Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год





Скачать 170.05 Kb.
НазваниеРабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Дата публикации30.08.2014
Размер170.05 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение центр образования

«Новое образование»


УТВЕРЖДАЮ

Директор НОЦ ЦО «Новое образование»

_________________ О.И. Карпова

«28» августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Биология»

для 11 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель

Кучерявенко Галина Фёдоровна

учитель химии, биологии

Москва

2013





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:

• федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии,

• примерной программы основного общего образования по биологии

• федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год,

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 11 классе отводится 1 час в неделю. Приведено тематическое планирование по варианту: 1 час в неделю, всего 35 часов.

Уровень обучения – базовый.

Программа соответствует учебнику Биология. 10-11 кл. Общая биология: учебник для общеобразовательных учреждений Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. М.: Дрофа, 2013 г

Изучение биологии в 11 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез ( о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина;

  • учение В. И. Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, обрпзования видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь объяснять:

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

  • единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

  • влияние экологических факторов на организмы;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • причины эволюции, изменяемости видов, устйчивости и смены экосистем;

  • необходимости сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей вида по морфологическому критерию;

выявлять приспособленность организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты ( природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически её оценивать;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план



Раздел (тема)

Количество часов

1

Раздел 4. Вид

20

2

Раздел 5. Экосистемы

11

3

Заключение

1




Итого

32+3

(резерв)



Содержание тем учебного курса

(35 часов, 1 час в неделю)

РАЗДЕЛ 4 Вид (20 часов)

Тема 4.1.

История эволюционных идей (4 часа)

История эволюционных идей. Значение работ Аристотеля, К. Линнея, Ж. Кювье, русских эволюционистов, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2.

Современное эволюционное учение (9 часов)

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. А. Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен об основных направлениях эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 4.3.

Происхождение жизни на Земле (3 часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе зволюции.

Тема 4.4.

Происхождение человека (4 часа)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхожденние человеческих рас.

  • Демонстрация

Видеофильмы: «Борьба листьев», «Человекообразные обезьяны», «Развитие органического мира», «Жизнь на Земле»; видеофрагменты: «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Дарвиновские вьюрки», «Альтруизм у животных», «Происхождение человека»; мультимедия «Прогулки с динозаврами», «Происхождение человека»; презентаций: «Развитие органического мира», «Эволюция человека»; моделей: «Происхождение человека», «Человеческие расы».

  • Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Ароморфозы у растений, идиоадаптации у насекомых.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

  • Экскурсия

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

РАЗДЕЛ 5 Экосистемы (11 часов)

Тема 5.1.

Экологические факторы (3 часа)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.


Тема 5.2.

Структура экосистем (4 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Тема 5.3.

Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И.. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема 5.4.

Биосфера и человек (2 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

  • Демонстрация

Презентаций: «Биосфера и человек», «Последствия деятельности человека в окружающей среде»; таблиц: «Строение экосистемы», «Биотические взаимодействия», «Экологическая пирамида», «Круговорот углерода»; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карты «Заповедников нашей страны».

Лабораторные и практические работы

Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

  • Экскурсия

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Заключение (1 час)

Резерв времени – 3 часа.

Биология, 11 класс

2013-2014 учебный год

№ урока по\

плану

№ урока в четверти

Тема раздела, Количество часов


Оборудование

Типы уроков

Виды контроля

Дата

Корректи-ровка

1 полугодие

РАЗДЕЛ 4. Вид (20 часов)

Тема 1.1 История эволюционных идей (4 часа)

1

1

История эволюцион-ных идей. Значение работ Аристотеля, К. Линнея.

Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лекция




4.09




2

2

Значение учения Ж. Б. Ламарка.

Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лекция

Опрос

11.09




3

3

Значение работ Ж. Кювье, русских эволюционистов.

Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лекция

Опрос

18.09




4

4

Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании совре-менной естественнонаучной картины мира.

Видеофрагмент «Дарвиновские вьюрки» Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лекция

Тестирование

25.09




Тема4.2. Современное эволюционное учение (9 часов)

5

5

Вид, его критерии.




Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Опрос, проверка лабораторной работы


2.10




6

6

Популяция – структурная едини-ца вида, единица эволюции.




Экскурсия «Многоо-бразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)».

Проверка отчё-тов по экскурсии

9.10





7

7

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

Видеофильм «Борьба листьев»

Лекция

Опрос

16.10




8

8

Лабораторная работа «Выявле-ние изменчивости у особей одно-го вида».




Лабораторныя работа:

Опрос, проверка лабораторной работы

23.10




9,10

9,10

Синтетическая теория эволюции.

Видеофрагмент «Альтруизм у животных»

Лекция


Опрос,

30.10




11


11

Результаты эволюции. Сохране-ние многообразия видов как осно

ва устойчивого развития биосфе-ры. Причины вымирания видов.

Видеофрагмент «Возникновение и много-образие приспособлений у организмов»

Лекция


Опрос

13.11




12

12

А. Н. Северцев и И.И. Шмальгау-зен об основных направлениях эв-люции

Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лекция


Опрос

20.11





























13

13

Биологический прогресс и биологический регресс




Лабораторная работа «Выявление приспосо-блений у организмов к среде обитания.

Проверка лабораторной работы


27.11




Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)

14

14

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого

Видеофильмы: «Развитие органического ми-ра», «Жизнь на Земле»; мультимедия «Прогулки с динозаврами»; презентации «Развитие органического мира»

Лекция


Опрос

4.12




15

15

Лабораторная работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».




Лекция


Опрос

11.12




16

16

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.




Лабораторная работа «Ароморфозы у расте-ний, идиоадатации у насекомых»

Опрос, проверка лабораторной работы

18.12




Тема 4.4. Происхождение человека ( 4часа)

17

17

Гипотезы происхождения человека

Видеофильм «Человекообразные обезьяны»

Лекция с элементами беседы

Тестирование. Опрос

25.12






2 полугодие

18

1

Лабораторная работа «Анализ и оценка различных гипотез проис-хождения человека».




Лабораторная работа

Опрос, проверка лабораторной работы

15.01




19

2

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.

Видеофрагмент «Происхождение челове-ка»; мультимедийные диски «Происхо-ждение человека»; презентации «Эволю-ция человека»; модели «Происхождение человека».

Лекция с элементами беседы

Опрос

22.01




20

3

Происхожденние человеческих рас

Модели «Человеческие расы».

Лекция с элементами беседы

Опрос

29.01




РАЗДЕЛ 5 Экосистемы (11 часов)

Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа)

21

4

Экологические факторы, их зна-чение в жизни организмов.

Видеоиллюстрации. Биология. «Экологи-ческие факторы»

Лабораторная работа «Влияние антропоген-ных изменений в эко-системах своей местности»

Опрос

05.02




22

5

Биологические ритмы.

Видеоиллюстрации. Биология. «Экологи-ческие факторы»

Лекция

Опрос.

12.02




23

6

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Видеоиллюстрации. Биология. «Экологи-ческие факторы». Таблица «Биотические взаимодействия».

Лекция

Опрос.

19.02




Тема 3.4. Структура экосистем (4 часа)

24

7

Видовая и пространственная структура экосистем.

Видеоиллюстрации. Биология. «Экологи-ческие факторы». Таблица «Строение экосистемы».

Лекция

Опрос, проверка лабороторной работы

26.02




25

8

Пищевые связи, круговорот ве-ществ и превращение энергии в экосистемах.

Видеоиллюстрации. Биология. «Экологи-ческие факторы» Таблица «Экологичес-кая пирамида».

Лабораторная работа «Составление схем пе-редачи веществ и энер-гии (цепей питания)».

Опрос, проверка лабороторной работы

5.03






26

10

Причины устойчивости и смены экосистем.

Мультимедийное посо-бие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лабораторная работа «Сравнительная харак-теристика природных экосистем и агроэко-систем своей местнос-ти»

Опрос, проверка лабороторной работы

12.03




27

11

Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лабораторная работа «Исследование измене-ний в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Опрос, проверка лабороторной работы

19.03




Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)

28

12

Биосфера – глобальная экосисте-ма. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организ-мов в биосфере. Биомасса.

Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы»

Лабораторная работа «Решение экологи-ческих задач».

Опрос, проверка лабороторной работы

2.04




29

13

Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Мультимедийное пособие: Открытая коллекция. Биология. «Теория эволюции, основы экологии. 10-11 классы» Таблица «Круговорот углерода».

Лабораторная работа «Анализ и оценка по-следствий собственной деятельности в окружа-ющей среде, глобаль-ных экологических проблем и путей их решения».

Опрос, проверка лабороторной работы

9.04







Тема 5.4. Биосфера и человек (2 часа)

30

14

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деяте-льности человека в окружающей среде.

Презентаций: «Биосфера и человек», «Последствия деятельности человека в окружающей среде»; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карты «Заповед-ников нашей страны».

Лекция с элементами беседы




16.04




31

15

Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).




Экскурсия




23.04




32

16

Заключение (1 час)










30.04




33-35

17-19

Резерв времени – 3 часа.










7.05, 14.05, 21.05




Литература

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. 10-11 кл. Общая биология: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013 г.

  2. Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Человек» - М.: Дрофа, 2005 г.

  3. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Рабочая тетрадь 10-11 классы - М.: Дрофа, 2013 г.

  4. Под редакцией Ярыгина В.Н. Биология для поступающих в вузы - М.: «Высшая школа», 2011 г.

  5. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. и др. Биология для поступающих в вузы в

2-х томах М.: ООО «Издательство Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2011.

  1. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. и др.; Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. М.: Просвещение, 1993.

  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс – М.: «Наука», 1996 г.

  3. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология в 3-х томах М.: «Мир», 2005.

  4. Беркинблит М.Б. Общая биология. М.: «Мирос», 1999.

  5. История Земли и жизни на ней. Учебное пособие для старшеклассников. М.: «Мирос», 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии (профиль) для 10-11 класса на 2013/2014 учебный год
«Биология» Профильный уровень: учебник для 10-11 класса/ П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая и др. М.: Просвещение. 2008
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса на 2013 2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Ю. л воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «География России. Хозяйство» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год
Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко // Биология в основной...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по экологии животных для учащихся 7 класса на 2011-2016 учебный год
...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по «Изобразительному искусству». для 3 класса на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск