Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс»





Скачать 473.39 Kb.
НазваниеРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс»
страница1/3
Дата публикации17.08.2014
Размер473.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2005г Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Место предмета в школьном учебном плане - 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа по природоведению 5 класс.

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

  1. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры

звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

№1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них

экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.


  1. Строение и свойства веществ (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких

и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№2. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

№3. Определение объема и массы твердых и жидких тел


  1. Электрические явления (3 часа)

Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические разряды в природе. Электрический ток. Управление электрическим током. Электростанции. Электрификация.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения, с электрофорной машиной, с электроскопом.


  1. Воздух (9 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с

высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторная работа

№5. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

№6 Описание погоды за месяц.


  1. Вода (5 часов)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в

природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия Результаты работы текущих вод и ветра.

Лабораторная работа

№7. «Вода как растворитель»

  1. Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы

№8 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

№9. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.


  1. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.


  1. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия «Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды».


  1. Растения (6 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения , условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы

№10. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

№11.Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

Практикум «Распознавание различных видов растений своей местности» (в том числе редких,

охраняемых и ядовитых с использованием гербариев, Красной книги, компьютера, рисунков).


  1. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.


  1. Животные (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Практикум «Узнавание различных видов животных своей местности» (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей, Красной книги.



  1. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Экскурсии «Изучение работы воды и ветра», «Разнообразие организмов»


  1. Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.


  1. Человек, его здоровье и безопасность жизни (2 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • cтроение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Основная литература

    1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2002.

    2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2002.

    3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2004(рабочая тетрадь для учителя);

    4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.

  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 1995.

  8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.

  9. Красная книга Республики Татарстан

Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

  2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  3. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.

  4. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007.

  6. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

  8. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.

Электронное сопровождение

    1. Библиотека электронных наглядных пособий по биологии и географии




п/п

Система уроков (лабораторные, практические работы),
домашнее задание

Информационно-методическое обеспечение

Дата

Примечания

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Ц е л ь: сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями, развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы, находить взаимосвязи между живой и неживой природой, проверить умение учащихся ориентироваться в природе с помощью компаса, определять линию горизонта.

1 (1)

Человек и природа.

Домашне задание: с. 36.

Демонстрация тел неживой и живой природы, картин, таблиц с изображением различных тел природы.







Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять тела природы, явления природы.

Продуктивный: описывать многообразие тел, веществ и явлений природы; осуществлять их простейшую классификацию; сравнивать природные объекты не менее чем по 34 признакам; характеризовать воздействие человека на природу, приводить примеры взаимодействия человека и природы.

2 (2)

Природа неживая и живая (экскурсия).

Домашнее задание: вычертить план маршрута к месту экскурсии (составить отзыв-отчёт об экскурсии).

Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года.

Оборудование: компасы, термометры, белый диск, подвешенный на размеченной бечёвке, листы бумаги, планшетки.







Репродуктивный: перечислять тела, вещества и явления природы; методы изучения природы; основные характеристики погоды; наиболее распространённые растения и животных своей местности.

Продуктивный: характеризовать тела, вещества и явления природы; методы изучения природы; взаимосвязь живой и неживой природы; воздействие человека на окружающую среду; уметь описывать личные наблюдения; определять стороны горизонта с помощью компаса; вычерчивать план маршрута к месту экскурсии; доказывать взаимозависимость живой и неживой природы.

Творческий: составить отзыв-отчёт об экскурсии.



РАЗДЕЛ I. ВСЕЛЕННАЯ (6 часов)

Цель: сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, её составе, со спутником Земли – Луной. Научить детей проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом и картой.

1 (3)

2 (4)

Звёзды на небе.

Домашнее задание: § 1; сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон);

о вращении небесных сфер (Н. Коперник).

Земля – наш дом.

Домашнее задание: § 2.

Демонстрация рисунков, фотографий, карт, атласов звёздного

неба.

Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса, таблицы "Планеты Солнечной системы". Л.р.№1 "Работа с картами, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий"







Репродуктивный: перечислять известные созвездия; давать определения терминам.

Продуктивный: давать характеристику звёздам (размеры, цвет, шкала яркости); созвездиям; определять стороны горизонта с помощью Полярной звезды; находить на карте звёздного неба Большую и Малую Медведицу.

Творческий: готовить сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник).

Репродуктивный: давать определение терминам; называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты.

Продуктивный: характеризовать положение Земли в Солнечной системе; объяснять значение вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца (суточное и годовое движение Земли).

Творческий: прогнозировать изменения на планете Земля в случае изменения положения её оси или орбиты.


3 (5)

Оболочки Земли.

Домашнее задание: § 3, дополнительный материал о Луне.

Демонстрация глобуса, физической карты полушарий, фотографий Земли.







Репродуктивный: перечислять внешние оболочки Земли; давать определение терминам.

Продуктивный: характеризовать литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу (состав, строение, процессы).

Творческий: прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли.




4 (6)

5 (7)

6 (8)

Луна – естественный спутник Земли.

Домашнее задание: § 4
.
Солнце. Солнечная система.

Домашнее задание: § 5, повторить к обобщающему уроку

§ 1–4.

Вселенная (обобщающий урок).

Домашнее задание: повторить "Введение".

Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода.

Таблица "Планеты Солнечной системы", картины с изображением Солнца. Наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.

Таблицы, рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий.







Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять лунные фазы.

Продуктивный: объяснять, что собой представляет поверхность Луны; объяснять причины образования фаз Луны, как происходит смена дня и ночи; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с её спутником. Уметь вести наблюдения
Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять планеты и тела Солнечной системы.

Продуктивный: характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле; описывать строение Солнечной системы, давать характеристику планетам, кометам, метеорам, метеоритам; вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.
Репродуктивный: перечислять небесные тела; называть расстояние, на котором находится Земля от Солнца; называют лунные фазы; два главных движения Земли; перечислять внешние оболочки Земли.

Продуктивный: характеризуют Солнечную систему, её строение и состав; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет; объясняют

смену дня и ночи, времён года на Земле.






1

2

3

4

5

6



















РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11 часов)

Ц е л ь: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах, раскрыть особенности их строения; ввести понятия “молекулы”, “атомы”, “элементы”. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твёрдых телах. Сформировать знания о физических и химических явлениях в природе, познакомить с разнообразием веществ в природе.

1 (9)

2(10)

3(11)

4 (12)

Тела и вещества.

Домашнее задание: § 6

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Домашнее задание: § 7.

Вещества и смеси.

Домашнее задание: § 8.


Молекулы, атомы, элементы.

Домашнее задание: § 9.

Демонстрация веществ в твёрдом, жидком, и газообразном состоянии. Демонстрация опыта "Три состояния воды".

Демонстрация упругости, пластичности тел.


Л.р..№3 "Определение объема и массы твердых и жидких тел"


Демонстрация моделей молекул различных веществ. Демонстрация опытов, рассмотренных в учебнике.







Репродуктивный: перечислять состояние веществ.

Продуктивный: характеризовать и сравнивать различные тела (форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, из которого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выводы об агрегатных состояниях вещества.
Репродуктивный: перечислять свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; давать определение терминам.

Продуктивный: характеризовать свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; приводить примеры и демонстрировать упругость, пластичность.
Репродуктивный: перечислять вещества и смеси.

Продуктивный: характеризовать свойства веществ и смесей, делают выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком.

Репродуктивный: давать определение терминам; называть частицы, из которых состоят вещества.

Продуктивный: давать характеристику молекул, их свойств; атомов; химических элементов; показывать на доске запись некоторых химических элементов с помощью химических знаков.

Творческий: изготавливать модели простейших молекул.



5 (13)

Движение частиц вещества.

Домашнее задание: § 10.

Демонстрация опытов, доказывающих диффузию в газах и жидкостях.







Репродуктивный: давать определение терминам; называть частицы, из которых состоят вещества.

Продуктивный: характеризовать движение как естественное состояние молекул; диффузию в газах, жидкостях, твёрдых телах; скорость движения молекул разных веществ.

6 (14)

Взаимодействие частиц.

Домашнее задание: § 11.

Демонстрация опыта "Взаимодействие между молекулами в жидкостях".







Репродуктивный: называть час-

тицы, из которых состоят тела; давать определение терминам.

Продуктивный: давать характеристику силе притяжения, объяснять условия притяжения. Срав-

нивать силу притяжения твёрдых тел и жидкостей.

7 (15)


Разнообразие веществ.

Домашнее задание: § 12.


Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ. Демонстрация неорганических и органических веществ.







Репродуктивный: называть тела неживой и живой природы; неорганические и органические вещества; перечислять простые вещества.

Продуктивный: давать характеристику простым веществам. Характеризовать сложные вещества, вещества неорганические и органические. Сравнивать тела неживой и живой природы, находить отличия и сходство, делать выводы. Давать характеристику состава клеток человеческого тела.






8 (16)

Физические и химические явления.

Домашнее задание: § 3.

Демонстрация опытов: “Физические и химические явления в природе”.







Репродуктивный: давать определение терминам.

Продуктивный: давать характеристику физическим и химическим явлениям; приводить примеры физических и химических явлений, примеры, показывающие превращения веществ; сравнивать химическое и физическое явление.

9 (17)


10(18)

11(19)

Горение.

Домашнее задание: § 14.

Окисление.

Домашнее задание: § 15, повторить § 9.

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Лабораторная работа №2"Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов".

Домашнее задание: повторить § 615.

Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива.

Демонстрация тел, подверженных медленному окислению (образование ржавчины).

Демонстрация моделей строения молекул простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ.

Оборудование: кубики льда, хим. стаканчики с водой, колбы, пипетки, стеклянные пластинки, воздушные шарики, нитки, пластилин, ластики.







Репродуктивный: давать определение терминам.

Продуктивный: давать характеристику процессу горения; объяснять его значение. Характеризовать различного рода топливо; приводить примеры жидкого, твёрдого и газообразного топлива. Объяснять способы тушения горящих веществ.

Репродуктивный: давать определение терминам.

Продуктивный: давать характеристику окислительным процессам. Приводить примеры медленного окисления; объясняют роль кислорода в процессе дыхания живых организмов.
Репродуктивный: давать определение терминам.

Продуктивный: а) давать характеристику строению веществ: молекулы, атомы, элементы;

б) характеризовать разнообразие веществ

в) объяснять явления природы: физические, химические; приводят примеры.



РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (3 часа)

Ц е л ь: познакомить учащихся с простейшими электрическими явлениями. Сформировать первоначальное представление об электрических разрядах, о молнии, об электрическом токе, источниках электрического тока.

1 (20)

Электризации тел. Электрические заряды.

Домашнее задание: § 16, сообщения "Из истории изучения молнии".

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Оборудование: детские воздушные шарики, стеклянная палочка, шёлковая тряпочка, пластмассовая расчёска, мелкие кусочки бумаги.







Репродуктивный: называть виды электрических зарядов.

Продуктивный: демонстрировать и объяснять простейшие электрические явления (электризация тел), свойства наэлектризованных тел, два вида электрических зарядов "+" и "-". Характеризовать простейшие изоляторы и проводники электрических разрядов.

2 (21)

3(22)

Электрический разряд. Молния.

Домашнее задание: §17.

Электрический ток.

Домашнее задание: § 18.


Демонстрация опытов с электрофорной машиной.

Демонстрация различных источников электрического тока.







Репродуктивный: давать определение терминам.

Продуктивный: давать характеристику электрическому разряду, молнии; описывать особенности устройства и значение молниеотвода; характеризовать особенности поведения человека во время грозы.


Репродуктивный:

Продуктивный: электрическая цепь, протон, электрон, электрический ток, источники электрического тока.



РАЗДЕЛ IV. ВОЗДУХ (9 часов)

Ц е л ь: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления. Температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, образования ветра, его работу в природе. Сформировать представления о погоде, о признаках её предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.

1 (23)

Воздух – смесь различных газов.

Домашнее задание: § 19.

Демонстрация схемы "Состав воздуха".

Оборудование: стаканчик с известковой водой, стеклянная палочка, резиновая груша.







Репродуктивный:

Продуктивный: состав воздуха, примеси.

2 (24)

Свойства воздуха.

Домашнее задание: §20.

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха. Демонстрация опытов с воздушным пистолетом.







Репродуктивный:

Продуктивный: воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воз-

духа человеком.

3 (25)

Вес воздуха и атмосферное давление.

Домашнее задание: § 21.

Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес и оказывает давление на предметы со всех сторон.







Репродуктивный:

Продуктивный: вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон.




1

2

3

4

5

6

4 (26)

Изменение давления воздуха с высотой.

Домашнее задание: § 22.

Демонстрация барометра, демонстрация опыта Торричелли.







Репродуктивный:

Продуктивный: изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, барометр.

5 (27)

Нагревание воздуха.

Домашнее задание: записи в тетрадях.

Демонстрация теплопроводности воздуха.







Репродуктивный:

Продуктивный: нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода.

6 (28)

Изменение температуры воздуха с высотой.

Домашнее задание: записи в тетрадях.

Работа с картой, Л.р.№5 "Определение местонахождения гор со снежными вершинами"







Репродуктивный:

Продуктивный: изменение температуры воздуха с высотой, снеговая линия, облака, осадки, их виды.

7 (29)

Ветер. Работа ветра.

Домашнее задание: записи в тетрадях, повторить § 21.

Демонстрация модели флюгера и определение направления ветра. Демонстрация опыта, доказывающего движение воздуха (опыт со свечами).







Репродуктивный:

Продуктивный: ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе.

8 (30)

Погода и её предсказание.

Домашнее задание: оформить лабораторную работу в тетрадь, повторить § 1922, записи в тетрадях по теме "Воздух".

Лабораторная работа №6"Описание погоды за месяц и сезон"







Репродуктивный:

Продуктивный: погода, признаки погоды своей местности. Предсказание погоды.

9 (31)

Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения (обобщающий урок).

Домашнее задание: § 7.

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха.







Репродуктивный:

Продуктивный: 1. Состав воздуха. 2. Свойства воздуха.

3. Погода, её предсказание.

4. Охрана воздуха.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. В. Латюшин, В. М. Пакулова – М.: Дрофа 2010. Согласно действующему Базисному учебному плану, на обучение в 5-м классе отводится...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconРабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая»
Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconРабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.»
«Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconУрока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха»
Программа под руководством В. В. Пасечника. Учебник В. М. Пакуловой, Н. И. Ивановой «Введение в естественнонаучные предметы. Природа....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconРабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка...
Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconПакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для...
В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconУчебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса
Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconРабочая программа по учебному предмету «Природа. Неживая и живая»...
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconКонспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconОт 29. 08. 14г. Мкоу ильинская оош рабочая программа по природоведению 5 класс
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» icon«Живая и неживая природа» 1 класс система Занкова Цели урока
Л. М. Зеленина и др. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 М.: Просвещение, 2008...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск