Скачать 395.97 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Зам. руководителя по УВР Руководитель МБОУ «СБООШ» МБОУ «СБООШ» МБОУ «СБООШ» учитель биологии ____ Григорьев Н.П. ______ Данилина Л.Н. _____ Герасимова Р.В. Протокол №1 Приказ №9 от «20» августа2013 г. «3» сентябрь 2013г. от «3» сентября 2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс на 2013-2014 учебный год Учитель: Григорьев Николай Петрович Категория: I квалификационная категория Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол №8 от «26» августа 2013 г. 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина // Сборник нормативных документов. Природоведение / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение по курсу «Природоведение» в объеме 2 часа в неделю, итого рассчитана на 70часов. Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Цели изучения предмета:
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе.при этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед. В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета биологии) и дополнен список обязательных практических работ. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
Дополнительная литература:
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства.Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания. Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:
По сравнению с авторской программой изменено количество часов в разделе «Изучение природы» (5 часов вместо предусмотренных 3), т.к. авторская программа отводит недостаточно времени для знакомства с современными информационными и коммуникационными технологиями. Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс. В результате изучения природоведения ученик должен: знать/ понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Содержание программы Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (4 часа + 1 час контрольная работа) Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Творческие работы: Науки о природе. Методы изучения природы. Практические работы: 1.Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы) 2.Знакомство с оборудованием для научных исследований. Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ (14 часов + 1 час контрольная работа) Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия Творческие работы: Как древние люди представляли себе Вселенную. От Коперника до наших дней. Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленькие Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Раздел 3: ЗЕМЛЯ ( 17часов + 2часа контрольные работы) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли. Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире. Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни. Творческие работы: Что у Земли внутри? Землетрясения. Строение вулкана. Суша. Воздушная одежда Земли. Вода на Земле. Практические работы: 3.Ознакомление со свойствами горных пород и минералов 4.Описание физических свойств воды и поваренной соли. Получение смесей. 5.Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения) Раздел 4: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (15 часов +1 час контрольная работа) Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия. Творческие работы: Как развивалась жизнь на Земле. Живые клетки. Разнообразие живого. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Практические работы: 6.Знакомство с ископаемыми остатками животных и растений 7.Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа) 8.Строение клеток кожицы лука. 9.Изучение одноклеточных организмов (проводится при наличии живых простейших) 10.Приспособления животных к среде обитания 11.Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации. 12.Особенности растений разных зон Раздел 5: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ ( 14 часов + 1 час контрольная работа+1час итоговая работа за курс «Природоведение. 5 класс») Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Творческие работы: Как человек появился на Земле. Как человек открывал Землю. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Практические работы: 13.Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. 14.Определение ядовитых растений, грибов и животных своей местности. Планируемых контрольных уроков __6__, тестов __15___ч.; Административных контрольных уроков ___2 |
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению... | Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента... Примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6-11 классы. М.: Дрофа 2010г | Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального... ... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению класс 5 Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... | Рабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А.... ... | ||
Рабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.» «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и... | Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального... Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю) | ||
Основного общего образования по природоведению ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению... |