Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха»





Скачать 104.87 Kb.
НазваниеУрока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха»
Дата публикации27.08.2014
Размер104.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа №2»

Дзержинского района Калужской области


Технологическая карта урока природоведения

по теме «Воздух. Свойства воздуха», 5 класс
(Программа под руководством В.В. Пасечника. Учебник В.М. Пакуловой, Н.И. Ивановой «Введение в естественнонаучные предметы. Природа. Неживая и живая ». Москва. Дрофа. 2013 )
Шилкина Любовь Сергеевна,

учитель биологии МКОУ «ТСОШ № 2»


Товарково

2013-2014 учебный год

Тема урока: «Воздух. Свойства воздуха»
Цель урока: сформировать понятие о составе воздуха и продолжить формирование знаний свойствах воздуха .

Планируемые результаты: знать состав воздуха, особенности газов, входящих в состав воздуха, их значение в природе и жизни живых организмов; определять понятия по теме урока; разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила работы с лабораторным оборудованием.
Личностноформирующая направленность урока.

  1. Расширить границы мировоззрения учащихся пониманием роли воздуха в обеспечении процесса жизнедеятельности живых организмов.

  2. В ходе творческой коллективной мыследеятельности высказать предположения о практическом значении свойств воздуха.

  3. Сформировать установку: человек несёт ответственность перед последующими поколениями за результаты своей деятельности.


Задачи урока:


  1. Образовательная – сформировать знания о составе воздуха, об особенностях газов, входящих в состав воздуха, их значении в природе, жизни живых организмов; продолжить формирование знаний о свойствах воздуха в хозяйственной деятельности человека, разъяснить опасность нарушения равновесия газового состава равновесия. Продолжить формирование умений наблюдать, ставить простейшие опыты.

  2. Развивающая – в целях развития логического мышления учащихся научить их обладать операциями: сравнение, синтез, обобщение, формировать умение работать с учебником, формировать умение строить выводы. Развить познавательный интерес.

  3. Воспитательная - воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.



Тип урока.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель – первичное осознание учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Этапы:

    1. Организация начала урока.

    2. Подготовка учащихся к усвоению нового.

    3. Изучение нового материала.

    4. Первичная проверка усвоения знаний.

    5. Первичное закрепление знаний.

    6. Контроль и самопроверка знаний.

    7. Подведение итогов урока.

    8. Информация о домашнем задании.


Формируемые понятия: смог, водолазный колокол, кессон, сжимаемость, упругость.
Оборудование: стеклянные банки, свечи, спички; ёмкость с водой, пустой стакан; пустой шприц; комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), презентация к уроку, видеоролики.


Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы


ФОУД*

Деятельность учителя

Деятель-

ность обучающихся

Формирование УУД

Организационный

1

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.



Устное сообщение учителя



Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Подготовка учащихся к усвоению нового

4

Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения материала. Формировать познавательные мотивы.




Создание проблемной ситуации

Сочетание Ф и И

Беседа, восстановление знаний.

Отвечают на вопросы, дополняют и исправляют друг друга, если это необходимо.

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

 

Постановка познавательной задачи

2

Организация учащихся по принятию познавательной задачи.


О чём будем говорить сегодня на уроке?

Мотивация.

Презентация – сл.1,2.

Устное сообщение учителя.


Ф


Организует подводящий диалог.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в материале урока.


Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают проблему.

Озвучивают тему и цель урока.

Составляют план.
Записывают тему в тетрадь.





Изучение нового материала

10

Сформировать конкретные представления о предмете изучения

и способах действий; побуждать учащихся самих искать решение задачи

1. Воздух-смесь различных газов.

Презентация-сл.3,4.

2. Примеси в воздухе, их влияние на чистоту воздуха и здоровье человека.

3. Относительное постоянство состава воздуха.


Эвристический,

рассказ учителя,

демонстрация опытов, доказывающих наличие в воздухе углекислого газа, кислорода, иллюстрирующих их свойства.
Работа с учебником, просмотр видеоролика, рассказ учителя, беседа.


Ф,И



Формулирует задания.

Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Проводит эксперимент.

Напоминает обучающимся, как работать с текстом.

Контролирует выполнение работы.

Работа с учебником рис.38.

Приводят примеры.

Отвечают на вопросы, дополняют и исправляют друг друга, если это необходимо.
Чтение 16 параграфа на стр. 68.

Выделение главного в новом материале.

Работа в тетради с печатной основой №55.



анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ( К);

Физминутка

2

Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия.



















Изучение нового материала

10




4. Свойства воздуха.

(Актуализация знаний о свойствах воздуха, полученных в начальной школе.)

Презентация-сл.5.
5. Воздух занимает пространство.
6.Сжимаемость и упругость воздуха.
7.Значение воздуха.

Эвристический,

рассказ учителя,

беседа,

демонстрация опытов,

работа с учебником, просмотр видеоролика.


Ф,И

Формулирует задания.

Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Проводит эксперименты.

Напоминает обучающимся, как работать с текстом.

Контролирует выполнение работы.

Отвечают на вопросы, дополняют и исправляют друг друга, если это необходимо.

Работа с учебником рис.39.

Приводят примеры.
Чтение 17 параграфа на стр. 70.

Выделение главного в новом материале.


анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П); постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ( К);

Первичная проверка усвоения знаний

4

Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение.

Учить выбирать рациональные способы решения.

Что нового узнали в данном тексте?

Значение воздуха.

Презентация - сл.7,8.

Практическое применение воздуха.


Анализ и логическое доказательное мышление.

Сочетание Ф и И

Формулирует задания.

Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.


Находят в тексте понятия, информацию,

Работают с рис.40,41.

Отвечают на вопросы учителя.


анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

использование

знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

установление причинно-следственных связей (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений,

Первичное закрепление знаний

5

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Выполнение №57,58,60 в рабочей тетради.


Самостоятельная работа.

Ф,И

Формулирует задания.

Организует работу.


Выполняют задания. Вырабатывают общее решение, оказывают взаимопомощь,проводят самопроверку.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

доказательство (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Контроль и самопроверка знаний

4

Выявить уровень первичного усвоения нового материала

Приложение-1.

Презентация – сл.9.

Самостоятельная работа.

И

Организует индивидуальную работу учащихся.

Выполняют тестовое задание. Взаимопроверка. Самопро-

верка.

Оценивают и корректируют свои знания.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез,сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

подведение под понятие (П);

установление причинно-следственных связей (П);



Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

План на доске, составленный 
в начале урока.

С какой темой вы познакомились на уроке?

Вам было интересно на уроке?

Что вы узнали нового на уроке?

Как вы считаете, вам пригодятся знания о составе и свойствах воздуха?

Как бы вы оценили свое участие на уроке?

Презентация – сл.10

Рефлексия, контроль.


Ф

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);


Домашнее задание

1

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Презентация – сл.11.








Консультации.

Записывают д/з




* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.

1 вариант:

1. Что такое воздух:

а) смесь газов; б) чистый кислород; в) чистый азот.

2. Какого газа в воздухе больше:

а) кислорода; б) азота; в) углекислого газа.

3 .Какой газ поддерживает дыхание:

а) кислород; б) азот; в) углекислый газ.

4. Какой цвет у воздуха:

а) воздух бесцветный; б) голубой; в) белый.

5. Что происходит с воздухом при нагревании:

а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется.


2 вариант:

1. Как называется воздушная оболочка Земли?

а) гидросфера; б) атмосфера; в) литосфера.

2. Какой газ поддерживает горение?

а) кислород; б) азот; в) углекислый газ.

3. Какой газ человек выдыхает при дыхании?

а) кислород; б) азот; в) углекислый газ.

4. Какой запах и вкус у воздуха?

а) приятный; б) неприятный; в) не имеет запаха и вкуса.

5. Что происходит с воздухом при охлаждении?

а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется.

Литература:

      1. Учебник В.М. Пакуловой, Н.И. Ивановой «Введение в естественнонаучные предметы. Природа. Неживая и живая ». Москва. Дрофа. 2013

      2. В.М. Пакулова, Н. И. Иванова Методическое пособие к учебнику. Москва. Дрофа. 2013

      3. Интернет ресурсы www/ 1september/ru





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconВетер
Сформировать понятие «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха»; выявить зависимость количества...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация работы: Сценарий урока окружающего мира. Тема: «Движение воздуха». 2 класс по системе Л. В. Занкова. Тип урока: введение...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconКонспект урока «Влажность воздуха. Способы определения влажности...
Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока Свойства поверхностного слоя жидкости. Смачиваемость. Капиллярность. Влажность воздуха. Психрометр и гигрометр. Лабораторная...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать понятия «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха». Выявить зависимость количества...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconУрок химии в 9 классе. «Неметаллы»
Цели урока: Обратить внимание учащихся на положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов, физические...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconУрок по теме «Логарифмы и их свойства»
Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconРеферат по теме «источники и виды загразнения атмосферного воздуха»
Для предупреждения этих воздействий нужны совместные усилия биологов, химиков, техников, врачей, социологов и других специалистов....
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconКонспект урока по теме: «Химические свойства и применение этилена» фио (полностью)
Цель урока: -изучить химические свойства алкенов, углубить и конкретизировать знания учащихся о механизмах химических реакций
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconКонспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства.»
Он является итоговой частью программы по биологии 10-11 классов. Учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Авторы:...
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать понятия «насыщенный и ненасыщенный воздух», и «абсолютная и относительная влажность воздуха»
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconУрока природоведения по теме «Экологическая безопасность»
Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов моу сош п. Сайга Томской области
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» iconПриложение. Теме урока: «Климат». План урока
По данным таблицы на контурную карту по меридиану 1100з д обозначьте температуру воздуха на Земле. Градусы холода – синим цветом,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск