Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год





НазваниеПриказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год
страница1/5
Дата публикации04.08.2014
Размер0.77 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Иваново

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:
______________Н.А.Марков

Приказ № 235 от 26 августа 2013 г.

Рабочая программа учебного курса

по изобразительному искусству для 5 – 7 классов

на 2013-2014 учебный год

СОСТАВЛЕНА

учителем высшей

квалификационной категории

Матюшиной С.А.
Рассмотрено на заседании Утверждено на заседании методического

МО учителей образовательной области совета

«Искусство и технология» 26 августа 2013 года

23 августа 2013 г. (протокол № 1)

(протокол № 1 )

Руководитель МО Председатель метод совета школы

_________С.А.Матюшина ______________Ю.Б. Пузрякова

Город Иваново, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004, примерной программы и учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Ц е л и художественного образования

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7 классах – по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.

  2. Кроссворды.

  3. Тестирование.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


5 класс (34часа)



п/п

Разделы

Количество часов

1

Древние корни народного искусства.

9

2

Связь времен в народном искусстве.

7

3

Декоративное искусство в современном мире.

10

4

Декор, человек, общество, время.

8




Итого:

34

Древние корни народного искусства (9 часов). Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Роспись, символика вышивки, орнамент. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Современное повседневное искусство, дизайн.

Связь времен в народном искусстве (7 часов).

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Дымковская, Филимоновская, Каргопольская глиняная игрушки. Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец. Древние и современные народные промыслы.

Декоративное искусство в современном мире (10 часов).

Народная праздничная одежда. Русский народный костюм. Славянские головные уборы. Изготовление куклы-берегини. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. Русский костюм и современная мода. Праздничные народные гулянья. Народные промыслы родного края.

Декор, человек, общество и время (8 часов).

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в зпоху Древнего Египта. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика. Значение одежды в выражении принадлежности человека к разным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья. Сравнение орнамента русского народного костюма и особенностей орнамента в костюмах других народностей. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. Символика гербов.

Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи,

декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

6 класс (34часа)




п/п

Разделы

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

9

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

10

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

8




Итого:

34


Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 часов). Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Композиция как ритм пятен. Тональная шкала. Цвет. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Цветовой контраст. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево о др. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов). Художественное познание: реальность и фантазия. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выразительные средства и правила изображения. Изображение предметного мира – натюрморт. натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объемные формы. изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел. Освещение. Свет и тень. Свет как средство организации композиции в картине. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов). Образ человека – главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Конструкция головы человека и ее пропорции. изображение головы человека в пространстве. Поворот и ракурс головы. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Сатирические образы человека. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Великие портретисты.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов). Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Движение фигур в пространстве. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. . Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника. Роль колорита в пейзаже. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Изображение сатирических образов литературных героев, создание дружеских шаржей.

Подготовка докладов и рефератов; презентация работ-портретов; оформление своих творческих работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.


7 класс (34часа)





п/п

Разделы

Количество часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека.

8

2

Поэзия повседневности.

7

3

Великие темы жизни.

11

4

Реальность жизни и художественный образ.

8




Итого:

34
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconПриказ № от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по...
И. С. Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изо для 6 классов на 2013- 2014 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по «Изобразительному искусству». для 3 класса на 2013 2014 учебный год

Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изо 5-8 класс + развёрнутое календарно-тематическое...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов составлена на основе
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год 3 класс

Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству учителя начальных классов
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству, 1- 4 класс (2013 2014 учебный год)
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по химии 9 кл ас
Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель...
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлен на основании Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан...
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год
Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год
Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 5 7 классов на 2013-2014 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Планирование составлено на основе методических рекомендаций миоо 2011-2012 уч год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск