выделяется 3 час в неделю (105 часов в год), т.к. авторская программа рассчитана на 68 часов, то проведено существенное увеличение изучаемого материала за счет добавления материала краеведческого модуля. Для развития практических умений учащихся предусмотрено большое количество лабораторных и практических работ, экскурсий, а также добавлены игровые уроки и проектные работы.
105 часов




Тема

Кол-во часов по плану

В т.ч. с указанием вида работ

1.

Введение. Что тебя окружает?

Живая и неживая природа, их единство. Изменения в природе и живых организмах.

10

3 экскурсии

2.

Многообразие природных явлений

Виды изменений в природе. Различия физических и химических явлений.

2




3.

Химические явления в живой и неживой природе.

Признаки химических реакций. Условия горения. Вещества роастений.

5

1 к/р

4.

Физические явления в природе.

Виды физических явлений (магнитные, электрические, механические, световые, звуковые).

7

1л/р

1 к/р

5.

Биологические явления

Микроскоп и микроскопическое строение живого.

4

2 л/р

1 п/р

6.

Особенности живого организма

Размножение живых организмов. Расселение организмов. Организмы и окружающая среда. Питание растений и животных. Фотосинтез. Корневое питание растений. Значение воды, минеральных веществ, питательных веществ для живого. Энергия в жизни живого. Многообразие живого. Царства живой природы, особенности и значение в жизни человека. Дыхание и выделение.

46

4 л/р

5 к/р

7 п/р

1 экс.

7.

Движение в сферах планеты Земля и в космосе

Изменение облика Земли и живых организмов. Движение сфер Земли. Взаимосвязь сфер. Горные породы. Движение небесных тел.

15

1 л/р

1 к/р

2 экс.

8.

Освоение природы человеком

Роль науки в жизни человека. Человек - часть природы. Биосфера и человек.

8

4 п/р

9.

Повторение. Резерв

Обобщение материала, игровые уроки.

8






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:


  • Науки, изучающие природу. Царства живой природы. Признаки живого.

  • Методы изучения природы.

  • Особенности строения и жизнедеятельности клетки, тканей, органов.

  • Основные процессы жизнедеятельности.

  • Взаимосвязь клеток, тканей, органов как основу целостности организма.

  • Многообразие природных явлений: физические, химические, биологические.

  • Общая характеристики и роль в жизни человека и природы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных.

  • Основные понятие о сферах Земли: литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере и небесных телах.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с микроскопом, готовить микропрепарат, рассматривать его под микроскопом.

  • Проводить простейшие опыты по изучению жизнедеятельности организмов и природных явлений.

  • Выполнять простые биологические зарисовки, правильно оформлять лабораторные работы и делать выводы к ним.

  • Излагать основное содержание параграфа учебника, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 час в неделю, всего 105 часов.




Тема (с указанием вида работы)

Вид урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

2

3

4

5






Введение. Что тебя окружает?

10







1.

Живая и неживая природа.




1.09




2.

Загадки природы.










3.

Живая и неживая природа.

Экс.

07.09




4.5.

Единство живой и неживой природы.




08.09




6.

Изменяется ли окружающий нас мир?










7.

Могут ли в живых организмах происходить физические явления?




14.09




8.

Могут ли в живых организмах происходить химические явления?




15.09




9.

Распространение плодов и семян.

Экс.







10.

Правила сбора гербария.

Экс.

21.09







Многообразие природных явлений

2







11(1)

Всё течет, все изменяется.




22.09




12(2)

Чем отличаются физические и химические явления.













Химические явления в живой и неживой природе.

5







13(1)

Как узнать, что химическая реакция произошла?




28.09




14(2)

Можно ли повлиять на химическую реакцию?




29.09




15(3)

Какие условия необходимы для реакции горения?










16(4)

Вещества, образуемые растениями.




05.10




17(5)

Подведем итоги.

К/р

06.10







Физические явления в природе.

7







18(1)

Что необходимо знать о физических явлениях?










19(2)

Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Л/р

12.10




20(3)

Механическое движение в природе.




13.10




21(4)

Световые явления в природе.










22(5)

Свет в жизни живых организмов.




19.10




23(6)

Звуковые явления в природе.




20.10




24(7)

Подведем итоги.

К/р










Биологические явления

4







25(1)

Как идет жизнь на Земле.




26.10




26(2)

Строение светового микроскопа.

Л/р

27.10




27(3)

Приготовление микропрепарата. Рассматривание плесени.

Л/р







28(4)

Оформление гербария.

П/р

02.11







Особенности живого организма

46







29(1)

Как размножаются живые организмы.




12.11




30(2)

Как размножаются животные










31(3)

Как размножаются растения.




18.11




32(4)

Изучение строения семян.

Л/р

19.11




33(5)

Могут ли растения размножаться без семян.

П/р







34(6)

Как переселяются растения.




25.11




35(7)

Оформление коллекции.

П/р

26.11




36(8)

Подведём итоги.

К/р







37(9)

Игра-обобщение. Размножение живых организмов.




02.12




38(10)

Почему всем хватает места на Земле.




03.12




39(11)

Как живые организмы переносят неблагоприятные условия.










40(12)

Правда ли что растения кормят всех?




09.12




41(13)

Подведем итоги

К/р

10.12




42(14)

Как питаются животные.










43(15)

Как питаются растения. Клетки листа.

Л/р

16.12




44(16)

Только ли листья кормят растения.




17.12




45(17)

Как питаются паразиты?










46(18)

Подведем итоги.

К/р

23.12




47(19)

Обобщение-игра. Питание живых организмов.




24.12




48(20)

Нужны ли минеральные соли человеку и животным?










49(21)

Можно ли жить без воды?




30.12




50(22)

Можно ли жить не питаясь?




10.01




51(23)

Как можно добыть энергию для жизни?










52(24)

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?




16.01




53(25)

Подведем итоги.

К/р

17.01




54(26)

Живые организмы зимой

Экс.







55(27)

Рассматривание клеток одноклеточных

Л/р

23.01




56(28)

Разнообразие клеток многоклеточных.

Л/р

24.01




57(29)

Царства живой природы.










58(30)

Одноклеточные.




30.01




59(31)

Растения.




31.01




60(32)

Грибы.










61(33)

Лишайники.




06.02




62(34)

Животные.




07.02




63(35)

Игра. Многообразие живого.










64(36)

Проект. Все на свете нужны.




13.02




65(37)

Посев семян.

П/р

14.02




66(38)

Уход за комнатными растениями.

П/р







67(39)

Составление этикеток.

П/р

20.02




68,69(40,41)

Можно ли жить и не дышать.




21.02




70(42)

Возвращают ли живые организмы вещества в среду обитания.




27.02




71(43)

Подведём итоги.

К/р

28.02




72(44)

Игра-обобщение. Организм и среда.










73(45)

Наблюдение за состоянием школьных помещений.

П/р

06.03




74(46)

Пикировка рассады.

П/р

07.03







Движение в сферах планеты Земля и в космосе

15







75.76(1.2)

Изменение облика Земли и живого.




13.03




77(3)

Движение литосферы.




14.03




78(4)

Движение атмосферы.










79(5)

Движение гидросферы.




20.03




80(6)

Круговорот воды в природе.




28.03




81(7)

Проект. Движение в природе.










82(8)

Взаимосвязь сфер Земли.




02.04




83(9)

Знакомство с горными породами.

Л/р

03.04




84(10)

Подведем итоги.

К/р







85(11)

Живое весной.

Экс.

09.04




86(12)

Игра-обобщение. Все движется.




10.04




87,88(13,14)

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.




16.04




89(15)

Звуки в природе.

Экс.

17.04







Освоение природы человеком

8







90(1)

Роль науки в жизни человека










91(2)

Изучение состояния деревьев на пришкольном участке.

П/р

23.04




92(3)

Человек – часть природы.




24.04




93(4)

Влияние человека на биосферу.










94(5)

Экологические проблемы.

П/р

30.04




95,96(6.7)

Экологический проект. Минигазета.

П/р

01.05




97(8)

Задание на лето.




07.05







Повторение. Резерв

8







98-105

Повторение. Природные явления. Особенности живых организмов. Организм и среда. Движение сфер Земли.




08.05-29.05





Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала



  1. Т.С.Сухова, В.И.Строганов, Природоведение, 5 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2008 (учебник).

  2. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы. Москва, «Вентана-Граф», 2010

  3. Т.С.Сузова, А.Г.Драгомилов, Природоведение, 5 класс, Москва, Вентана-Граф, 2009.

  4. А.В.Цингер. Занимательная ботаника. Москва, «Астрель», 2007.

  5. А.Тарасов Ботаника. Зоология. Химия. Смоленск, «Русич», 1999.

  6. Л.А.Попова. Открытые уроки. Природоведение. Биология. 5-8 классы. Москва, «Вако», 2009.

  7. В. Волина. Загадки от А до Я. Санкт-Петербург, «Дидактика Плюс», 1997.

  8. Т.Б.Державина. Экскурсии в природу. Пособие для учителя. Москва, «Мнемозина», 2010.

  9. Электронный атлас для школьника. Ботаника. Москва, Новый диск, 2004.

  10. Электронное учебное издание. Биология. Живой организм. 6 класс, Москва, «Дрофа», «Физикон», 2006.

  11. Мультимедийные пособия. Биология. Часть 1. Природоведение, часть 2. Растения, Часть 3. Животные. Москва. «Просвещение», 2007.

  12. Невидимая жизнь растений. Два DVD. Москва, ЗАО «СОЮЗ Видео», 2005.

  13. Микроскопы.

  14. Набор микропрепаратов.

  15. Набор лабораторной посуды, предметные и покровные стекла.

  16. Коллекции «Торф», «Нефть», «Полезные ископаемые», гербарные материалы.

  17. Модели цветков разных семейств, животных прошлых геологических эпох, торсы представителей человеческих рас.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

естественного цикла от

Председатель ШМО

_______________ Лебедева Л.В.

«___» _________2013 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______________ Фонов А.В.

«____» ________2013 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению 5 а Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании Федерального Государственного стандарта общего образования (базовый уровень)-2004...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению 5 класса разработана на основе
Примерной программой основного общего образования по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6-11 классы. М.: Дрофа 2010г
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению 5 класс Базовый уровень
А. А. Плешаков, Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2010 г
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconПрограмма по курсу «природоведение» Базовый уровень
Составлена на основе Авторской программы основного общего образования по природоведению
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению Уровень образования (классы)
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по природоведению
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе основное общее образование (базовый уровень) Классы: 9а учителя
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» основного (общего)...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана...
Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск