МБОУ «Конец-Борская ООШ»
г.Краснокамска Пермского края
РАССМОТРЕНА
Руководитель МС
____________/______ Протокол № ___
от «__» ______20___г.
| С О Г Л А С О В А Н А
Зам.директора по УВР
И.В.Пономарева
_________/__________
«__»_________20___г.
| У Т В Е Р Ж Д Е Н А
Директор МБОУ «Конец-Борская ООШ»
Е.В.Дубова
____________/__________
«____» ___________ 20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 КЛАСС Составитель: Пышкина Е.В., учитель географии, 1 кв.категория
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по природоведению для основной школы; программы по природоведению для 5 класса А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе следующих документов и материалов:
стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.;
примерной программы по природоведению для основной школы;
программы по природоведению для 5 класса А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Плешаков, Н.И.Сонин.; научный редактор Морзунова И.Б./ – М.: Дрофа, 2009. – 174 с.
Целями изучения природоведения на ступени основного общего образования являются:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Место предмета в учебном плане
В ученом Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Общая характеристика курса.
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Примерная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».
В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане.
В учебном плане муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. ПурпеПуровского района учебный предмет «Природоведение» на этапе основного общего образования в общем объеме составляет 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты обучения.
Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.
Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения природоведения на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды;
определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения;
приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результата;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития свозрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибови опасных животных;
следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями.
Учебно-тематический план, включающий содержание тем учебного предмета 5 класс
№
урока
| Дата
| Тема урока
| Количество часов
| Элементы
содержания
| Требования к уровню
подготовки обучающихся
| Контроль, инструментарий
| Домашнее задание
| Изучение природы. 3 часа
| 1
| 04.09
|
| Введение. Науки о природе.
Практическая работа «Знакомство с оборудованием для научных исследований».
| 1
| Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, география, экология, лабораторное оборудование.
| Уметь: следовать правилам безопасности при проведении практических работ (пользоваться лабораторным оборудованием для научных исследований).
| Индивидуальный, материалы рабочей тетради.
Практическая работа. С.6, № 3.
| С. 6- 14
| 2
| 06.09
|
| Методы изучения природы.
Практическая работа «Проведение наблюдений, опытов
и измерений».
| 1
| Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.
| Знать: простейшие методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение; увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование,
используемое для научных исследований).
Уметь: описывать собственные наблюдений или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.
Следовать правилам безопасности при проведении практических работ (пользоваться увеличительными и измерительными приборами).
| Индивидуальный, материалы рабочей тетради.
Практическая работа. С.9, № 4.
| С. 15- 20
| 3
| 11.09
|
| Великие естествоиспытатели.
| 1
| Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
| Уметь: кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию(рассказать о важнейших работах и открытиях ученых – естествоиспытателей).
| Коллективный, материалы рабочей тетради (тренировочные задания).
С. 14- 15.
| С. 21- 22
| ВСЕЛЕННАЯ. 14 часов
|
| 4
| 13.09
|
| Как древние люди представляли себе Вселенную.
| 1
| Вселенная, модель Вселенной, Пифагор.
| Уметь: кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию (составлять рассказы, сообщения, используя материал учебника и дополнительную литературу).
| Индивидуальный, материалы рабочей тетради.
С.9, № 1-2.
| С.24 – 25
| 5
| 18.09
|
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| 1
| Аристотель, Клавдий Птолемей.
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе
(сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; излагать материал, формулировать вопросы и отвечать на них).
| Индивидуальный, материалы учебника.
С. 26,№ 1.
| С.26 – 28
| 6
| 20.09
|
| Николай Коперник, его модель Вселенной.
| 1
| Николай Коперник.
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе (сравнивать модели Вселенной по Н. Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею).
| Индивидуальный, материалы рабочей тетради.
С. 18, № 1.
| С.29 - 30
| 7
| 25.09
|
| Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника
| 1
| Джордано Бруно, Галилео Галилей
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе (сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею)
| Индивидуальный, материалы рабочей тетради
с. 19, № 3.
| С.30- 33
| 8
| 27.09
|
| Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.
| 1
| Солнечная система, спутники планет, планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля. Марс.
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе (дать сравнительную характеристику планет земной группы показать на модели Солнечной системы эти планеты и их орбиты).
| Индивидуальный, материалы учебника.
Самостоятельная работа «Соседи солнца», С. 20, № 1, С.21, № 2-4.
| С. 34- 38
| 9
| 02.10
|
| Планеты – гиганты
(Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Планета – карлик – Плутон.
| 1
| Планеты – гиганты:
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе (сравнивать планеты – гиганты между собой, а также с планетами земной группы).
| Индивидуальный ,
материалы рабочей тетради.
С. 23, № 1.
| С. 39- 40
| 10
| 04.10
|
| Спутники планет.
| 1
| Луна, кольца Сатурна, спутники планет.
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе
(объяснять, что собой представляет поверхность Луны; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с её спутником, показать особенности строения спутников других планет Солнечной системы).
| Индивидуальный, материалы учебника.
Самостоятельная работа «Планеты – гиганты и маленький Плутон», с. 23, № 5,6.
| С. 41- 42
| 11
| 09.10
|
| Астероиды.
Кометы
| 1
| Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост.
| Уметь: кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль (показать, в чём заключается особенность строения астероидов и комет)
| Индивидуальный, материалы учебника.
С.47,№1.
| С.43- 44
| 12
| 11.10
|
| Метеоры.
Метеориты.
| 1
| Метеоры,
метеориты.
| Уметь: кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль (отличить метеориты от метеоров)
| Индивидуальный, материалы учебника.
Самостоятельная работа «Астероиды. Кометы. Метеоры Метеориты»,
С. 26, № 5
| С. 45 - 47
| 13
| 16.10
|
| Звезды, Солнце – ближайшая к нам звезда.
ИОТ- 013- 13
Практическая работа «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»
| 1
| Звёзды, Солнце, солнечная система.
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе
(наблюдать суточное движение Солнца и звезд.)
Следовать правилам безопасности при проведении практических работ
| Индивидуальный, материалы рабочей тетради.
Практическая работа.
С 27, № 1- 3
| С.48 – 49
| 14
| 18.10
|
| Многообразие звезд
| 1
| Звезды: гиганты, сверхгиганты, карлики, созвездия.
| Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе(показать на карте звездного неба наиболее яркие звезды, входящие в состав созвездий).
| Индивидуальный, материалы учебника.
Самостоятельная работа «Мир звёзд», С.28, № 4-5
| С. 49 – 50
| 15
| 23.10
|
| Созвездия.
ИОТ- 013- 13
Практическая работа «Работа с подвижной картой звездного неба».
| 1
| Созвездия Северного полушария.
| Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков (находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Пегас, Орел. Лира, Лебедь). Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
| Индивидуальный, материалы учебника.
Практическая работа,
С. 29 № 1-2
| С. 50 - 51
| 16
| 25.10
|
| Галактики. Световой год.
| 1
| Галактики, Млечный Путь, световой год.
| Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков (находить на ночном небе Млечный Путь, показать на карте звездного неба видимые галактики).
| Индивидуальный, материалы учебника.
С.51, № 3.
| С. 50 - 51
| 17
| 30.10
|
| Обобщающий урок «Вселенная».
| 1
| Вселенная, солнечная система, планета, астероид, метеорит, комета, звезда, созвездие.
| Уметь: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи (в том числе на электронных носителях, сети Интернет).
| Коллективный, материалы рабочей тетради (тренировочные задания).
С. 32- 33.
|
| | |