Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования





Скачать 421.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
страница1/4
Дата публикации18.10.2014
Размер421.59 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Примерной программы основного общего образования по природоведению МО РФ 2004 г.

  • Учебного плана МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2013-2014 учебный год.

  • Приказ МО и Н РФ от 19 декабря 2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год.

  • Авторской программы Природоведение. 5 класс: рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина \ авт. – сост. Е.Ю. Щелкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 39 с.


Программа рассчитана для обучения на уровне основного общего образования.
Изучение природоведения на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Используемый учебно-методический комплекс:

  1. Природоведение. 5 класс: рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина \ авт. – сост. Е.Ю. Щелкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 39 с.

  2. Природоведение 5 класс Контурные карты, Изд.: ООО «Дрофа».

  3. Природоведение. 5кл.: атлас./ под. ред. Н.И.Сонина – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011. – 32 с.: ил., карт.


При выборе учебника по природоведению был учтен принцип преемственности.
На изучение природоведения отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю. С целью усиления изучения предмета из компонента образовательного учреждения выделен 1 час, который распределен по разделам*.
В курсе природоведения контрольных работ 4 часа, которые распределены по разделам следующим образом:

  1. Контрольная работа №1 по теме: «Вселенная».

  2. Контрольная работа №2 по теме: «Земля».

  3. Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь на Земле».

  4. Контрольная работа №4 по теме: «Человек на Земле».

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;


уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



Содержание курса

Изучение природы (1 час)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, география), семья биологических наук.
Вселенная (15 часов)

Представления о Вселенной у древних индейцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV – XVIIвв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галелея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.

  • Фотографии планет Солнечной системы.


Практическая работа:

1. Определение по звёздой карте созвездия северного полушария
Земля (16 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж, Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды о возникновении Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей водной поверхностью. Ветер. Погода.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Поземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающее возможность жизни на планете.

Демонстрации:

  • Глобус.

  • Опыты, демонстрирующие горение веществ.

  • Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).


Практическая работа:

  1. Описание минералов и горных пород, определение их свойств.

  2. Обозначение на контурной карте материков. Островов, крупных вершин.

  3. обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек.


Жизнь на Земле (15 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешенные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны. пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, электронных коллекций изображений и т.п.).

Практическая работа:

  1. Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.

  2. Исследование многообразия растений с использованием гербарных материалов.



Человек на Земле (23 часа)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранении. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации:

  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

  • Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

  • Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности (фото).

Учебно-тематический план




Тема

Количество часов

В том числе

теория

практические работы

контрольные работы

1.

Введение. Изучение природы.

1

1

-

-

2.

Вселенная.

15

13

1

1

3.

Земля.

16

12

3

1

4.

Жизнь на Земле.

15

13

2

-

5.

Человек на Земле.

23

21

-

2

Итого

70

60

6

4
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса
...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка
...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю)
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...

Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа составлена на основе : -федерального компонента...
Примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин образования и науки РФ от «17»...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Математика. (Приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного...
Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconОсновного общего образования по природоведению
...
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Моя рабочая программа составлена на основе...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы»
Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск