Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895 Согласовано: Утверждаю:
от _________________2013 Директор ГБОУ СКОШ №895 Приказ № ___________ _____________С.А. Гурина
Руководитель МО _______Фатина Л.А. Приказ № ___________ от «____»__________ 2013г. от «____»__________ 2013г
Рабочая программа
по «Изобразительному искусству».
для 3 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Л.А. Фатина
учитель начальных классов
Москва 2013 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года).
Программа рассчитана на 35 часов.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. Основные задачи программы обучения:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учащиеся должны знать:
цвета;
строение изображаемого предмета;
правила построения узора в полосе, квадрате, круге
Содержание программы
3 класс (34 часа) ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Тематическое планирование
по изобразительному искусству
Классы: 3
Количество часов:
всего - 34 ч; в неделю - 1 час.
Планирование составлено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2008.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»
| 1
| 2
| Рисование узора в полосе из веток с листочками
| 1
| 3
| Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»)
| 1
| 4
| Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь)
| 1
| 5
| Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе)
| 1
| 6
| Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей
| 1
| 7
| Рисование шахматного узора в квадрате
| 1
| 8
| Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем
| 1
| 9
| Рисование геометрического орнамента в квадрате
| 1
| 10
| Рисование с натуры игрушечного домика
| 1
| 11
| Рисование узора из растительных форм в полосе
| 1
| 12
| Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма)
| 1
| 13
| Рисование с натуры будильника круглой формы
| 1
| 14
| Рисование с натуры двухцветного мяча
| 1
| 15
| Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели)
| 1
| 16
| Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.)
| 1
| 17
| Рисование на тему «Нарядная елка»
| 1
| 18
| Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма)
| 1
| 19
| Рисование симметричного узора
по образцу
| 1
| 20
| Рисование на тему «Елка зимой в лесу»
| 1
| 21
| Рисование с натуры молотка
| 1
| 22
| Рисование с натуры теннисной ракетки
| 1
| 23
| Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень»
| 1
| 24
| Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Беседа на тему «Иллюстрирование сказок» (И. Билибин)
| 1
| 25
| Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта
| 1
| 26
| Рисование по образцу орнамента из квадратов
| 1
| 27
| Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала
| 1
| 28
| Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона)
| 1
| 29
| Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки
| 1
| 30
| Рисование на тему «Деревья весной
| 1
| 31
| Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют)
| 1
| 32
| Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма)
| 1
| 33
| Рисование с натуры куста земляники с цветами
| 1
| 34
| Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос»)
| 1
|
| Итого:
| 34
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
НОРМЫ ОЦЕНОК Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий. «Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Список литературы 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2008. |