Рабочая учебная программа по биологии
на 2013-2014 учебный год
Класс: 11 (базовый / профильный уровень)
Учитель: Сидорова Л.В.
Количество часов: Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазова (базовый уровень), В.Б.Захаров (профильный уровень) /. М.: Дрофа, 2006. - 138с.
Учебник: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений, базовый уровень - М.: Дрофа, 2008
В.Б.Захаров, Общая биология 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, профильный уровень.- М.: Дрофа, 2008.
Аннотация к рабочей программе по биологии
Рабочая учебная программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень) разработана на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и программы по биологии авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазовой (базовый уровень), соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010г.). Она предназначена для обучения биологии в средней (полной) общеобразовательной школе на базовом уровне. В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса с указанием отличий от примерной программы, УМК учащегося и учителя, критерии и нормы оценки знаний обучающихся при устном ответе, письменных контрольных тестовых работах. Преподавание ведется по УМК авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазовой (базовый уровень). Программа 10-11 классов (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю.
Целью рабочей программы является практическая реализация компонентов ФГОС при изучении биологии. Рабочая программа создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы ОУ. Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине – биологии. Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазовой (базовый уровень) и В.Б.Захарова (профильный уровень), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Цели и задачи учебного предмета
Цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования: - освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной, естественно-научной картины мира:, о методах научного познания; - овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической стельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; - развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источники информации;- - воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболевании, правил поведении в природе. Практическая направленность и практикоориентированность преследуют цель пробудить у учащихся интерес к познанию биологии и мотивировать у них желание продолжить изучение предмета в ВУЗе. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Перечень лабораторных и практических работ ( базовый уровень)
|
| Клетка
|
| №.
| Название лабораторной работы
| №
| Название практической работы
|
| 1.
| Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
| 1.
| Сравнение строения клеток растений, животных.
|
| 2.
| Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
|
|
|
|
| Организм
|
| 3.
| Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопита-ющих как доказательство их родства.
| 2.
| Составление простейших схем скрещивания.
|
|
|
| 3.
| Решение простейших генетических задач.
|
| 4.
| Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм.
|
| 5.
| Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
|
|
| Вид
|
|
| 4.
| Описание особей вида по морфологическому критерию.
| 6.
| Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.
|
| 5.
| Выявление изменчивости у особей одного вида.
| 7.
| Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
|
| 6.
| Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
|
|
|
|
| Экосистемы
|
| 7.
| Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
| 8.
| Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).
|
| 8.
| Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
| 9
| Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
|
|
| 10
| Решение экологических задач.
| 11.
| Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
| Итого: 8 лабораторных работ.
| Итого: 11 практических работ.
| Перечень лабораторных и практических работ ( профильный уровень)
КЛЕТКА
|
| №
| Название лабораторной работы
| №
| Название практической работы
|
| 1
| Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
| 1
| Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
|
| 2
| Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
| 2
| Сравнение процессов брожения и дыхания.
|
| 3
| Опыты по определению каталитической активности ферментов.
| 3
| Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
|
| 4
| Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
| 4
| Сравнение процессов митоза и мейоза.
|
| 5
| Изучение клеток дрожжей под микроскопом.
| 5
| Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
|
| 6
| Опыты по изучению плазмолиза и де-плазмолиза в растительной клетке.
| 6
| Решение задач по молекулярной биологии.
|
| 7
| Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
|
| ОРГАНИЗМ
|
| 8
| Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
| 7
| Составление схем скрещивания.
|
|
|
| 8
| Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание
|
| 9
9
| Решение генетических задач на неполное доминирование.
|
| 10
| Решение генетических задач на сцепленное наследование.
|
|
|
| 11
| Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.
| 12
12
| Решение генетических задач на взаимодействие генов.
| 13
13
| Выявление источников мутагенов в окружающей среде.
|
| 14
| Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
|
| 15
| Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.
| 16
| Сравнительная характеристика пород (сортов).
| 17
| Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
|
| ВИД
|
| 9
| Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.
| 18
| Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.
| 10
| Выявление изменчивости у особей одного вида.
| 19
| Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
| 11
| Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
| 20
| Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.
| 12
| Выявление идиоадаптаций у растений.
| 21
| Сравнение процессов экологического и географического видообразования.
| 13
| Выявление идиоадаптаций у животных.
| 22
| Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
| 23
23
| Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции.
| 24
24
| Выявление ароморфозов у растений.
| 25
25
| Выявление ароморфозов у животных.
| 26
26
| Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.
| 27
27
| Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека.
| 28
28
| Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования челове-ческих рас.
| ЭКОСИСТЕМА
| 14
| Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.
| 29
| Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях).
| 15
| Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.
| 30
| Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
| 16
| Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
| 31
| Решение экологических задач.
| 17
| Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
| 32
| Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.
| 18
| Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
| 33
| Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
| Итого: 18 лабораторных работ.
| Итоггг
| Итого: 33 практические работы.
|
В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы на базовом уровне.
В 10 классе:
увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу;
увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, и 1 час для проведения тематического зачета по разделу.
В 11 классе :
увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;
увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу.
В 11 классе на профильном уровне:
увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа (в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках);
уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой природы» - на 1 час, «Дарвинизм» - на 1 час, «Основные черты эволюции» - на 2 часа, «Жизнь сообщества» - на 3 часа;
увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов.
Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной). Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусматриваемой Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания. 1.3.Место учебного предмета в учебном плане
Среднее (полное) общее образование направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, воспитание умения самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за пределами школы.
Изучение биологии в 10-11 классах строится по принципу интенсивного взаимодействия с другими дисциплинами — как естественнонаучными (физика, биология, экология), так и точными (математика, информатика) и гуманитарными (география, история, история культуры, литература).
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов, в 11 классе - 35 часов; на профильном уровне отводится 210 часов в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии на базовом уровне в объеме 1 часа в неделю и 3 часов в неделю на профильном уровне.
Ценностные ориентиры содержания образования
В концепции модернизации российского образования одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования. В новых условиях главным результатом образования становится способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Система уроков по биологии сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Курс биологии направлен на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. На уроках включены элементы здоровьесберегающей технологии. 2. Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения курса химии Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В ходе обучения биологии обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
2.1. Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по биологии являются:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной)
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
2.2 .Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая
внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях,
оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2.3. Предметными результатами освоения программы по биологии являются
на базовом уровне:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение,
проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения
для профильного курса биологии должны включать результаты освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать
последствия значимых биологических исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих
биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных
изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- проводить мероприятия по охране природы;
-наблюдать растения и животных с целью выявления у них изменчивости, черт приспособленности;
-наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, выявлять их причины, определять черты приспособленности видов к среде обитания, причины изменения численности популяций, смены биогеоценозов; проводить мероприятия по охране экосистем, повышению продуктивности агроценозов; составлять схемы цепей питания, экологических пирамид;
- выявлять основные компоненты биогеоценоза;
- сравнивать виды растений, животных, искусственный и естественный отбор;
- работать с литературой, справочниками, составлять рефераты статей, готовить сообщения
3.Содержание учебного предмета / 11 класс / РАЗДЕЛ 4 Вид (19/ 42 часа)
Тема 4.1. История эволюционных идей (4/8 часов )
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (8/ 18 часов)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
и Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому
критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.
Экскурсия1. Многообразие видов (окрестности школы).
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3/ 7 часов )
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, JI. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. История развития жизни на Земле (краеведческий музей).
Основные понятия. Теория Опарина—Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 4.4.Происхождение человека (4/ 10 часов )
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс
Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия. Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).
Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
|