Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,





Скачать 193.11 Kb.
НазваниеПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
Дата публикации17.08.2014
Размер193.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пежемская средняя общеобразовательная школа №14»

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора Директор

по УВР ___________ В.Н. Погонщикова __________ Е.Н. Ковалева

«___»_________2013 «___»__________2013

Рабочая программа по природоведению

5 класс

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель: Митина Мария Александровна

учитель биологии, химии

с. Пежма

2013 год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г.;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;

  • Программа «Природоведение. 5 класс», Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2009 г.

  • Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А.

Спиричевой, Л.И. Уваровой - Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2005.

Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Авторской программе соответствует учебник: «Природоведение 5 класс» А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2009 г.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Курс природоведения одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включено 12 практических работ. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков.


Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Структура курса
В авторскую программу внесены следующие изменения:

Из резервного времени Увеличено число часов на изучение темы «Изучение природы», 5 часов, вместо 3 часов в связи с практической направленностью обучения. На изучение темы «Жизнь на земле» 15 часов, вместо 14 часов.

Тема 1. Изучение природы (5 часов)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.


Практические работы:

№1 Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений.

№2 Проведение опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Тема 2.Вселенная (14 часов)

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной. (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
Практическая работа №3. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.
Тема 3.Земля (18 часов)

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа и др.

Внутренне строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Землетрясения. Вулканы. Суша планеты. Материки. Части света. Острова. Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия, Антарктида. Атмосфера Земли. Погода. Климат. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Климат. Ураганы. Смерчи. Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Воды суши, вода в атмосфере. Океаны Земли. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Обобщающий урок по теме «Земля».
Демонстрации:

  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)



Практические работы:

№4. Описание горных пород.

№5Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

№6. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

№7 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (15 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане. Животные прошлого. Живые клетки. Клеточное строение организмов. Деление клеток. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живых организмов. Бактерии. Одноклеточные организмы. Многоклеточные организмы. Многообразие грибов, растений. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среды обитания организмов. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

Урок обобщения по теме «Жизнь на Земле».
Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, электронные коллекции изображений).
Практические работы:

№8.Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации.

№9. Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.

№10. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
Тема 5. Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 час)

Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Урок обобщения по теме «Человек на Земле».

Демонстрации:

  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

  • Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

  • Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.


Практические работы:

№11. Измерение своего роста и массы тела.

№12. Овладение простейшими способами доврачебной помощи.
В программу курса природоведения 5 класса включен региональный компонент содержания общего образования, целью которого является:


  • освоение знаний о живой природе Архангельской области; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов на примере местных видов;

  • проводить наблюдения за состоянием основных живых систем Архангельской области;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами местной флоры и фауны; работы с региональными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе Севера;

  • использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений для сохранения собственного здоровья и здоровья людей, проживающих в условиях Европейского Севера.



Тематическое планирование по природоведению 5 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК А.А. Плешаков

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Практические работы

Региональный компонент

Дата

1

Изучение природы

5

№1 Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений.

№2 Проведение опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.





09.09
12.09

2

Вселенная

14

№3. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.




28.10

3

Земля

18

№4. Описание и сравнение признаков 2-х, 3-х веществ.

№5. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

№6 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.


Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Организация фенонаблюдений. Оценка влияний погодных условий на самочувствие северян.


28.11

02.12


23.12

4

Жизнь на Земле

15

№7. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

№8. Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.

№9. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
№10. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.
Дикорастущие и культурные растения своей местности.
Определение наиболее распространенных животных Архангельской области.
Связи живого и неживого. Цепи питания.


13.02

20.02


24.02


06.03

5

Человек на Земле

16

№11. Измерение своего роста и массы тела.

№12. Овладение простейшими способами доврачебной помощи.

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и допустимыми путями их решения.
Охрана растений и животных. Красная книга Архангельской области.


12.05

22.05

6

Итого:

68

12








ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо человека или во вред?
Основные исторические этапы развития отношений человека к окружающей природе: «от поклонения через покорение к сотрудничеству с миром природы».
Стремление людей осознать место Земли во Вселенной; история «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно) 

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ


Звездное небо. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд.
Форма и размеры Земли. Способы изображения Земли: планы, карты и глобусы.  Географические координаты.
Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Состав воздуха. Вода на Земле: океан, воды суши, водяной пар, ледники. Примеры наиболее распространенных горных пород, основных типов полезных ископаемых. 
Разнообразие живых организмов. Основные признаки царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. 
Основные признаки живых организмов: движение, питание, дыхание, раздражимость, размножение, развитие и смерть (на примере сравнения комнатных растений, домашних животных и человека). Клеточное строение живых организмов. 
Вещества в окружающей среде и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии. 

ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ В ПРИРОДЕ

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. 
Примеры явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Погодные явления. Основные характеристики погоды.  Влияние погоды на организм человека. 
Круговорот воды в природе. Примеры процессов рельефообразования (оползни, осыпи, изменения русел ручьев и рек), выветривания горных пород (разрушения облицовки зданий), почвообразования. 
Представление о развитии жизни на Земле (зарождение жизни в воде, освоение суши животными и растениями; ископаемые животные и растения).

ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ

Солнечно-земные связи. Различия в освещенности на поверхности Земли, смены сезонов года и времени суток как следствия шарообразности Земли, вращения вокруг оси и движения в Солнечной системе.
Связь неживой и живой природы. Примеры приспособления растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.  Благоприятные условия содержания домашних животных, выращивания декоративных или культурных растений. Комфортные экологические условия жизни для человека. 
Взаимосвязи в живой природе. Примеры взаимодействия растений и грибов, растений и бактерий; лишайники. Примеры взаимодействия животных друг с другом (поведение домашних животных). Ярусный принцип жизни, конкуренция и хищничество в природном сообществе (на местном материале).

Влияние человека на окружающую природу. Причины сокращения разнообразия живых организмов. Забота общественности и государства о сохранении редких и исчезающих видов растений и животных (Красная книга). 
Опыт практической деятельности


Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Определение географических координат. Наблюдение звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, клеток под микроскопом, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной); примеров взаимосвязей в живой природе, наблюдение за самочувствием. Опыты по изучению нескольких физических явлений, свойств наиболее распространенных горных пород, свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии, влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерение длины, температуры, массы, времени, атмосферного давленияОриентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Участие в социально-ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения; освоение простейших приемов оценки экологического состояния воды, растительности и почвыИспользование справочной литературы: карта звездного неба, планы, карты и глобус, атлас определитель растений и животных. 


ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ


Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания, роста, веса. Определение своего физического развития (оценка гибкости тела, правильности осанки, наличия плоскостопия). 
Правила безопасного поведения в ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями); овладение простейшими способами первой медицинской помощи (кровотечениях и травмах). 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; отдельных методах изучения природы; 

  • основные признаки царств живой природы; основные характеристики погоды; способы изображения земли; факторы здорового образа жизни; экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Уметь:

  • узнавать (определять) наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа–определителя;

  • приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых; физических явлений; явлений превращения веществ; процессов рельефообразования, почвообразования; приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки); указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме); 

  • описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы;

  • определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам; 

  • описывать  внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;

  • использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи; 

  • находить информацию в справочных изданиях: атласах (карт, организма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов), словаре, справочнике;

  • работать с учебным текстом естественнонаучного характера: кратко пересказыватьотвечать на вопросы по его содержанию, составлять простой план, заполнять предложенные таблицы, простые диаграммы и схемы; выделять в тексте описание природных явлений, наблюдений и опытов; 

  • использовать изученную естественнонаучную лексику и иллюстративный материал в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2–3 минуты) и письменных рассказах (50-100 слов); 

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ. 


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; использования плана или карты (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;

  • измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, оценки отдельных параметров физического развития (гибкость тела, правильность осанки), сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);

  • оказания первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;

  • определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии;


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

        
2.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
3. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).

Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2»

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:


  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. М.: Дрофа, 2009

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2012

  • Воронина Г.А. Тесты по естествознанию: 5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Экзамен»,2013

  • Природоведение. 5 класс: методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/ В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007

  • Интернет-ресурсы



Материально-техническая база
Таблицы

  1. Виды земной поверхности

  2. Карта Мира

  3. Карта России

  4. Природные зоны мира (карта)

  5. Разнообразие животных

  6. Строение Солнечной системы

  7. Строение Земли


Учебно-лабораторное оборудование

Комплект принадлежностей для проведения лабораторных работ

Микроскоп школьный увелич. 300-500

Лупа ручная
Гербарии

Лекарственные растения

Важнейшие культурные растения

Сорные растения

Медоносные растения

Кормовые травы

Ядовитые растения
Технические средства обучения

Компьютер

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа по географии призвана сохранить традиции классического...
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconПрограмма по географии призвана сохранить традиции классического...
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconПрограмма по географии призвана сохранить традиции классического...
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconПрограмма по экологии растений составлена на основе действующего...
Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа по обж конкретизирует содержание предметных тем...
«Основы безопасности жизнедеятельности», под общей редакцией В. Н. Латчука, которая соответствует федеральному компоненту государственного...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного...
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа по Математика геометрии (наименование учебного...
Рабочая программа по геометрии 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconРабочая программа составлена на основе : -федерального компонента...
Примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования...
Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического учебного предмета. Структура программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по природоведению рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, iconПрограмма разработана на основе Федерального компонента Государственного...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию 2004 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск