Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год





Скачать 366.97 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год
страница1/2
Дата публикации18.10.2014
Размер366.97 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
  1   2
c:\docume~1\8bbd~1.mic\locals~1\temp\finereader11\media\image1.jpeg

Рабочая учебная программа по биологии

на 2013-2014 учебный год

Класс: 11 (базовый / профильный уровень)

Учитель: Сидорова Л.В.

Количество часов:

  • на учебный год: 35/105

Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазова (базовый уровень), В.Б.Захаров (профильный уровень) /. М.: Дрофа, 2006. - 138с.

Учебник: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений, базовый уровень - М.: Дрофа, 2008

В.Б.Захаров, Общая биология 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, профильный уровень.- М.: Дрофа, 2008.



Аннотация к рабочей программе по биологии

Рабочая учебная программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень) разработана на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и программы по биологии авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазовой (базовый уровень), соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010г.). Она предназначена для обучения биологии в средней (полной) общеобразовательной школе на базовом уровне. В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса с указанием отличий от примерной программы, УМК учащегося и учителя, критерии и нормы оценки знаний обучающихся при устном ответе, письменных контрольных тестовых работах. Преподавание ведется по УМК авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазовой (базовый уровень). Программа 10-11 классов (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю.

Целью рабочей программы является практическая реализация компонентов ФГОС при изучении биологии. Рабочая программа создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы ОУ. Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине – биологии. Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазовой (базовый уровень) и В.Б.Захарова (профильный уровень), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

    1. Цели и задачи учебного предмета

Цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования: - освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной, естественно-научной картины мира:, о методах научного познания; - овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической стельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; - развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источники информации;- - воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболевании, правил поведении в природе. Практическая направленность и практикоориентированность преследуют цель пробудить у учащихся интерес к познанию биологии и мотивировать у них желание продолжить изучение предмета в ВУЗе. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

    1. Общая характеристика учебного предмета

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Перечень лабораторных и практических работ ( базовый уровень)







Клетка




.

Название лабораторной работы



Название практической работы




1.

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.


1.

Сравнение строения клеток растений, животных.




2.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.













Организм




3.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопита-ющих как доказательство их родства.

2.

Составление простейших схем скрещивания.










3.

Решение простейших генетических задач.




4.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм.




5.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.







Вид







4.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

6.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.




5.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

7.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.




6.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.













Экосистемы




7.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

8.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).




8.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

9


Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.







10

Решение экологических задач.

11.






Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Итого: 8 лабораторных работ.

Итого: 11 практических работ.

Перечень лабораторных и практических работ ( профильный уровень)

КЛЕТКА






Название лабораторной работы



Название практической работы




1

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.




2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

Сравнение процессов брожения и дыхания.




3

Опыты по определению каталитической активности ферментов.

3

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.




4

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

4

Сравнение процессов митоза и мейоза.




5

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

5

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.




6

Опыты по изучению плазмолиза и де-плазмолиза в растительной клетке.

6

Решение задач по молекулярной биологии.




7

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.





ОРГАНИЗМ




8

Построение вариационного ряда и вариационной кривой.


7

Составление схем скрещивания.










8

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание




9

9

Решение генетических задач на неполное доминирование.




10

Решение генетических задач на сцепленное наследование.










11

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

12

12

Решение генетических задач на взаимодействие генов.

13

13

Выявление источников мутагенов в окружающей среде.




14

Сравнение процессов бесполого и полового размножения.




15

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

16

Сравнительная характеристика пород (сортов).

17

Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.




ВИД




9

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

18

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

10

Выявление изменчивости у особей одного вида.

19

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

11

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

20

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

12

Выявление идиоадаптаций у растений.

21

Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

13

Выявление идиоадаптаций у животных.

22

Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

23

23

Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции.

24

24

Выявление ароморфозов у растений.

25

25

Выявление ароморфозов у животных.

26

26

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

27

27

Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека.

28

28

Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования челове-ческих рас.

ЭКОСИСТЕМА

14

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.

29

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях).

15

Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.

30

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

16

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

31

Решение экологических задач.

17

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

32

Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.

18

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

33

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Итого: 18 лабораторных работ.

Итоггг

Итого: 33 практические работы.




В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы на базовом уровне.

В 10 классе:

  • увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу;

  • увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, и 1 час для проведения тематического зачета по разделу.

В 11 классе :

  • увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;

  • увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу.

В 11 классе на профильном уровне:

  • увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа (в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках);

  • уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой природы» - на 1 час, «Дарвинизм» - на 1 час, «Основные черты эволюции» - на 2 часа, «Жизнь сообщества» - на 3 часа;

  • увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов.

Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной). Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусматриваемой Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания.
1.3.Место учебного предмета в учебном плане

Среднее (полное) общее образование направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, воспитание умения самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за пределами школы.

Изучение биологии в 10-11 классах строится по принципу интенсивного взаимодействия с другими дисциплинами — как естественнонаучными (физика, биология, экология), так и точными (математика, информатика) и гуманитарными (география, история, история культуры, литература).

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов, в 11 классе - 35 часов; на профильном уровне отводится 210 часов в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии на базовом уровне в объеме 1 часа в неделю и 3 часов в неделю на профильном уровне.

    1. Ценностные ориентиры содержания образования

В концепции модернизации российского образования одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования. В новых условиях главным результатом образования становится способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Система уроков по биологии сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Курс биологии направлен на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. На уроках включены элементы здоровьесберегающей технологии.
2. Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения курса химии
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В ходе обучения биологии обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

2.1. Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по биологии являются:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной

деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной)

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,

учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения

общечеловеческих нравственных ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

2.2 .Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно

осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая

внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной

деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях,

оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых

действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

2.3. Предметными результатами освоения программы по биологии являются

на базовом уровне:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной

грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и

символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение,

проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической

информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения

для профильного курса биологии должны включать результаты освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать

последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих

биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных

изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами,

формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- проводить мероприятия по охране природы;

-наблюдать растения и животных с целью выявления у них изменчивости, черт приспособленности;

-наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, выявлять их причины, определять черты приспособленности видов к среде обитания, причины изменения численности популяций, смены биогеоценозов; проводить мероприятия по охране экосистем, повышению продуктивности агроценозов; составлять схемы цепей питания, экологических пирамид;

- выявлять основные компоненты биогеоценоза;

- сравнивать виды растений, животных, искусственный и естественный отбор;

- работать с литературой, справочниками, составлять рефераты статей, готовить сообщения


3.Содержание учебного предмета / 11 класс /
РАЗДЕЛ 4 Вид (19/ 42 часа)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4/8 часов )

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (8/ 18 часов)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

и Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому

критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

Экскурсия1. Многообразие видов (окрестности школы).

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3/ 7 часов )

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, JI. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

  • Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведческий музей).

  • Основные понятия. Теория Опарина—Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4.4.Происхождение человека (4/ 10 часов )

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс

Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

  • Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия. Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную...
Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную педагогическую модель образования в школе на 2013-2014 учебный...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая учебная программа курса биологии для одарённых детей на 2013-2014 учебный год
Земле, взаимосвязи этих процессов и роли их в развитии биологической и социальной культуры человека. Содержание программы отражает...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconГодовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная...
Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа По биологии для 6 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы
...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая учебная программа по русскому языку на 2013-2014 учебный год
Авторы программы: Горецкий В. Г., Зеленина Л. М., Дементьева М. Н., Стефаненко М. А., Бойкина М. В
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии 9 класс на 2013-2014 учебный год
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по обществознанию 8 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая учебная программа по окружающему миру для 3 класса на 2013/2014 учебный год
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературному чтению для 3 класса на 2013/2014 учебный год
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по обществознанию 6 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и программами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск