Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение»





Скачать 256.68 Kb.
НазваниеРабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение»
страница1/3
Дата публикации03.01.2015
Размер256.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3

1


Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А. Плешакова, Н.И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010.-139 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» для 5 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, Москва, «Дрофа». 2008 г.

На изучение курса отводится 70 часов (2 часа в неделю), как это предусмотрено рабочим учебным планом. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

-освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать:

- Основные этапы развития взглядов людей на Вселенную;

- Строение состав Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров и метеоритов;

- Характеристики планет Солнечной системы;

- Основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария;

- Характеристики галактик;

- основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;

- Внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;

- Причины землетрясений и вулканической деятельности;

- Общую характеристику материков.
Учащиеся должны уметь:

- выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях.

- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием; измерительными приборами;

- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

- показывать на карте основные природные зоны Земли;

- составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Природоведение», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Согласно учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в неделю 2 часа.


Вид контроля

Количество часов

Практические работы

13

Контрольные работы

3

Урок обобщения и повторения

4


Практических работ всего – 13, оценочных – 5.

Содержание практических работ.

1. Проведение наблюдений, опытов и измерений

2.Знакомство с оборудованием для научных исследований.

3. Наблюдение за звездным небом северного полушария.

4. Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

5. Исследование зависимости испарения воды от ее температуры.

6. Работа с контурной картой. Подписать крупнейшие вершины и реки материков.

7. Описание погоды своей местности.

8.. Работа с контурной картой. Подписать океаны и моря омывающие Россию крупнейшие реки.

9. Изучение устройства светового микроскопа.

10. Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала

11. Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций

12. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарного материала.


Формы контроля:

  • Фронтальный опрос;

  • Индивидуальный опрос;

  • Тестирование;

  • Индивидуальная работа;

  • Подготовка творческих работ

Учебно-методический комплект:

1.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс», М.: Дрофа, 2009.

2.Атлас. Природоведение. 5 класс, 2009 г.

3.Контурные карты Природоведение 5 класс, 2009 г.

4.Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение», 5 кл., М., Дрофа, 2010 г.
Учебно-тематический план.


Раздел, тема

Кол-во часов

Раздел 1. Изучение природы.

3

Раздел 2. Вселенная

12

Раздел 3. Земля.

18

Раздел 4. Жизнь на Земле.

18

Раздел 5. Человек на Земле.

16

Резервное время

3

Итого

70



Содержание программы.
Введение. (1 ч.)

Раздел 1. Изучение природы – 2 ч.

Науки о природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Оборудование для научных исследований. Великие естествоиспытатели: Карл Линней, Чарльз Дарвин, В.И.Вернадский.

Практические работы.

1. Проведение наблюдений, опытов и измерений

2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Раздел 2. ВСЕЛЕННАЯ (12часов)

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Н. Коперник, его модель Вселенной

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Развитие идей Коперника

Солнечная система и её состав. Планеты земной группы.

Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон.

Спутники планет. Многообразие звезд. Солнце – ближайшая к нам звезда. Галактики.

Практические работы.

1. Наблюдение за звездным небом северного полушария.
Раздел 3. Земля – 19 ч.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора.

Гонные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Суша планеты. Материки и острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.

Погода. Климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.

Гидросфера. Ее состав. Мировой океан, части океана. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения в Солнечной системе, ее вращение, строение.

Практические работы.

1. Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

2. Исследование зависимости испарения воды от ее температуры

3.Описание погоды своей местности.

4. Работа с контурной картой. Подписать крупнейшие вершины и реки материков.

5. Работа с контурной картой. Подписать океаны и моря омывающие Россию крупнейшие реки.
Раздел 4. Жизнь на Земле – 18 ч.

Развитие жизни на земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Деление клеток. Разнообразие клеток.

Разнообразие живого. Царства живой природы.

Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Практические работы.

1. Изучение устройства светового микроскопа.

2. Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала

3. Знакомство с организмами различных сред обитания.

4. Знакомство с растениями различных природных зон.
Раздел 5. Человек на Земле – 16 ч.

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий.

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человек. Кислотные дожди, «озоновая дыра», «парниковый эффект», радиоактивны отходы.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов, защита планеты от всех видов загрязнения.

Здоровье человека и безопасность жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Учебно-методические средства обучения.

  1. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс», М.: Дрофа, 2009.

  2. Атлас. Природоведение. 5 класс, 2009 г.

  3. В.П.Горощенко «Хрестоматия по природоведению», М. «Просвещение, 1979.

  4. Контурные карты Природоведение 5 класс, 2009 г.

  5. Т.В.Козачек “Природоведение. 5 класс. Поурочные планы” Волгоград, изд. “Учитель”, 2006

  6. Интернет - ресурсы


Приложения к программе.

Практическая работа № 1. (25 мин.)

Тема: «Проведение наблюдений, опытов и измерений».

Цель: конкретизация знаний о методах изучения природы.
Задание 1.

Проведите наблюдения за поведением аквариумных рыбок или других животных во время кормления. Напишите рассказ о своих наблюдениях.

2.Проведите опыты с магнитом: определите, какие тела он притягивает. А какие нет. результаты запишите в рабочих тетрадях.

3.Проведите измерения каких-либо тел с помощью линейки, термометра и секундомера.

Результаты запишите в рабочих тетрадях.
Практическая работа № 2.

Тема: «Знакомство с оборудованием для научных исследований
Задание.

1.Пользуясь рисунками учебника на с.18-19, познакомьтесь с приборы и оборудование для научных исследований.

2.Подумайте, для каких целей используют каждый прибор и оборудование. Приведите примеры.

Практическая работа № 3. (30 мин.)

Тема: «Наблюдение за звездным небом северного полушария»

Цель: познакомить детей со звездным небом северного полушария; уметь находить Млечный путь, созвездие Большую Медведицу, определять Полярную звезду.
Задание.

1) Найти на ночном небе Млечный путь и рассмотреть его невооруженным глазом.

2) На звездном небе найти созвездие Большую Медведицу. Полярную звезду.

Практическая работа № 4 (30 мин.)

Тема: «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов»

Цель: сформировать простейшие навыки определения горных пород.

Оборудование: коллекция «Горные породы и минералы по природоведению»
Задание.

1) Познакомиться с образцами горных пород и определить к какому типу они относятся и как используются человеком.

2) Результаты исследований горных пород занесите в таблицу.




название горных прод

к какому типу относится

где используется человеком

1.

гранит

магматическая

Строительный материал

2.

известняк

осадочная

В металлургии, хим.пром-сти, строительстве.

3.

глина

осадочная

В производстве кирпича, посуды.

4.

мрамор

метаморфическая

Декоративный и поделочный материал



Практическая работа № 5.

Тема: « Исследование зависимости испарения воды от ее температуры»


Практическая работа № 6.

Тема: «Описание погоды своей местности»

Задание: используя план, опишите погоду своей местности.

План.

1.За какой промежуток времени (день, неделя, месяц) дается описание.

2.Наибольшая, наименьшая м средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3.Осадки, их общее количество, вид осадков, время выпадения их наибольшего выпадения.

4.Обласность, распределение облачности по дням.

5.Атмосферное давление.

6.Влияние погоды на здоровье людей, жизнь и деятельность.
Практическая работа № 7. (20 мин.)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconБосова М.: Бином 2009г рабочая программа ориентирована на использование...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний,...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconРабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconАвтора Л. Л. Босова «Информатика и икт»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекса
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» icon
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconТема урока Кол-во часов
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconУтверждаю проректор по внешним связям О. И. Сгибнева
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconКтп рабочей программы рассчитано на 1 час в неделю и ориентирована...
Ктп рабочей программы рассчитано на 1 час в неделю и ориентирована на использование учебника «Астрономия 11 класс», Е. П. Левитан,...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconКонспект открытого урока английского языка в 7А классе моу сош №56
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconРабочая программа по биологии 7 класс
Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний,...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconПояснительная записка. 6 класс
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Обществознание»
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск