Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы)





Скачать 134.57 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению Уровень образования (классы)
Дата публикации05.07.2015
Размер134.57 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Москвинская ООШ

_____________/ Лонина О.В.

«_____» _________________ 20___г
«МОСКВИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________/Евтеева С.А.

«____» _________________ 20___г

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

педагогического совета

Пр. № ____ «____» _______ 20___г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

Уровень образования (классы) основное общее ( 5 класс)

Количество часов: _____2 часа в неделю, 68 часов в год

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по природоведению

2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению (5 класс) А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (Москва – Дрофа, 2010), составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования года и примерной программы основного общего образования по природоведению.
Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

Задачи:

  • формировать глубокие знания по основам естественных наук;

  • воспитывать у обучающихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Изменений нет. Резервные часы используются для повторительно – обобщающих уроков, компенсируют потерю уроков в каникулярное и праздничное время.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, Москва – Дрофа, 2011

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2011

  • Бердичевская Л.А., Н.И.Сонин. Природоведение. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся.- М.: Классик Стиль, 2011



Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Проектная работа;

  • Подготовка рефератов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.


Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно действующему базисному учебному плану и УП МКОУ Москвинская ООШ рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Для контроля знаний можно использовать методическое пособие Л.А.Бердичевской, Н.И. Сонина.
Методические аспекты преподавания курса природоведения

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентацию творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.

Содержание программы

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
П.р. № 1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

П.р. № 2 Знакомство с оборудованием для научных исследований
Тема 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

Практические работы

П.р. № 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Проверочная работа «Вселенная»

Тема 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюф-фон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

П.р. № 4 «Описание горных пород»

П.р. № 5 Описание и сравнение признаков 2—3 веществ.

П.р. № 6 «Определение по контурной карте положения и высоты гор и равнин»

П.р.№ 7«Измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра»

П.р. № 8 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Проверочная работа «Внутреннее строение Земли»

Проверочная работа «Земля»

Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Проверочная работа по теме «Жизнь на Земле»

Тема 5. Человек на Земле (17 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

П.р. № 9 «Путешествие по карте»

П.р. №10«Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации».

П.р. № 11 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

П.р. № 12 «Измерение роста и массы тела»

П.р. № 13«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

Проверочная работа «Как человек появился на Земле»

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

Учебно - тематический план


Название темы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Практические работы

проверочные работы

Тема 1. Изучение природы

3

3

2




Тема 2. Вселенная

14

14

1

1

Тема 3. Земля

18

18

5

2

Тема 4. Жизнь на Земле

16

16




1

Тема 5. Человек на Земле

16

17 (3 ч. из резерва)

5 (1 П.Р. перенесена из темы «Жизнь на Земле»)

2

ИТОГО

68

68

13

6



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Литература и средства обучения.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература :

    1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение, 5 класс» (Учебник). - М.: Дрофа, 2011

    2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2011

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2007.

  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2006

Методическая литература:

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2007.

  2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2006.

  3. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  6. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.



Перечень средств обучения
Настенные карты:

  1. Карта полушарий (физическая)

  2. Строение земной коры

  3. Океаны

  4. Природные зоны мира

  5. Климатическая карта мира


Объемные средства обучения:

  1. Глобус


Натуральные объекты:

  1. Коллекция «Полезные ископаемые» (к курсу природоведения, демонстрационная)

  2. Коллекция «Полезные ископаемые» (для курса географии средней школы)

  3. Коллекция «Полезные ископаемые» (учебная)

  4. Коллекция «Строение горных пород» (для средней школы)

  5. Коллекция «Формы сохранности ископаемых растений и животных»

  6. Коллекция «Известняк» (учебная) 3 шт.

  7. Коллекция «Почва и ее состав»

  8. Животные живого уголка (моллюски ахатины, аквариумные рыбы и моллюски, тритон испанский, шпорцевая лягушка и проч.)

  9. Живые растения - обитатели разных природных зон (ксерофиты, монстера, фикус)


Приборы:

  1. Микроскоп

  2. Лупа

  3. Компас

  4. Термометр


Лабораторное оборудование:

  1. Предметные и покровные стекла

  2. Чашки Петри

  3. Препаровальные иглы

  4. Пипетки

  5. Пробирки

  6. Химические стаканы разного объема

  7. Колбы разного объема


Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор


Мультимедийные учебные пособия:

  1. Мультимедийное учебное издание «Живой организм» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008

  2. Мультимедийное учебное издание «Многообразие живых организмов» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008

  3. Электронные уроки и тесты «Влияние человека на природу»

(серия «Биология в школе»), «Просвещение Медиа», 2007

  1. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, ООО «Дрофа», 2011


Видеофильмы:

  1. Ребятам о зверятах (ВВС, 30 серий)

  2. Homo sapiens - человек разумный (ВВС, 4 серии)

  3. Одиссея первобытного человека (ВВС, 3 серии)


Авторские мультимедийные презентации:

  1. Мир Звезд. Солнце.

  2. Созвездия.

  3. Многообразие галактик.

  4. Соседи Земли.

  5. Планеты-гиганты.

  6. Луна.

  7. Астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

  8. Большое космическое путешествие (урок-путешествие)

  9. Обобщение знаний по теме «Вселенная» (урок-игра)

  10. Материки и острова

  11. Неповторимая Земля

  12. Как человек открывал Землю?

  13. Вулканы и землетрясения

  14. Воздушная оболочка Земли

  15. Жизнь на разных материках

  16. Жизнь в морях и океанах

  17. Разнообразие живых организмов

  18. Экологические проблемы

  19. Три среды обитания

  20. Возникновение жизни на Земле

  21. Жизнь на Земле (урок-игра)

Разнообразие природных явлений



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению 5 а Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании Федерального Государственного стандарта общего образования (базовый уровень)-2004...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6-11 классы. М.: Дрофа 2010г
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению 5 класса разработана на основе
Примерной программой основного общего образования по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению Уровень образования (классы) iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск