Скачать 134.41 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2 «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании Зам. директора Директор методического объединения по УВР МОУ Токарёвской СОШ № 2 учителей _________ /З.А. Шиндяпина/ __________ /С.Н. Устинова/ Протокол № ______ Приказ №_____ от «___»сентября 2011г. «___» сентября 2011г. «___» сентября 2011г. Руководитель МО __________ / Т.В. Старикова / Рабочая программа по экологии животных для учащихся 7 класса на 2011-2016 учебный год Составитель: учитель химии и биологии филиала МБОУ Токаревской СОШ № 2 в с. Ивано-Лебедянь Платухина Галина Николаевна 2011-2012 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Экология животных» изучается в 7 классе и по существу служит логичным продолжением предмета «Биология. Животные». Цель курса: овладение учащимися знаниями об экологии животных на примере фауны Тамбовской области. Задачи:
Программа курса «Экология животных» включает 17 часов. Она разработана на основе действующего Государственного стандарта основного общего образования по биологии и призвана обеспечить опережающее понимание изменения животного мира на локальном и региональном уровне. Рабочая программа составлена на основе программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология животных» (Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. – 2006) Педагогические технологии: 1. активно – деятельное воспроизводство содержания предмета. 2. расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность. 3. опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения). Механизм формирования ключевых компетенций: • проблемный способ изложения новой темы • проведения мини-исследований на основе изучения материала • вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из данного курса • ситуативные упражнения и игры экологической направленности • проектная деятельность • самостоятельная исследовательская деятельность Нормативные документы
Содержание рабочей программы
Экология животных как раздел экологии. Предмет изучения. Объект изучения (популяция, сообщество). Основные методы экологических исследований. Учащиеся должны: знать роль животных в природе, взаимодействие животных с представителями других царств в естественных условиях. Основные понятия: экология животных, растительноядные животные, механические повреждения растительного покрова, животные-паразиты, насекомые-опылители, растений, осадочные породы, коралловые рифы, почвообразование, животные-почвообразователи, животные-землерои.
Понятие о средах обитания: водной, наземно-воздушной почвенной и живом организме как среде обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологическая валентность. Пределы выносливости животных. Учащиеся должны: знать основные понятия: среда обитания, экологические факторы, оптимум, ограничивающий фактор, эврибионты, стенобионты.
Способы питания живых организмов. Понятие о гетеротрофах. Классификация животных по пищевому объекту. Способы добывания пищи. Паразитический способ питания. Учащиеся должны: знать основные понятия: фитофагия, зоофагия, полифагия, сапрфагия, копрофагия фильтрация, эктопаразиты, пастьба преследование, подкарауливание.
Вода как экологический фактор. Значение воды в жизни животных. Основные пути поступления воды в организм. Приспособления к экономному расходованию влаги. Воздух как экологический фактор. Пути поступления кислорода в организм животных. Температура как экологический фактор. Температура как ограничивающий фактор. Группы животных по способу поддержания температуры тела. Адаптация к колебаниям температуры. Свет как экологический фактор. Учащиеся должны: знать основные понятия: содержание воды, уровень потери воды, соленость, газовый состав, окисление, дыхание, пойкилотермия, гомойтермия, двигательная активность спячка, оцепенение, фотопериодизм.
Жилище как условие существования животных. Разнообразие жилищ. Среда обитания как жилище у некоторых животных. Учащиеся должны: знать основные понятия: жилище, дупло, нора, логово, лежка, гнезда. Тест №1.(по теме 1-5)
Специфические особенности наземно-воздушной среды обитания организмов. Природно-климатические условия Тамбовской области. Понятие о биотопе. Характеристика основных наземных биоценозов Тамбовской области. Учащиеся должны: знать основные понятия: созонные и суточные колебания температур, плотность среды, перемещения воздушных масс, атмосферное давление, осадки, биотоп, зооценоз, боразнообразие, господствующие и сопутствующие виды, ярусность, суточная активность, пищевые взаимосвязи.
Особенности воды как среды обитания. Основные типы водных биоценозов области, их характеристика. Экологические группы водных обитателей, их приспособления к условиям существования. Учащиеся должны: знать основные понятия: плотность и вязкость воды, содержание кислорода, световой режим, давление, соленость, гидробионты, нейстон, планктон, нектон, бентос.
Свойства почвы как среды обитания. Основные почвы Тамбовской области, их характеристика. Почвенная фауна. Группы животных по отношению к почве. Основные представители и их приспособления к условиям обитания. Учащиеся должны: знать основные понятия: почва, плотность почвы, кислородный режим, гумус, плодородие почвы, рыхление. Тест №2 (по теме 6-8).
Учащиеся должны: уметь проводить наблюдения в природе, делать выводы. Экскурсия.
Формы совместного существования особей одноного вида. Борьба за жизненное пространство. Этология-наука о поведении животных. Иерархические взаимоотношения в группах. Поведение животных, связанное с размножением. Биологический смысл полового поведения. Взаимоотношения между родителями и детенышами. Воспитание и обучение. Учащиеся должны: знать основные понятия: этология, образ жизни животного, жизненное пространство, индивидуальный участок, ресурсы, внутривидовая конкуренция, территориальное поведение, иерархия, демонстративное поведение, токование, турниры, выбор партнера, забота о потомстве, запечатление, распознавание, воспитание, обучение.
Типы межвидовых взаимоотношений. Симбиотические отношения. Комменсализм, нейтрализм. Межвидовая конкуренция. Учащиеся должны: знать основные понятия: симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм, комменсализм: нахлебничество, квартиранство, нейтрализм, аменсализм, хищничество, регуляция численности популяции, паразитизм, межвидовая конкуренция.
Роль диких животных в хозяйственной деятельности человека. Одомашнивание животных. Значение домашних животных. Животные населенных пунктов. Животные-синантропы. Их роль в жизни человека. Учащиеся должны: знать основные понятия: дикие и домашние животные, биологический метод борьбы с вредителями, одомашнивание, утилитарные и декоративные цели, введение в культуру, марикультура, животные-синантропы.
Многочисленные и малочисленные виды животных. Вымершие и реликтовые виды. Виды – эндемики. Причины сокращения численности животных. Межвидовая конкуренция. Антропогенные воздействия. Животные, истребленные человеком. Учащиеся должны: знать основные понятия: вымершие виды, реликтовые виды виды-эндемики, антропогенное воздействие, интродукция, загрязнение среды.
Охрана животных. Формы природоохранной деятельности. ООПТ. Воронинский заповедник. Основные заказники Тамбовской области. Красная книга. Категории животных, занесенных в Красную книгу. Учащиеся должны: знать основные понятия: природоохранная деятельность, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга. Учебно-тематический план
Результаты обучения В результате изучения курса обучающиеся должны Знать:
уметь:
Литература и средства обучения 1. «Экология животных» 2. Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология животных» (Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. – 2006) с методическими рекомендациями. 3. Красная книга Тамбовской области. 4. Атлас Тамбовской области. 5. Медиаресурсы. Календарно-тематический план
|
Тематическое планирование на 2012 2013 учебный год по экологии животных... Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы... | И проблематике произведениях Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с | ||
Образовательная программа гбоу цо №1861 на 2011-2016 учебный год Образовательная программа Государственного образовательного учреждения Центра образования №1861 «загорье» Южного административного... | Сагировой Ландыш Мазиповны по географии для 7 класса 2011 2012 учебный... Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... | ||
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса на 2013 -2014 учебный год Природоведение является одним из учебных предметов образовательной области «Естествознание». Рабочая программа предназначена для... | Рабочая программа по «Природоведению» для 5 го класса На 2011-2012 учебный год Программа состоит из разделов: пояснительная записка, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, перечень... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2012/2013 учебный... Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год | Рабочая программа по предмету «русский язык» для 9а класса на 2012/2013 учебный год Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М. М. Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю,... | ||
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013... Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории | Конспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса ... | ||
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год... А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 | Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель... Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы | ||
Рабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:... Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,... | Учебному плану для 4 класса Учебный план начального общего образования для учащихся 4 класса мбоу «Вортчинская оош» на 2013 – 2014 учебный год разработан на... |