Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.





Скачать 395.97 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.
страница1/4
Дата публикации15.09.2014
Размер395.97 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Зам. руководителя по УВР Руководитель МБОУ «СБООШ» МБОУ «СБООШ» МБОУ «СБООШ» учитель биологии ____ Григорьев Н.П. ______ Данилина Л.Н. _____ Герасимова Р.В.

Протокол №1 Приказ №9

от «20» августа2013 г. «3» сентябрь 2013г. от «3» сентября 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
5 класс

на 2013-2014 учебный год
Учитель: Григорьев Николай Петрович

Категория: I квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №8

от «26» августа 2013 г.


2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина // Сборник нормативных документов. Природоведение / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение по курсу «Природоведение» в объеме 2 часа в неделю, итого рассчитана на 70часов.

Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе.при этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета биологии) и дополнен список обязательных практических работ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);

  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

  • природоведческой (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми);

  • здоровьесберегающей (позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

      1. Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2007. - 174 с.

      2. Плешаков А.А.Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 кл.:рабочая тетрадь к учебникуПлешакова А.А.,Сонина Н.И. «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.-106с.

      3. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

Дополнительная литература:

  • Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.:Издательство «Экзамен», 2006. – 62с.

  • Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс. /С.Д.Дикарев – М.: Интеллект-Центр, 2001 – 80 с.

  • Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ В.И.Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В.Павлова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 93 с.

  • Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5 класс «Биологические карты». М.: Дрофа, 2001.

  • Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5 класс «Биологические лабиринты». М.: Дрофа, 2001.

  • Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику природоведения для 5 класса./ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 63 с.

  • Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.


Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства.Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

вид контроля

количество часов (работ)

оцениваются

не оцениваются

(оцениваются по желанию учащегося)


Практические работы

14

9

5


Обобщающие уроки

4

4





Тестовый контроль

(6)

6





Контурные карты

(4)

2





Защита проектов


(3)

3





Подготовка сообщений

(5)

2

(3)


По сравнению с авторской программой изменено количество часов в разделе «Изучение природы» (5 часов вместо предусмотренных 3), т.к. авторская программа отводит недостаточно времени для знакомства с современными информационными и коммуникационными технологиями.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения


уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Содержание программы
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (4 часа + 1 час контрольная работа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Творческие работы:

Науки о природе.

Методы изучения природы.
Практические работы:

1.Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы)

2.Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ (14 часов + 1 час контрольная работа)

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия

Творческие работы:

Как древние люди представляли себе Вселенную.

От Коперника до наших дней.

Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленькие Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд.
Раздел 3: ЗЕМЛЯ ( 17часов + 2часа контрольные работы)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.

Творческие работы:

Что у Земли внутри?

Землетрясения.

Строение вулкана.

Суша.

Воздушная одежда Земли.

Вода на Земле.
Практические работы:

3.Ознакомление со свойствами горных пород и минералов

4.Описание физических свойств воды и поваренной соли. Получение смесей.

5.Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения)
Раздел 4: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (15 часов +1 час контрольная работа)

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.

Творческие работы:

Как развивалась жизнь на Земле.

Живые клетки.

Разнообразие живого.

Жизнь на разных материках.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Практические работы:

6.Знакомство с ископаемыми остатками животных и растений

7.Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа)

8.Строение клеток кожицы лука.

9.Изучение одноклеточных организмов (проводится при наличии живых простейших)

10.Приспособления животных к среде обитания

11.Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации.

12.Особенности растений разных зон
Раздел 5: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ ( 14 часов + 1 час контрольная работа+1час итоговая работа за курс «Природоведение. 5 класс»)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Творческие работы:

Как человек появился на Земле.

Как человек открывал Землю.

Как человек изменил Землю.

Жизнь под угрозой.
Практические работы:

13.Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

14.Определение ядовитых растений, грибов и животных своей местности.
Планируемых контрольных уроков __6__, тестов __15___ч.;

Административных контрольных уроков ___2

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа составлена на основе : -федерального компонента...
Примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6-11 классы. М.: Дрофа 2010г
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А....
...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.»
«Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю)
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconОсновного общего образования по природоведению
...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск