МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
РАССМОТРЕНА И УТВЕРЖДЕНА
РЕКОМЕНДОВАНА К приказом руководителя ОУ
УТВЕЖДЕНИЮ от»____» _______2013г.,№_
Педагогическим советом Директор МОУ СОШ № 1
«___»______2013г. протокол №__ ____________Г.В.Поляков
Р А Б О Ч А Я П Р О Г РАМ М А ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для 5 – 7 класса на 2013 – 2014 учебный год Ф.И.О. учителя:
Кузнецова В.И.
г. Волгодонск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; Базой данного курса является авторская программа доктора педагогических наук
В.С. Кузина и др. 2009 г, соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 105 учебных часов: 5 класс – 35часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов.
Основанием выбора данной авторской программы лежит соответствие примерной программе «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство, а также программа логически развивает идеи начальной школы, Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, его научно – теоретическое обоснование и практическая художественная деятельность обучающихся. Изобразительное искусство как предмет в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы должен способствовать интеллектуальному развитию, активизации творческих способностей обучающихся независимо от того, кем они станут в дальнейшем.
Ценностные ориентиры предмета– формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
- овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного творчества, лепки и аппликации;- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий тесно связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов обучающихся.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Виды и формы контроля: тестирования ; выставки декоративных , живописных работ, рисунков; викторины.
Планируемый уровень подготовки обучающихся и выпускников на конец учебного года
К концу 5 класса обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль в эстетическом произведении искусства;
-особенности симметричной и ассиметричной композиции;
-основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- простейшие композиционные приемы и худ.средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества;
-памятники народной архитектуры и примеры народного искусства России и родного края, особенности местных традиций.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияние окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
- использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
К концу 6 класса обучающиеся должны знать:
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью, и другими художественными материалами;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке;
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительное наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте;
- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
К концу 7 класса обучающиеся должны знать:
- анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- отличительные особенности шедевров мирового искусства;
-систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Учебно-тематический план по изобразительному искусству
Классы –5-7
Количество часов: в неделю –1
№п/п
| Наименование тем
| Всего часов
|
| 5 класс
|
| 1
| «Изобразительное искусство в жизни людей».
| 6
| 2
| «В мире русской живописи, литературы, музыки и народного творчества».
| 29
|
|
|
|
| Итого:
| 35
|
| 6 класс
|
| 1
| «Красота в жизни и в искусстве»
| 35
|
| Итого:
| 35
|
| 7 класс
|
| 1
| «Многонациональное отечественное искусство»
| 10
| 2
| «Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры»
| 15
| 3
| «Труд в изобразительном искусстве»
| 10
|
| Итого:
| 35
| Литература и материально-технические средства обучения
а) основная литература:
1.. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
2...Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е издание М., 1997.
б) дополнительная литература для учителя
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.. Ресурсы сети Интернет.
3. Журналы : « Искусство »
4.»Северная Венеция» видеоэкскурсия
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования
Тела геометрические
Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5 А, Б
Дата проведения уроков
|
Количество часов, отведенных для освоения программного материала
|
Тема урока
|
Основные виды учеб-
ной деятельности
|
Темы контрольных, практических, лабораторных работ
|
РАЗДЕЛ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ» -6 часов
|
2-09
|
1
|
Цветовой круг
|
Выполнение упражнений
|
|
9-09
|
1
|
Урок-экскурсия в осенний парк.
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы
|
|
16-09
23-09
|
2
|
«Декоративный цветок»
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы
|
|
30-09
|
1
|
Живописные украшения,
монотипия «Веселые кляксы»
|
Выполнение упражнений.
Ответы на вопросы
|
| 7-10
|
1
|
«Золотая осень»
Рисунок осеннего дерева
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы.
|
|
РАЗДЕЛ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ: « В МИРЕ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЫ И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА» – 29 часов
|
14-10
|
1
|
Рисование овощей и фруктов
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы
|
|
21-10
|
1
|
Хохлома.
Золотые узоры.
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы.
|
|
11-11
|
1
|
Рисуем отгадки к народным
загадкам.
|
Выполнение практической работы.
|
|
18-11
|
1
|
Узор в полосе.
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы.
|
|
25-11
|
1
|
Эскиз декоративной
росписи сосуда
|
Выполнение практической работы.
|
|
2-12
|
1
|
Рыжий кот.
Рисование с натуры домашних животных.
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы.
|
|
9-12
|
1
|
Мультипликационные герои
|
Выполнение практической работы.
|
|
16-12
|
1
|
«Веселый Дед Мороз»
|
Творческая работа.
|
|
23-12
|
1
|
Раппорт ткани
Тестирование за полугодие
|
Творческая работа.
|
|
13-01
20-01
|
2
|
Гравюра на картоне.
|
Выполнение практической работы.
|
.
|
27-01
3-02
|
2
|
Работа в технике граттажа
|
Контрольные тренировочные упражнения
Практическая работа.
|
|
10-02
|
1
|
Наброски с натуры фигуры человека.
|
Выполнение практической работы.
|
|
17-02
|
1
|
Русские богатыри
|
Выполнение практической работы.
|
|
24-02
|
1
|
Транспорт
|
Ответы на вопросы.
Практическая работа.
|
|
3-03
15-03
|
2
|
Натюрморт из геометрических тел
|
Ответы на вопросы.
Выполнение
|
|
17-03
31-03
|
2
|
Натюрморт из разнородных
предметов: геометрических
тел ,фруктов, овощей
|
Выполнение практической работы.
|
|
7-04
14-04
|
2
|
Наброски модели домика
|
Выполнение практической работы
|
|
21-04
|
1
|
Рисование по представлению «Старинный терем» из геометрических фигур»
|
Ответы на вопросы.
Практическая работа
|
|
28-04
|
1
|
Буквица
|
Выполнение практической работы.
|
|
5-05
12-05
|
2
|
Иллюстрация к сказке
П.Ершова «Конек-Горбунок»
|
Ответы на вопросы.
Выполнение практической работы.
|
|
19-05
|
1
|
Портрет в скульптуре
|
Выполнение практической работы.
|
|
26-05
|
1
|
Четыре разных портрета
|
Ответы на вопросы.
Практическая работа.
Организовать и провести выставку работ.
|
| КАЛЕДАРНО - |