Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень





Скачать 497.52 Kb.
НазваниеПрограмма по курсу «природоведение» Базовый уровень
страница1/5
Дата публикации14.03.2015
Размер497.52 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5
«УТВЕРЖДАЮ» Согласовано Рассмотрено на МО

Директор МОУ ВСОШ №2 Зам. директора по УВР Руководитель МО

_________ Е.А.Наумова _______ Н.Б.Новожилова _________ Н.В. Берзина

Пр. № __от «__»____2013 г. «__»____2013 г. Протокол №_ от «_»___2013 г.


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5 КЛАСС

РАБОЧА ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

Базовый уровень
Авторы программы: В. И. Сивоглазов, А.А. Плешаков.

Составлена на основе Авторской программы основного общего образования по природоведению.

Учебник:

Природа и человек: учебн. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2000.


ТВЕРЬ 2013


СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Программа по природоведению представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовленности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа является пропедевтическим курсом предметов естественно-научного цикла, изучаемых по любому из двух концептуальных принципов: линейному или концентрическому.

Задачи курса:

- формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;

- развитие знаний о живой и неживой природе, полученных в начальной школе в курсе природоведения;

- формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов- биологии, географии, химии, физики;

- создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от микромира к макромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы изучения природы», «Мир астрономии». «Мир физики», «Мир химии», «Мир биологии», «Мир географии», «Единство наук о природе».

Содержание курса «природа и человек» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы физической, химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Естественные науки: астрономия, физика, химия, биология, география. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

ЗАЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ № 1

  1. Астрономия (6 часов)


Рождение астрономии. Представления людей древности о Земле, Вселенной.

Развитие взглядов на Вселенную в Древней Греции. Система мира по Аристотелю. Система мира по Прометею.

Астрономические знания народов Востока. Выдающиеся ученые Востока: Бируни, Омар Хайям, Улугбек. Достижения древних астрономов Китая, Индии.

Николай Коперник и его система мира. Роль Д. Бруно в развитии взглядов Н. Коперника. Законы движения планет И. Кеплера. Закон всемирного тяготения И. Ньютона.

Методы астрономических наблюдений. Гномон. Г. Галилей. Значение его открытий. Современные методы исследования космоса.

Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры.

Мир звезд, многообразие звезд. Созвездия. Солнце-ближайшая звезда. Солнечные и лунные затмения на Земле.

Счет времени в древности. Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Служба времени в наши дни.

Влияние космоса на живые организмы. Солнце и жизнь на Земле. Свет в жизни живых организмов. Влияние Луны на живые организмы. Значение астрономии в наши дни.
Практические работы:

Изготовление моделей системы мира по Аристотелю, Прометею, Н. Копернику.

Изучение ночного неба с помощью телескопа. Нахождение основных созвездий северного полушария.


  1. Мир физики (6 часов)

Области, исследуемые физикой: движение тел, изменение тел при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет и др. Физические явления: механические, тепловые, электрические, звуковые, световые. Разделы физики (механика, акустика, оптика, электричество).

Молекулы и атомы. Строение атома: ядро, электроны.

Движение тел. Траектория движения. Скорость движения. Сила. Сила тяжести и сила трения. Невозможность мгновенной остановки движущегося тела.

Энергия. Виды энергии: механическая. Электрическая, атомная. Примеры передачи и превращения энергии.

Электризация тел. Положительные и отрицательные электрические заряды. Электрический ток. Проводники и непроводники. Простейшая электрическая цепь.

магниты. Северный и южный полюсы магнита. Магнитное поле. Земля-гигантский магнит.

Звук и механизм его возникновения. Источники звука. Распространение звука в воздухе, воде, твердых телах. Эхо. Низкие и высокие звуки. Инфразвуки и ультразвуки.

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света и возникновение тени. Отражение и поглощение света телами. Разложение света, солнечный спектр. Природа цвета.

Значение физики для практической деятельности человека. Физика-основа техники. Роль знаний из области физики в повседневной жизни.

Физика и охрана окружающей среды.

Практические работы:

Изготовление моделей молекул различных веществ, изучение действия силы трения, электризация тел, сборка простейшей электрической цепи, изучение взаимодействия полюсов магнитов, действие магнита на различные тела, обнаружение магнитного поля с помощью железных опилок.

ЗАЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ № 2

  1. Мир химии (6 часов)

Зарождение химии. Химические знания народов Древнего Египта, Китая, Индии, Греции и Рима.

Развитие химии в древние века. Алхимия. Достижения химии лекарств, технической химии в X��- X���� вв.

Р.Бойль-один из создателей химии. Химические исследования М.В. Ломоносова. Значение работ А.Л. Лавуазье в развитии химии.

Многообразие веществ. Состояние веществ. Смеси и чистые вещества.

Основные способы разделения смесей: дистилляция, выпаривание, отстаивание, фильтрование.

Химический элемент. Химические символы. Простые и сложные вещества. Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические вещества. Химические явления. Типы химических реакций. Значение химических знаний в наши дни.

Практические работы:

Изготовление модели чистого вещества. Смеси, разделение смесей веществ.



  1. Мир биологии (10 часов)


Разнообразие живых существ, строение их тел и работа органов, размножение и развитие организмов. Разделы биологии.

Страницы истории биологии ( Аристотель, У. Гарвей, Р. Гук, К. Линней, Ч. Дарвин, Г. Мендель, В.И. Вернадский).

Клеточное строение организмов. Строение клетки. Деление клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

Классификация организмов и ее значение. Единицы классификации растений и животных: вид, род. Семейство, подряд(отряд), класс, отел(тип), царство.

Царства живой природы. Основные отделы растений и типы животных.

Способность к размножению- одно из главных свойств живого. Способы размножения организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша. Наследственность. Наследственная информация, ее хранение и передача от родителей потомству.

Роль растений, животных, бактерий и грибов в природе. Организмы-производители, потребители и разрушители, обеспечение ими круговорота веществ в природе.

Общение в мире животных, язык запахов, движений, звуков.

Значение биологии для практической деятельности людей. Биология- основа сельского хозяйства и медицины. Роль биологических знаний в повседневной жизни человека.

Обеднение живой природы под воздействием человека и ее охрана.

Практические работы:

Изучение устройства светового микроскопа и ознакомление с приемами работы с ним; рассматривание под микроскопом биологических объектов; знакомство с растениями по гербарным материалам.

ЗАЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ № 3

  1. Мир географии (6 часов)

Истоки географии. Геродот-родоначальник географии. Путешествия древних финикийцев вокруг Африки. Экспедиция Пифея на Британские острова.

Открытие европейцами морского пути в Индию. Х.Колумб. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.

А. Никитин, его путешествие в Индию. Освоение русскими Севера, Северной Америки. Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Открытие шестого материка.

Методы географмческих исследований (географические описания, картографический метод, космические методы исследования).

Строение Земли. Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Наружные оболочки Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера).

Мировой океан. Свойства морской воды. Океаны Земли. Жизнь в Мировом океане. Роль океана в жизни человека.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида (природа, животный и растительный мир).

Практические работы:

Описание рельефа, виды местности. Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших равнин и гор. Нанесение на контурную карту названий географических объектов.
Заключение (1 час)

Единство наук о природе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Знать:

- естественные науки, методы изучения природы,

- области, именуемые физикой, биологией, практическое значение этих наук,

- физические явления (приводить примеры),

- строение молекул и атомов,

-основные характеристики движения тел,

-виды энергии,

- проявления электризации тел, механизм возникновения электрического тока,

- как взаимодействуют полюсы магнита, что такое магнитное поле,

- звук и свет,

- великих ученых-биологов,

-строение клетки (главные части),

- значение классификации организмов, царства живого,

- способы размножения организмов,

- основные звенья круговорота веществ в природе,

- способы общения в животном мире,

- основные способы охраны живой природы.

Уметь:

- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях,

- изображать с помощью моделей и схем строение молекул и атомов,

- различать проводники и непроводники,

Собирать простейшую электрическую цепь,

- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты,

- демонстрировать с помощью схемы основные звенья круговорота веществ в природе,

- различать наиболее распространенные в данной местности виды лекарственных растений,

- готовить сообщения и небольшие доклады природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работы, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

«УТВЕРЖДАЮ» Согласовано Рассмотрено на МО

Директор МОУ ВСОШ №2 Зам. директора по УВР Руководитель МО

_________ Е.А.Наумова _______ Н.Б.Новожилова _________ Н.В. Берзина

Пр. № __от «__»____2013 г. «__»____2013 г. Протокол №_ от «_»___2013 г.


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

6 КЛАСС

РАБОЧА ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»

Базовый уровень
Авторы программы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.

Адаптирована к учебному плану МОУ ВСОШ № 2 г. Твери учителем биологии Барановой Н.В.

Учебник:

И.Н. Пономарева и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Вентана –Граф, 2003.

ТВЕРЬ 2013

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Программа по природоведению представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовленности.
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Курс биологии 6 класса имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических знаний, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также развитие самостоятельности, трудолюбия и бережного отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному –биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности, сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе, как особых формах организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов, взаимосвязями растений. Бактерий и грибов с окружающей средой, растительным сообществом, со значением и ролью человека в природе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле.

ЗАЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ №1

  1. Общее знакомство с растениями (3 часа)

Многообразие растений. Жизненные формы растений.

Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Среды жизни организмов на Земле. Многообразие растений в связи с условиями произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение. Рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад.

Практическая работа № 1:

Изучение внешнего строения корней у проростков. Рассмотрение главного корня, боковых и придаточных корней у пшеницы. Определение зоны роста у корня.


  1. Клеточное строение растений (5 часов)

Строение растительной клее тки. Разнообразие растительных клеток по формам и размерам.

Ткани растений и их разнообразие. Клеточное строение органов ткани.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы в клетке. Зависимость процессов в клетке от условий окружающей среды.

Химический состав клеток.

  1. Органы цветковых растений (7 часов)


Семя

Строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.

Условия прорастания семян. Покой семян.

Прорастание семян. Строение проростков.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРяскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)...
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconСимонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю)....
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы Пономарева И. Н., Корнилова О....
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconСимонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю)....
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Симонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология....
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconХvi международная научно-практическая конференция "экономика природопользования и природоохраны"
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год
Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы...
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по природоведению 5 класс Базовый уровень
А. А. Плешаков, Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2010 г
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по...
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по учебному курсу Физика 8 класс Базовый уровень
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая»...
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования....
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconПрограмма по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной...
«Биология. Базовый уровень. 10-11 классы» Авторы: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова представлена в сборнике «Программы....
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 11 класс...
«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по курсу «Химия» 9 класс
И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия», базовый уровень, Москва, «Русское слово», 2008г
Программа по курсу «природоведение» Базовый уровень iconРабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе примерной...
Н. Н. Гара). Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, общее число часов по курсу – 68), соответствующего стандарту...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск