Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению





Скачать 407.42 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению
страница1/3
Дата публикации15.09.2014
Размер407.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3



5 класс

Рабочая программа составлена на основе :

-Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению,

-примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по природоведению А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (линия Н.И. Сонина)

-Учебного плана МКОУ Казинской СОШ на 2013-14 уч год

-Устава МКОУ Казинской СОШ.

-Федерального перечня учебников, рекомендованных в учебном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-14 учебный год.

Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому Пояснительная записка

в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета биологии) и дополнен список обязательных практических работ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.

При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:

  • учебно-познавательной: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • коммуникативной: владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • информационной: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями,; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • природоведческой: иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • здоровьесберегающей: позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.


Содержание программы
Изучение природы (7 часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы:

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  2. Методы изучения природы. Сравнение соли и сахара под бинокулярным микроскопом.


Вселенная (14 часов, в т.ч. 2 часа на обобщающе-повторительный урок, и на контрольную работу по теме «Вселенная».)

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Земля (15 часов, в т.ч. 1 час обобщающе-повторительный урок)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.
Практические работы:

  1. Очистка воды от примесей.

Жизнь на Земле (15 часов, , в т.ч. 2 часа на обобщающе-повторительный урок, и на контрольную работу по теме «Земля. Жизнь на Земле»

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.
Практические работы:

  1. Знакомство с микроскопом

  2. Строение клеток кожицы лука.


Человек на Земле (14 часов, в т.ч. 2 часа на обобщающе-повторительный урок, и на контрольную работу по теме «Человек на Земле» )

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС:

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
Учебно-тематическое планирование

5 класс Природоведение. 2 часа в неделю, 70часов .
Учебник: «Природоведение», авторы: Плешаков А.А. Сонин Н.И.

Дата



Тема урока



Элементы содержания (понятия, термины, имена)

Планируемые результаты

Тип урока

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Формы контроля




план

фактически













Введение. 7 часов.






















1

1. Введение.







Урок - знакомство
















2

2.. Науки о природе

Естественные науки

З. Комплексы наук о природе. У. Использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности. Н. работать с учебником.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

:использование плакатов, презентаций.

Дописать определения













3

3. Науки о природе

Что изучают науки о природе. Природоведение, биология, экология, география, физика, химия.

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

Стр.6.

Пров. работа.










4

4. Методы изучения природы.

Методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент.

З. о методах их изучения. У. вести наблюдение за изменениями природы.Н. закрепить на практике умение вести наблюдения за изменениями в природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

:использование плакатов, презентаций.

Стр. 15.













5

5. Практическая работа №1. «Знакомство с оборудованием для исследований».




З. Правила работы с бинокулярной лупой.У. сравнивать. Находить общее и различие. Н. работа с увеличительным прибором в парах.


Тип урока: комбинированный.

Практическая работа




Практ. работа №1










6

6. Практическая работа№2. «Сравнение кристаллов соли и сахара»

Сравнение по размерам, форме, цвету.

Тип урока: комбинированный.

Практическая работа

С. 21 - 22

*сообщение о великих естествоиспытателях

Практическая работа №2.










7

7. Великие естествоиспытатели.




З. о вкладе в науку великих естествоиспытателей. У.

Объяснять вклад ученых в естествознание. Н. работать с дополнительным материалом

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

Стр.21













Вселенная. 14 часов.






















8

1.Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

Давать определение понятию космос.

З. Строение Вселенной, представление о Вселенной у древних людей. Взгляды Пифагора и Птолемея на форму Земли.

.У. Распознавать модели Вселенной разных ученых. Н. работать с таблицами.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

:использование плакатов, презентаций.

Стр.24 Нарисовать любую модель Вселенной в представлении древних людей.













9

2.Модель Вселенной по Аристотелю и Птолимею.

Рассказывать о вкладе учёных Аристотеля и Пифагора в развитие науки о Вселенной. Знать названия астрономических приборов.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

:использование плакатов, презентаций.

Стр.26.
















10

3.Н. Коперник, его модель Вселенной.

Находить информацию о Н.Копернике, в учебнике, анализировать информацию, сравнивать и обсуждать,

З. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Система мира по Копернику. Развитие учения Н.Коперника итальянскими учеными:Бруно и Галилеем. У. Распознавать модели Вселенной разных ученых. Н. конкретизировать основные события.

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

Стр.29, доделать таблицу.













11

4.Дж. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.







Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

:использование плакатов, презентаций.

Стр. 32













12

5. Повторение «Представление о Вселенной.»







Урок контроля и коррекции знаний и умений.

сообщенияпро планеты.

Проверочная работа










13

6. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Планета. Спутник. Орбита, Сутки. Атмосфера. Солнечная система. Вселенная, галактика. Планеты земной группы, спутники планет, искусственные спутники.

З. Строение и состав Солнечной системы, понятие о

небесных телах. У. Составлять сообщения самостоятельно, используя дополнительную литературу. Н. работать с различными источниками

знаний.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

:использование плакатов, презентаций.

Стр.34. Доделать таблицу.













14

7. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун),

Планеты – гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

З. познакомить с планетами- гигантами. У. проводить сравнение. Н.различать и показывать планеты- гиганты

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

С.39-40, Доделать таблицу. Почему Плутон – не планета? сообщения













15

8. Астероиды. Кометы.

Астероиды. Кометы.

З. понятие об астероидах, кометах, метеорах и метеоритах. У. проводить сравнение. Н.различать и показывать небесные тела на таблицах.

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

Стр.43 сообщения

Проверочная работа










16

9. Метеоры. Метеориты.

Метеоры. Метеориты.

С.43-47













17

10. Звёзды, Солнце - ближайшая к нам звезда..

Звезда.

З. Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре, их расположенности относительно Земли. У. обосновывать принадлежность Солнца к звезде. Н.находить Полярную звезду, работать с звездной картой

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

Стр.48













18

11. Многообразие звёзд.

Карлики. Гиганты. Созвездие.

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

Стр.48













19

12. Галактики.

Звёзды, галактика, Млечный путь, Световой год, Межзвёздное пространство

З. понятие «галактика»,состав, расстояние; разнообразие галактик. У. давать характеристику галактики. Н. называть наш «космический адрес»

Тип урока: комбинированный.

:использование презентаций

Стр.50













20

13. Обобщающий урок по теме «Вселенная».

Находить черты сходства и различия в изучаемых космических объектах

Уметь выполнять тестовую работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся Работа с лабиринтом.

Урок контроля и коррекции знаний и умений



Проверочная работа



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...

Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconОсновного общего образования по природоведению
...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А....
...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconПояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса
...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе...
Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconПояснительная записка
...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск